Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обращение к членам теологического факультета Сорбонны




К оригинальным философским текстам

1. Контрольные вопросы к тексту Платона «Федон»

1. Общий план диалога. Основные проблемы.

2. Душа и тело.

3. Четыре доказательства бессмертия души

А) аргумент первый: взаимопереход противоположностей;

Б) аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека;

В) аргумент третий: самотождество идеи души.

Г) аргумент четвертый: теория души как эйдоса (идеи) жизни.

4. Этические выводы из учения о душе.

Литература

Платон. Федон, или О душе // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2013. С. 44-87 (или любое другое издание).

2. Контрольные вопросы к тексту Платона «Теэтет»

1. Платон о способностях души вообще и о структуре познавательных способностей.

2. Общий план диалога. Постановка проблемы.

3. Знание частное и общее.

4. Знание и чувственное восприятие.

5. Знание и «правильное мнение».

6. Сущность знания. Критерий истины.

Литература

Платон. Теэтет, или О знании // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2013. С. 129-181 (или любое другое издание).

 

3. Контрольные вопросы к тексту

А. Августина «Исповедь»

1. Жанр «Исповеди», его философское значение.

2. Этические, онтологические и гносеологические проблемы, решаемые в «Исповеди».

3. Учение о памяти и знании (по 10-й книге).

4. Учение о времени (по 11-й книге).

Подробные вопросы к тексту

Книга 10.

1. Кому и зачем нужна исповедь?

2. Откуда в человеке злое и отуда доброе? (4)

3. Что любит человек, если «любит Бога»? (6)

4. «А что же такое этот Бог»?

5. Дают ли чувства знание о Боге?

6. Откуда мы знаем о Боге?

7. При каком условии мы понимаем «голос внешнего мира»?

8. Кто есть «я»?

9. Какие силы я нахожу в душе?

10. Что хранится в памяти? (8)

11. Что удивляет Августина в памяти? (8)

12. В каком случае в памяти находятся не образы предметов, а сами предметы? (9)

13. Как Августин приходит к тому, что мысли «уже были в моей памяти»?

14. Как трактует Августин сущность «размышления», «обдумывания»? (11)

15. Что Августин говорит о математическом знании? (12)

16. Четыре чувства, «волнующие душу»? (14)

17. Чем эти чувства отличаются от чувственных восприятий?

18. Каким образом я узнаю о существовании самой памяти? (и вообще о «я»)

19. В чём состоит парадокс «забывчивости»? (16)

20. Смысл примера с потерянной драхмой? (18)

21. О чём свидетельствует всеобщее стремление к счастью? (20) (все помнят?)

22. Откуда мы знаем о «счастливой жизни»? (21)

23. Какова, по Августину, «настоящая счастливая жизнь»?

24. Почему люди несчастливы? (23)

25. Где же можно найти Бога?

26. Что такое «искушение», или «соблазн»?

27. Сон и соблазн (30)

28. Почему нужна воздержанность? (29)

29. В чём состоит опасность удовольствия?

30. О каких соблазнах пишет Августин?

31. В чём соблазн церковного пения?

32. В чём состоит опасность «прелестей жизни»?

33. Что такое «похоть очей»? (35)

34. Что Августин говорит о тщеславии?

35. Как душа относится к «миру»? (40)

36. Что есть «тройное вожделение»?

37. Кто посредник между Богом и человеком?

Книга 11.

1. Что есть критерий истины?

2. Почему «небо и земля» – созданы? (4)

3. Чем творение Бога отличается от творения человека? (5)

4. Чем отличается «слово Бога» (да будет) от слов человека?

5. В чём трудность понимания «творения» мира?

6. Что делал Бог до того, как создал мир?

7. Если вечна воля Бога к творению, почему не вечно творение?

8. В чём различие между временем и вечностью?

9. Как соотносятся Бог и время?

10. В чём трудность понятия «сотворения времени»?

11. Что значит: «не было времени, когда времени не было»?

12. В чём трудности понимания времени?

13. Анализ «долгого» времени (длительности): «длительность» прошлого, «настоящего».

14. Что такое «настоящее»?

15. Существуют ли прошлое и будущее?

16. Как можно знать прошлое?

17. Как возможно предвидение и предсказание?

18. Что значит: «три времени эти существуют в нашей душе»? (20)

19. В чём состоит проблема измерения времени?

20. Почему время – это не движение светил? (23)

21. Чем измеряется время? (памятью и умом)

22. Анализ длительности звучания: что я измеряю, когда измеряю «время»?

23. Как связаны память, внимание и ожидание в конституировании «времени»? (28)

Литература

Августин А. Исповедь. // История субъективности: Средневековая Европа // Сост. Ю.П. Зарецкий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. С. 53-258 (Книга 10-11) (или любое другое издание).

 

4. Контрольные вопросы к тексту М. Экхарта «Духовные проповеди и рассуждения»

1. Какой смысл вкладывает в понятие «ничто» Экхарт?

2. Что означают слова Экхарта «Где кончается тварь, там начинается Бог»?

3. Почему Бог творит «из ничего»?

4. Почему «Бог услаждается Собой в вещах»?

5. Почему «Бог и божество не схожи, как небо и земля»?

6. Как различаются Бог и божество?

7. Почему, как утверждает Экхарт, человек должен «отвратится от себя самого и от всего сотворенного»?

8. Как переосмысливается Экхартом понятие благодати?

9. Какое «самое существенное свойство Бога»?

10. Почему Экхартом противопоставляются понятия равенства и единства?

11. Почему «нельзя познать Бога ни в каком сотворенном свете»?

12. Как истолковывается Экхартом понятие блаженства?

Литература

Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Киев: Ника-Центр, 1998. 432 с. (Серия «ПОЗНАНИЕ»; вып. 8) (С. 37-106).

 

5. Контрольные вопросы к тексту Р. Декарта «Размышления о первой философии»

 

1. Цель сочинения.

2. Структура работы: порядок рассмотрения проблем.

3. Причины и пределы сомнений: в чём и почему можно и нужно сомневаться?

4. Декарт о самосознании. Достоверность «я». Сущность души.

5. Идея Бога. Доказательство бытия Бога.

6. Истинное и ложное. Разум и воля. Критерий истины. Сущность философского рационализма.

7. Декарт о сущности тел и законах природы.

8. Душа и тело: их отношение друг к другу.

9. Декарт об отношении чувств и разума в познании.

Подробные вопросы к тексту

Обращение к членам теологического факультета Сорбонны

1. Два главных вопроса метафизики.

2. Кому нужны доказательства (основанные на «естественном свете разума»)?

3. Бытия Бога и бессмертия души?

4. Возможно ли вообще научное доказательство бытия Бога?

5. Можно ли познать природу души?

6. Почему есть неверующие?

7. О каком «новом методе» идёт речь?

8. Насколько очевидны и достоверны доказательства Декарта?

9. Что достовернее – математика или метафизика?

10. Почему Декарт обращается за поддержкой и покровительством к теологам?

11. На какой результат рассчитывает Декарт? Какова конечная и главная цель его сочинения?

Предисловие для читателя

1. В каком сочинении Декарт ранее уже рассматривал эти же проблемы?

2. Какие он получил возражения?

3. В чём Декарт усматривает главную ошибку всех доводов атеистов?

4. Каким видит Декарт своего читателя?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...