Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее примечание к трансцендентальным идеям.




1. Почему в метафизике, в отличие от физики, всё может быть понятно?

2. Существуют ли предметы идей?

3. Какова функция идей в познании?

Заключение: Об определении границ чистого разума.

§57.

1. В чём состоит различие между границей и пределом?

2. В чём состоит различие между границей и пределом?

3. Имеют ли математика и физика границы?

4. Каковы пределы научного познания?

5. Почему разум стремится выйти за пределы науки?

6. Что такое «граница чистого разума»?

7. В чём заключается отличие деизма от теизма?

8. Как следует мыслить Бога?

9. Что такое «символический антропоморфизм»?

§58.

10. Что такое «познание по аналогии»?

11. Есть ли Бог, по Канту?

12. Можно ли определить Бога как «субстанцию»?

13. Является ли Бог «причиной» мира?

14. Обладает ли Бог «разумом»?

15. Что означает принцип «как если бы»?

16. Можно ли объяснить что-либо в мире действием (волей) Бога?

§59.

17. Что такое «пограничное понятие»?

18. Что такое «естественная теология»?

§60.

19. Каково практическое (нравственное) значение идей?

Разрешение общего вопроса пролегомен: как возможна метафизика в смысле науки?

1. В каком состоянии находится метафизика?

2. Можно ли обойтись без всякой метафизики?

3. Для чего нужна критика разума?

4. Допустимы ли в метафизике гипотезы?

5. Допустима ли в метафизике опора на «здравый смысл»?

Литература

Кант И. Пролегомены / Пер. с нем. Вл. Соловьева. М.: Академический Проект, 2008. 174 с. (или любое другое издание).

8. Контрольные вопросы к тексту Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

1. Какая проблема ставится автором?

2. Что означает понятие «квиетизм»?

3. Какой смысл вкладывается Сартром в понятие «экзистенциализм»?

4. Кого Сартр называет «христианскими экзистенциалистами» и «экзистенциалистами-атеистами»? Что объединяет тех и других?

5. Что означает тезис Сартра «существование предшествует сущности»?

6. Как, по мнению Сартра, человек становится человеком?

7. Что, по Сартру, есть «первый принцип экзистенциализма»?

8. Что означает понятие «проект»?

9. Почему «выбирая себя, я выбираю человека вообще»?

10. Почему «для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками»?

11. Почему, как утверждает Сартр, «экзистенциалисты обеспокоены отсутствием бога»?

12. Как определяется Сартром существо человека?

13. Что означают слова Сартра «реальность – в действии»?

14. Почему, по Сартру, «мы постигаем себя перед лицом другого»?

15. Какой смысл вкладывается Сартром в понятие интерсубъективности?

16. Почему, согласно Сартру, «человек находится постоянно вне самого себя»?

Литература

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344 (или любое другое издание).

9. Контрольные вопросы к тексту Ж. Маритена «Философ в мире»

(1) Власть философа. Кто такой философ? Почему мудрость, по мнению Маритена, не является «чрезмерно ходовым товаром»? Почему «философы ставят под вопрос все объекты, относитель­но которых существует общее согласие»? Почему «град не может обойтись без философов»? Почему «противоречия не являются доказательством иллюзорности или недоступности того, что ищут философы»?

(2) Чему служит философия? По какой причине философия «в высшей степени необходима людям»? Способно ли что-либо ограничить мышление? Как определяют задачу философии сторонники диалектического материализма? Чем угрожает, по Маритену, «ослабление чувства Истины»? Что (в смысловом отношении) означает тезис «свобода есть условие мыслительной деятельности»?

(3) Философия морали. Почему «установление истинных и подлинных целей человеческой жизни не относится к области науки»? Способны ли многочисленные науки о человеке (психология, социология, этнология и т.д.) ответить на вопрос «Что есть человек?» Для чего, по мнению Маритена, обществу необходимы «здоровая философия морали» и «здравая политическая философия»?

 

Литература

Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. 192 с. (С. 17-23)

 

10. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Письмо о гуманизме»

1. О какой деятельности говорит Хайдеггер в начале текста?

2. Что представляет собой мышление как «т е хне»?

3. Почему «бытие как стихия мысли приносится в жертву технической интерпретации мышления»?

4. Почему «логика» является негодной меркой для мысли?

5. Что, по Хайдеггеру, есть «стихия мысли»?

6. Как истолковываются Хайдеггером понятия публичности и приватности?

7. Как определяется существо человека Марксом?

8. В чем усматривает «человечность человека» христианин?

9. Что представляет собой humanitas в эпоху римской республики?

10. Чем оказывается homo romanus Ренессанса?

