Обращение к членам теологического факультета Сорбонны
Стр 1 из 4Следующая ⇒ К оригинальным философским текстам 1. Контрольные вопросы к тексту Платона «Федон» 1. Общий план диалога. Основные проблемы. 2. Душа и тело. 3. Четыре доказательства бессмертия души А) аргумент первый: взаимопереход противоположностей; Б) аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека; В) аргумент третий: самотождество идеи души. Г) аргумент четвертый: теория души как эйдоса (идеи) жизни. 4. Этические выводы из учения о душе. Литература Платон. Федон, или О душе // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2013. С. 44-87 (или любое другое издание). 2. Контрольные вопросы к тексту Платона «Теэтет» 1. Платон о способностях души вообще и о структуре познавательных способностей. 2. Общий план диалога. Постановка проблемы. 3. Знание частное и общее. 4. Знание и чувственное восприятие. 5. Знание и «правильное мнение». 6. Сущность знания. Критерий истины. Литература Платон. Теэтет, или О знании // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2013. С. 129-181 (или любое другое издание).
3. Контрольные вопросы к тексту А. Августина «Исповедь» 1. Жанр «Исповеди», его философское значение. 2. Этические, онтологические и гносеологические проблемы, решаемые в «Исповеди». 3. Учение о памяти и знании (по 10-й книге). 4. Учение о времени (по 11-й книге). Подробные вопросы к тексту Книга 10. 1. Кому и зачем нужна исповедь? 2. Откуда в человеке злое и отуда доброе? (4) 3. Что любит человек, если «любит Бога»? (6) 4. «А что же такое этот Бог»? 5. Дают ли чувства знание о Боге? 6. Откуда мы знаем о Боге? 7. При каком условии мы понимаем «голос внешнего мира»? 8. Кто есть «я»?
9. Какие силы я нахожу в душе? 10. Что хранится в памяти? (8) 11. Что удивляет Августина в памяти? (8) 12. В каком случае в памяти находятся не образы предметов, а сами предметы? (9) 13. Как Августин приходит к тому, что мысли «уже были в моей памяти»? 14. Как трактует Августин сущность «размышления», «обдумывания»? (11) 15. Что Августин говорит о математическом знании? (12) 16. Четыре чувства, «волнующие душу»? (14) 17. Чем эти чувства отличаются от чувственных восприятий? 18. Каким образом я узнаю о существовании самой памяти? (и вообще о «я») 19. В чём состоит парадокс «забывчивости»? (16) 20. Смысл примера с потерянной драхмой? (18) 21. О чём свидетельствует всеобщее стремление к счастью? (20) (все помнят?) 22. Откуда мы знаем о «счастливой жизни»? (21) 23. Какова, по Августину, «настоящая счастливая жизнь»? 24. Почему люди несчастливы? (23) 25. Где же можно найти Бога? 26. Что такое «искушение», или «соблазн»? 27. Сон и соблазн (30) 28. Почему нужна воздержанность? (29) 29. В чём состоит опасность удовольствия? 30. О каких соблазнах пишет Августин? 31. В чём соблазн церковного пения? 32. В чём состоит опасность «прелестей жизни»? 33. Что такое «похоть очей»? (35) 34. Что Августин говорит о тщеславии? 35. Как душа относится к «миру»? (40) 36. Что есть «тройное вожделение»? 37. Кто посредник между Богом и человеком? Книга 11. 1. Что есть критерий истины? 2. Почему «небо и земля» – созданы? (4) 3. Чем творение Бога отличается от творения человека? (5) 4. Чем отличается «слово Бога» (да будет) от слов человека? 5. В чём трудность понимания «творения» мира? 6. Что делал Бог до того, как создал мир? 7. Если вечна воля Бога к творению, почему не вечно творение? 8. В чём различие между временем и вечностью? 9. Как соотносятся Бог и время? 10. В чём трудность понятия «сотворения времени»? 11. Что значит: «не было времени, когда времени не было»? 12. В чём трудности понимания времени?
13. Анализ «долгого» времени (длительности): «длительность» прошлого, «настоящего». 14. Что такое «настоящее»? 15. Существуют ли прошлое и будущее? 16. Как можно знать прошлое? 17. Как возможно предвидение и предсказание? 18. Что значит: «три времени эти существуют в нашей душе»? (20) 19. В чём состоит проблема измерения времени? 20. Почему время – это не движение светил? (23) 21. Чем измеряется время? (памятью и умом) 22. Анализ длительности звучания: что я измеряю, когда измеряю «время»? 23. Как связаны память, внимание и ожидание в конституировании «времени»? (28) Литература Августин А. Исповедь. // История субъективности: Средневековая Европа // Сост. Ю.П. Зарецкий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. С. 53-258 (Книга 10-11) (или любое другое издание).
4. Контрольные вопросы к тексту М. Экхарта «Духовные проповеди и рассуждения» 1. Какой смысл вкладывает в понятие «ничто» Экхарт? 2. Что означают слова Экхарта «Где кончается тварь, там начинается Бог»? 3. Почему Бог творит «из ничего»? 4. Почему «Бог услаждается Собой в вещах»? 5. Почему «Бог и божество не схожи, как небо и земля»? 6. Как различаются Бог и божество? 7. Почему, как утверждает Экхарт, человек должен «отвратится от себя самого и от всего сотворенного»? 8. Как переосмысливается Экхартом понятие благодати? 9. Какое «самое существенное свойство Бога»? 10. Почему Экхартом противопоставляются понятия равенства и единства? 11. Почему «нельзя познать Бога ни в каком сотворенном свете»? 12. Как истолковывается Экхартом понятие блаженства? Литература Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Киев: Ника-Центр, 1998. 432 с. (Серия «ПОЗНАНИЕ»; вып. 8) (С. 37-106).
5. Контрольные вопросы к тексту Р. Декарта «Размышления о первой философии»
1. Цель сочинения. 2. Структура работы: порядок рассмотрения проблем. 3. Причины и пределы сомнений: в чём и почему можно и нужно сомневаться? 4. Декарт о самосознании. Достоверность «я». Сущность души. 5. Идея Бога. Доказательство бытия Бога. 6. Истинное и ложное. Разум и воля. Критерий истины. Сущность философского рационализма. 7. Декарт о сущности тел и законах природы. 8. Душа и тело: их отношение друг к другу.
9. Декарт об отношении чувств и разума в познании. Подробные вопросы к тексту Обращение к членам теологического факультета Сорбонны 1. Два главных вопроса метафизики. 2. Кому нужны доказательства (основанные на «естественном свете разума»)? 3. Бытия Бога и бессмертия души? 4. Возможно ли вообще научное доказательство бытия Бога? 5. Можно ли познать природу души? 6. Почему есть неверующие? 7. О каком «новом методе» идёт речь? 8. Насколько очевидны и достоверны доказательства Декарта? 9. Что достовернее – математика или метафизика? 10. Почему Декарт обращается за поддержкой и покровительством к теологам? 11. На какой результат рассчитывает Декарт? Какова конечная и главная цель его сочинения? Предисловие для читателя 1. В каком сочинении Декарт ранее уже рассматривал эти же проблемы? 2. Какие он получил возражения? 3. В чём Декарт усматривает главную ошибку всех доводов атеистов? 4. Каким видит Декарт своего читателя?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|