Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий обзор «Размышлений»




1. Порядок рассмотрения проблем, главная цель каждой из шести частей.

Размышление первое

2. Почему необходимо всё подвергнуть сомнению и пересмотреть все знания заново?

3. Что необходимо для такого пересмотра?

4. Каков первоисточник всех заблуждений, каково основание всех «мнений»?

5. Различие сна и действительности.

6. Из каких элементов складывается действительность?

7. Можно ли сомневаться в том, что 2+3=5?

8. Злой дух: смысл радикального сомнения.

Размышление второе

1. Первый результат сомнения.

2. Что такое «я»? Тело и чувства?

3. Душа есть то, что мыслит.

4. В чём невозможно сомневаться?

5. Какое суждение (высказывание) не может быть ложным (необходимо истинно)?

6. Что означает выражение «я существую»?

7. Анализ «я»: я не есть тело, я – «вещь мыслящая».

8. Ум и воображение.

9. Что в «я» субстанциально и какими оно обладает акциденциями (свойствами)?

10. Что такое «мышление»?

11. Анализ понятия «тела»: смысл примера с воском.

12. Что я «вижу» (связь чувственно воспринимаемого и мыслимого)?

13. Что более достоверно – существование тел или существование «я»

14. «Я» и вещь: как связаны сознание существования вещей и самосознание?

15. Есть ли в «я» то, что не связано с телами?

16. Какой мир богаче – внешний или внутренний?

17. Что познаётся легче – душа или тела?

Размышление третье

1. Где надо искать Бога?

2. В чём состоит различие между вещью и «идеей»?

3. Есть ли среди идей самая главная?

4. Классификация идей.

5. Может ли идея быть ложной?

6. Являются ли идеи «подобиями» или «копиями» вещей?

7. Почему я уверен в существовании вещей вне и независимо от меня?

8. Смысл примера с Солнцем.

9. Как связаны друг с другом идеи во мне и вещи вне меня?

10. Декарт о «степенях совершенства».

11. Каковы причины существования идей в уме?

12. В чём состоит различие между «формальной» и «объективной» реальностью?

13. Как они связаны друг с другом?

14. Что совершеннее – причина или её следствие?

15. Какие существуют виды вещей?

16. Откуда в моём уме идеи о других людях, животных и ангелах?

17. Откуда во мне идеи о вещах?

18. Что в этих идеях ясно и отчётливо, а что – смутно?

19. Что такое «субстанция»?

20. Что в моём уме в принципе не может быть «от меня» (создано мною самим)?

21. Что мыслится в идее Бога (каковы определения Бога)?

22. Что первично – конечное или бесконечное, совершенное или несовершенное?

23. Могу ли я сам быть причиной идеи Бога во мне?

24. Я создал (идею) Бога, или Бог создал меня?

25. Могу ли я существовать, если нет Бога?

26. Почему моя причина – не родители? Что именно во мне создано ими?

27. Когда закончилось творение?

28. Почему если я есть, то есть и Бог?

29. Откуда я знаю о Боге?

30. Что такое «врождённая идея»?

31. Почему Бог меня не обманывает?

Размышление четвёртое

1. Что познаётся легче и достовернее всего?

2. Откуда в человеке – способность мыслить, судить?

3. Может ли Бог быть причиной того, что я заблуждаюсь?

4. Первая причина того, что я заблуждаюсь (способен ошибаться)?

5. Главное отличие воли от всех других моих способностей?

6. Что такое свобода?

7. Как связаны свобода и безразличие?

8. Какова главная причина всех заблуждений и ошибок?

9. Как можно избежать ошибок и заблуждений?

10. В чём заключается высшее и главное человеческое совершенство?

Размышление пятое

1. Чем отличаются идеи вещей от самих вещей?

2. Что в телесных вещах наиболее ясно и достоверно?

3. Какая мысль Декарта здесь напоминает теорию познания Платона?

4. Декарт о происхождении и сущности математических объектов.

5. Второе доказательство бытия Бога; Декарт и Ансельм Кентерберийский.

6. Откуда у меня идея Бога?

7. Сущность и существование.

8. Высший критерий истины.

9. Критерий истины и бытие Бога.

Размышление шестое

1. Отличие мышления от воображения.

2. Что обычно называют «телом»? Что присуще всякому телу?

3. Какой тезис Аристотеля о познании упоминает Декарт?

4. Примеры обмана чувств.

5. Почему чувственное восприятие может и не иметь внешней причины?

6. Почему «я» – вещь мыслящая, а не тело?

7. Как из воображения и чувственного восприятия можно вывести реальное существование тел?

8. Что присуще самим телам, независимо от нас?

9. Что свидетельствует о связи «я» с моим телом?

10. Что есть в чувствах, но отсутствует в самих телах?

11. В чём заключается «великое различие между умом и телом»?

12. Как ум связан с телом?

13. Почему можно чувствовать то, чего нет («ложное» ощущение)?

14. Как состояния тела передаются уму?

15. Почему Декарт говорит, что боль «как бы» в стопе?

16. В чём Декарт видит «природу человека»?

17. Каков критерий отличия сна от бодрствования, иллюзии от реальности?

Литература

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2000. С. 132-186 (или любое другое издание).

 

 

6. Контрольные вопросы к тексту Д. Юма «Исследование о человеческом познании»

1. Два видах философии

2. Понятие метафизики и задаче трактата Юма

3. О впечатлениях и идеях

4. Об ассоциации идей и трёх принципах их связи

5. О сущности математики

6. О фактах и причинности

7. В чём суть скептического сомнения относительно причинности?

8. Что такое причинность, согласно Юму?

9. Что такое «привычка» и «вера»?

10. О понятии «сила» (необходимой связи)

11. О свободе и необходимости

12. О чудесах

13. О Боге и его отношении к миру

14. О скептицизме и его разновидностях

15. О Декарте

16. О наивном реализме

17. О причине чувственных восприятий

18. О значении философии

19. О «смягчённом» скептицизме

20. О метафизике и истинных предметах научного знания

 

Литература

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/INOOLD/UM/razumenie.txt (или любое другое издание).

 

7. Контрольные вопросы к тексту И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука»

1. Цель трактата.

2. Кант о состоянии метафизики.

3. Кант о значении философии Юма.

4. Различие между аналитическими и синтетическими суждениями.

5. Главный трансцендентальный вопрос.

6. Кант о сущности пространства и времени и возможности чистой

математики.

7. Как возможно чистое естествознание?

8. Кант об идеях разума.

9. Мир: антиномии чистого разума и их значение.

10. Кант о сущности и бессмертии души.

11. Кант о бытии Бога.

12. Как возможна метафизика в качестве науки?

Подробные вопросы к тексту

Предисловие

1. В каком состоянии находится метафизика?

2. Является ли метафизика наукой?

3. Может ли метафизика исчезнуть?

4. Почему необходимо исследовать вопрос о возможности метафизики?

5. В чём заключается значение философии Юма?

6. Как Юм повлиял на Канта?

7. Как Кант решил «проблему Юма»?

8. Какова главная задача работы?

9. В чём состоит новизна «критики чистого разума»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...