11. Как определяется максима­льно обобщенная «сущность» человека?

12. Почему «метафизика мыслит человека как animalitas и не домысливает до его humanitas»?

13. Как истолковывается Хайдеггером «эк-зистенция человека»?

14. Почему, как утверждает Хайдеггер, «тело человека есть нечто принципиально другое, чем животный организм»?

15. Что означает тезис Хайдеггера «человек существует таким образом, что он есть «вот» Бытия, т.е. его просвет»?

16. Что означает тезис Хайдеггера «“субстанция” человека есть его экзистенция»?

17. Почему бытие как ближайшее остается для человека самым далеким?

18. Как истолковывается Хайдеггером близость?

19. Что означает тезис Хайдеггера «бытие есть трансценденция в прямом и первичном смысле»?

20. Почему Хайдеггер говорит о «бездомности новоевропейского человека»?

21. В чем, по Хайдеггеру, заключается существо материализма?

22. Как истолковывается Хайдеггером «ничто»?

23. Почему Хайдеггер именует бытие кровом?

Литература

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Электронный ресурс. URL: http://www.bibikhin.ru/pismo_o_gumanizme (или любое другое издание).

 

11. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»

1. Как изначально определяется Хайдеггером понятие метафизики?

2. Почему философия, как утверждает Хайдеггер, не является наукой?

3. Почему философия не является мировоззрением?

4. Что представляет собой философия как философствование?

5. Что означает понятие оттягивающей тяготы?

6. Как истолковывается Хайдеггером понятие конечности?

7. Что именуется Хайдеггером присутствием (Dasein)?

8. Что представляет собой метафизика как вопрошание?

9. Что означает «двусмысленность в философии вообще»?

10. Почему преподавание философии есть «двусмысленное начинание»?

11. Что означает тезис Хайдеггера «философия есть нечто такое, что касается каждого»?

12. Почему, как утверждает Хайдеггер, Бог не философствует?

13. Почему «никто из познающих не стоит каждый момент так тесно к краю ошибки, как философствующий»?

14. В чем заключается двусмысленность критической установки Декарта?

15. Почему Хайдеггер характеризует философию как «последнее и предельное выговаривание»?

Литература

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 116-157.

12. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Что такое философия?»

1. Почему Хайдеггер задает этот вопрос: что это такое – философия?

2. В чем странность этого вопроса? Кому он адресован?

3. В каком смысле философия является «подлинной держательницей разума»?

4. Что означает тезис Хайдеггера «греческое слово φιλοσοφία есть путь, по которому мы идем»?

5. Куда ведет этот «путь» и что определяет его направленность?

6. Что есть бытие как «бытие» и бытие как «бытие сущего»?

7. Где обнаруживает себя сущее и как оно дает о себе знать?

8. Что собирает сущее в единое целое?

9. Какой феномен характеризуют понятия «собирание» и «раскрытие»?

10. Почему ответ на вопрос «что это такое – философия?» может быть только «философствующим ответом»?

11. Что представляет собой философствование как диалог?

12. В каком смысле философия есть «настроенное соответствие»?

13. Почему «мышление, как соответствие, состоит на службе у языка»?

Литература

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.

 

13. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Вещь»

1. Какая проблема ставится автором (начало текста)?

2. Какому понятию противопоставляется понятие вещи?

3. Почему Хайдеггер рассматривает понятие вещи на примере чаши?

4. Что представляет собой чаша как вещь и как предмет?

5. Как человек распоряжается предметами?

6. Метафорой чего, по вашему мнению, является чаша?

7. Что символизирует чаша?

8. Какой смысл (какие смыслы) вкладывает Хайдеггер в понятие четверицы?

9. Как истолковывается Хайдеггером понятие мира?

Литература

Хайдеггер М. Вещь // Электронный ресурс. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000286/ (или любое другое издание).

14. Контрольные вопросы к тексту Э. Кассирера «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры»

1. О чем идет речь в первой части работы?

2. К какому типу философствования может быть отнесен текст Касирера?

3. Почему различные науки о человеке (психология, этнография, антропология и т.д.) не способны выявить/определить существо природы человека?

4. Какое понятие, согласно Кассиреру, способствует раскрытию природы человека?

5. Что такое «система рецепторов» и «система эффекторов»?

6. Что представляет собой символическая система?

7. Что означает понятие «задержки», или «запаздывания»?

8. Что собой представляет человек как «символическое животное» (animal symbolicum)?

9. Что относится к естественным потребностям человека как существа разумного и/или социального?

Литература

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. / Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Издательство «Прогресс», 1988. C. 3-30.

