Краткий обзор «Размышлений»
1. Порядок рассмотрения проблем, главная цель каждой из шести частей. Размышление первое 2. Почему необходимо всё подвергнуть сомнению и пересмотреть все знания заново? 3. Что необходимо для такого пересмотра? 4. Каков первоисточник всех заблуждений, каково основание всех «мнений»? 5. Различие сна и действительности. 6. Из каких элементов складывается действительность? 7. Можно ли сомневаться в том, что 2+3=5? 8. Злой дух: смысл радикального сомнения. Размышление второе 1. Первый результат сомнения. 2. Что такое «я»? Тело и чувства? 3. Душа есть то, что мыслит. 4. В чём невозможно сомневаться? 5. Какое суждение (высказывание) не может быть ложным (необходимо истинно)? 6. Что означает выражение «я существую»? 7. Анализ «я»: я не есть тело, я – «вещь мыслящая». 8. Ум и воображение. 9. Что в «я» субстанциально и какими оно обладает акциденциями (свойствами)? 10. Что такое «мышление»? 11. Анализ понятия «тела»: смысл примера с воском. 12. Что я «вижу» (связь чувственно воспринимаемого и мыслимого)? 13. Что более достоверно – существование тел или существование «я» 14. «Я» и вещь: как связаны сознание существования вещей и самосознание? 15. Есть ли в «я» то, что не связано с телами? 16. Какой мир богаче – внешний или внутренний? 17. Что познаётся легче – душа или тела? Размышление третье 1. Где надо искать Бога? 2. В чём состоит различие между вещью и «идеей»? 3. Есть ли среди идей самая главная? 4. Классификация идей. 5. Может ли идея быть ложной? 6. Являются ли идеи «подобиями» или «копиями» вещей? 7. Почему я уверен в существовании вещей вне и независимо от меня? 8. Смысл примера с Солнцем. 9. Как связаны друг с другом идеи во мне и вещи вне меня?
10. Декарт о «степенях совершенства». 11. Каковы причины существования идей в уме? 12. В чём состоит различие между «формальной» и «объективной» реальностью? 13. Как они связаны друг с другом? 14. Что совершеннее – причина или её следствие? 15. Какие существуют виды вещей? 16. Откуда в моём уме идеи о других людях, животных и ангелах? 17. Откуда во мне идеи о вещах? 18. Что в этих идеях ясно и отчётливо, а что – смутно? 19. Что такое «субстанция»? 20. Что в моём уме в принципе не может быть «от меня» (создано мною самим)? 21. Что мыслится в идее Бога (каковы определения Бога)? 22. Что первично – конечное или бесконечное, совершенное или несовершенное? 23. Могу ли я сам быть причиной идеи Бога во мне? 24. Я создал (идею) Бога, или Бог создал меня? 25. Могу ли я существовать, если нет Бога? 26. Почему моя причина – не родители? Что именно во мне создано ими? 27. Когда закончилось творение? 28. Почему если я есть, то есть и Бог? 29. Откуда я знаю о Боге? 30. Что такое «врождённая идея»? 31. Почему Бог меня не обманывает? Размышление четвёртое 1. Что познаётся легче и достовернее всего? 2. Откуда в человеке – способность мыслить, судить? 3. Может ли Бог быть причиной того, что я заблуждаюсь? 4. Первая причина того, что я заблуждаюсь (способен ошибаться)? 5. Главное отличие воли от всех других моих способностей? 6. Что такое свобода? 7. Как связаны свобода и безразличие? 8. Какова главная причина всех заблуждений и ошибок? 9. Как можно избежать ошибок и заблуждений? 10. В чём заключается высшее и главное человеческое совершенство? Размышление пятое 1. Чем отличаются идеи вещей от самих вещей? 2. Что в телесных вещах наиболее ясно и достоверно? 3. Какая мысль Декарта здесь напоминает теорию познания Платона? 4. Декарт о происхождении и сущности математических объектов. 5. Второе доказательство бытия Бога; Декарт и Ансельм Кентерберийский.
6. Откуда у меня идея Бога? 7. Сущность и существование. 8. Высший критерий истины. 9. Критерий истины и бытие Бога. Размышление шестое 1. Отличие мышления от воображения. 2. Что обычно называют «телом»? Что присуще всякому телу? 3. Какой тезис Аристотеля о познании упоминает Декарт? 4. Примеры обмана чувств. 5. Почему чувственное восприятие может и не иметь внешней причины? 6. Почему «я» – вещь мыслящая, а не тело? 7. Как из воображения и чувственного восприятия можно вывести реальное существование тел? 8. Что присуще самим телам, независимо от нас? 9. Что свидетельствует о связи «я» с моим телом? 10. Что есть в чувствах, но отсутствует в самих телах? 11. В чём заключается «великое различие между умом и телом»? 12. Как ум связан с телом? 13. Почему можно чувствовать то, чего нет («ложное» ощущение)? 14. Как состояния тела передаются уму? 15. Почему Декарт говорит, что боль «как бы» в стопе? 16. В чём Декарт видит «природу человека»? 17. Каков критерий отличия сна от бодрствования, иллюзии от реальности? Литература Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2000. С. 132-186 (или любое другое издание).
6. Контрольные вопросы к тексту Д. Юма «Исследование о человеческом познании» 1. Два видах философии 2. Понятие метафизики и задаче трактата Юма 3. О впечатлениях и идеях 4. Об ассоциации идей и трёх принципах их связи 5. О сущности математики 6. О фактах и причинности 7. В чём суть скептического сомнения относительно причинности? 8. Что такое причинность, согласно Юму? 9. Что такое «привычка» и «вера»? 10. О понятии «сила» (необходимой связи) 11. О свободе и необходимости 12. О чудесах 13. О Боге и его отношении к миру 14. О скептицизме и его разновидностях 15. О Декарте 16. О наивном реализме 17. О причине чувственных восприятий 18. О значении философии 19. О «смягчённом» скептицизме 20. О метафизике и истинных предметах научного знания
Литература Юм Д. Исследование о человеческом познании // Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/INOOLD/UM/razumenie.txt (или любое другое издание).
7. Контрольные вопросы к тексту И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука»
1. Цель трактата. 2. Кант о состоянии метафизики. 3. Кант о значении философии Юма. 4. Различие между аналитическими и синтетическими суждениями. 5. Главный трансцендентальный вопрос. 6. Кант о сущности пространства и времени и возможности чистой математики. 7. Как возможно чистое естествознание? 8. Кант об идеях разума. 9. Мир: антиномии чистого разума и их значение. 10. Кант о сущности и бессмертии души. 11. Кант о бытии Бога. 12. Как возможна метафизика в качестве науки? Подробные вопросы к тексту Предисловие 1. В каком состоянии находится метафизика? 2. Является ли метафизика наукой? 3. Может ли метафизика исчезнуть? 4. Почему необходимо исследовать вопрос о возможности метафизики? 5. В чём заключается значение философии Юма? 6. Как Юм повлиял на Канта? 7. Как Кант решил «проблему Юма»? 8. Какова главная задача работы? 9. В чём состоит новизна «критики чистого разума»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|