15. Контрольные вопросы к тексту Ж. Бодрийяра «Жесты и подпись»

1. Какую проблему поднимает в этом тексте Бодрийяр?

2. Как картина (произведение живописи), по Бодрийяру, становится культурным предметом?

3. Почему до 19 в. изготовление копий оригинального произведения «представляло собой вполне законную практику»?

4. Почему вопрос о подлинности ранее вообще не ставился?

5. Почему сегодня произведение стало «оригиналом»?

6. Почему современное произведение оказывается «последовательностью моментов»?

7. В чем заключается различие между понятиями серии и порядка?

8. Какова сегодня функция подписи?

9. «Какой парадоксальный закон склоняет подлинность в ее собственном движении к принуждению серии?»

10. Как являет себя в современном искусстве «триумф субъективности»?

11. «Какие возможности есть у современного искусства для описания актуального состояния нашего мира?»

12. Что, по мнению Бодрийяра, означивается в современном искусстве?

13. В чем состоит истина современного искусства?

14. Почему «искусство не может ни раствориться в повседневном (полотно = стул), ни ухватить повседневное как таковое (стул, изоли­рованный на полотне = реальный стул)»?

15. Что имеет в виду Бодрийяр, называя современное искусство «искусством сговора»?

Литература

Бодрийяр Ж. Жесты и подпись // К критике политической экономии знака. М.: Библион – Русская книга, 2004. С. 111-123.

16. Контрольные вопросы к тексту С. Жижека «Субъект реального»

1. Какая проблема рассматривается автором?

2. Как определяется концепт текста в постструктурализме?

3. Что означает понятие метонимии («метонимического скольжения»)?

4. Что означает понятие метафоры («метафорического разреза»)?

5. Почему постструктурализм утверждает, «что не существует совершенно не-метафизических текстов»?

6. Почему, по мнению Жижека, «поэтика постструктурализма в конечном счете являет­ся показной»?

7. Почему метаязык не принадлежит Воображаемому.

8. Как понимается в постструктурализме естественный язык?

9. Что означает тезис «нет языка без объекта»?

10. Что означает утверждение Лакана «метаязыка не существует»?

Литература

Жижек С. Глава 5. Субъект реального // Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: «Художественный журнал», 1999. 236 с.

17. Контрольные вопросы к тексту Ж.-Л. Нанси «Деконструкция монотеизма»

1. Что означает термин «монотеизм»?

2. Почему сегодня, согласно Ж.-Л. Нанси, «гуманизм превращается в антигуманизм»?

3. Почему христианство содержит (скрывает) в себе «принцип мира без бога»?

4. В каком смысле «монотеизм, в сущности, является атеизмом»?

5. Почему, по утверждению Ж.-Л. Нанси, атеист оказывается ближе к вере, чем «верующий»?

6. Что представляет собой «ключевой вопрос монотеизма»?

Литература

Нанси Ж.-Л. Деконструкция монотеизма / Рос. гос. гуманитарный ун-т. М.: Изд-во Ипполитова, 2004. 40 с.

18. Контрольные вопросы к тексту П. Слотердайка «Правила для человеческого зоопарка. Ответ на письмо Хайдеггера о гуманизме»

1. Как определяется Слотердайком «суть и функция» гуманизма (начало текста)?

2. Что «относится к правилам игры письменной культуры»?

3. Какую операцию приводит в движение письмо?

4. Как определяется Слотердайком понятие «гражданский гуманизм»?

5. Чем характеризуются современные крупномасштабные общества?

6. Как проявляется «гуманистическая тенденция» в целом?

7. Какова «скрытая тема гуманизма»?

8. Какое убеждение составляет «кредо гуманизма»?

9. Как, по Слотердайку, может (и должен) быть понят античный гуманизм?

10. Какие разновидности гуманизма предъявляют себя в европейском кризисе 1945-го года?

11. Против чего, по мнению Слотердайка, восстает Хайдеггер?

12. Что, по Хайдеггеру, является существенным «при определении человечности человека»?

13. Какие три варианта «антропоцентрической власти» противостоят друг другу в середине ХХ века?

14. В кого, по мнению Ницше, превратился современный (ему) человек?

15. Что означает термин «доместикация»?

16. Почему Слотердайк называет человеческое сообщество зоологическим парком?

17. В чем, по Слотердайку, «платоновский господин находит основание своего господства»?

18. Кто, согласно Платону (и Слотердайку), является «самым достойным пастухом и селекционером мудрости»?

 

Литература

Слотердайк П. Правила для человеческого зоопарка. Ответ на письмо Хайдеггера о гуманизме // // Электронный ресурс. URL http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sloterdijk/ (или любое другое издание).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...