Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Управление боевой подготовкой личного состава медицинской службы отдельной мотострелковой бригады




Содержание, цели, задачи, принципы, составные части боевой подготовки

Боевая подготовка личного состава медицинской службы - это система спланированных, организованных и постоянно проводимых мероприятий по его воинскому обучению и воспитанию, слаживанию медицинских подразделений, частей, учреждений, органов управления в целях поддержания их высокой боевой готовности и успешного решения задач по медицинскому обеспечению войск в соответствии с их предназначением в военное и мирное время.

Система боевой подготовки – комплекс мероприятий по организации, планированию, проведению различных видов занятий и учений с личным составом, их всестороннему обеспечению. Подготовка личного состава медицинской службы предусматривает приобретение, закрепление, совершенствование и углубление профессиональных знаний, умений и навыков в процессе повседневного выполнения должностных и специальных обязанностей.

Система боевой подготовки включает органы управления медицинской службы, медицинские подразделения, части и учреждения, процесс обучения личного состава, содержание, организацию и методику проведения занятий и учений, учебно-материальную базу.

Согласно документам, регламентирующим деятельность медицинской службы, начальникмедицинской службы бригады обязан руководить подготовкой личного состава медицинской службы, планировать и организовыватьбоевую подготовку личного состава медицинской службы, участвовать в разработкеплана боевой подготовки бригады, проводить занятия по тактико-специальной, специальной подготовке, руководить ТСУмедицинских подразделений, проводить инструкторско-методические занятия с руководителями занятий, осуществлять контроль за выполнением программы и планов подготовки, организовывать учет и оценивать результаты подготовки личного состава медицинской службы.

Содержанием боевой подготовки являются: плановые занятия, сборы, проводимые дифференцированно с различными категориями личного состава, самостоятельная подготовка, штабные тренировки, командно-штабные и тактико-специальные учения. На них изучаются общевоинские уставы, наставления, руководства, инструкции, штатное вооружение и специальная военная техника. Особое внимание при проведении занятий и учений должно уделяться изучению и освоению медицинской техники, комплектно-табельного имущества, способам их эффективного применения в полевых условиях, привитию навыков организации устойчивого и непрерывного медицинского обеспечения боевых действий войск, взаимодействию и управлению медицинскими воинскими подразделениями, частями и учреждениями в различных условиях боевой обстановки.

Кроме того, в содержание подготовки офицеров медицинских подразделений входят: выработка и совершенствование командирских навыков; овладение методикой обучения и воспитания подчиненных; приобретение умений поддерживать твердый уставный порядок в подразделении и укреплять воинскую и трудовую дисциплину.

Основными целямибоевой подготовки личного состава медицинской службы являются:

достижение, поддержание и совершенствование военных и профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых медицинским специалистам для организации медицинского обеспечения войск;

изучение современной боевой патологии (этиологии, патогенеза, клиники, этапного лечения и медицинской реабилитации раненых и больных);

изучение и совершенствование знаний по организации лечебно - эвакуационных, лечебно-профилактических мероприятий, санитарно - эпидемиологического надзора, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности военнослужащих в мирное и военное время, обеспечения медицинской техникой и имуществом войск;

совершенствование полевой выучки и приобретение навыков в формировании, выдвижении, развертывании, оборудовании и организации работы медицинских воинских подразделений, частей, учреждений;

изучение поражающих свойств современных видов оружия противника, организации работы медицинских воинских подразделений, частей, учреждений в условиях применения этого оружия.

Основные задачи боевой подготовки личного состава медицинской службы заключаются в:

воспитании у личного состава высоких морально-психологических и боевых качеств, чувства ответственности за защиту Отечества, верности Родине, воинскому долгу и присяге, а также дисциплинированности и исполнительности;

поддержании постоянной высокой боевой готовности медицинских воинских подразделений, частей, учреждений, их органов управления к выполнению задач по предназначению;

привитии офицерам медицинской службы, сержантам медицинских подразделений твердых профессиональных знаний и умений, а также навыков по управлению подчиненными, их обучению и воспитанию;

обучении личного состава к самостоятельному и в составе подразделения выполнению своих должностных и специальных обязанностей, умелому применению медицинской техники и имущества;

слаживании личного состава медицинских подразделений в работе по приему, медицинской сортировке раненых и больных, их лечению и подготовке к эвакуации;

совершенствовании практических навыков офицеров медицинской службы по управлению подчиненными силами и средствами в объеме должности и на ступень выше;

специальной подготовке гражданского персонала Вооруженных Сил РФ медицинских подразделений, частей, учреждений в объеме занимаемой должности;

выработке навыков у личного состава по защите медицинских воинских подразделений, частей, учреждений от современных видов оружия противника, их охране и обороне, а также подготовке их к участию в ликвидации последствий аварий и катастроф.

Принципы боевой подготовки:

максимальное приближение условий обучения к тактической, тыловой и медицинской обстановке, складывающихся в условиях реального обеспечения боевых действий войск;

научность и наглядность обучения;

умелое сочетание различных форм и методов обучения и воспитания, методическая последовательность и преемственность в обучении;

личное участие командиров и начальников всех степеней в организации и проведении занятий и учений;

тщательное планирование и подготовка всех мероприятий боевой подготовки, их всестороннее материально-техническое обеспечение;

постоянный контроль за ходом боевой подготовки, оказание методической и практической помощи подчиненным, личное руководство отдельными видами занятий, учений со стороны командиров, начальников;

постоянное совершенствование организации и методики проведения занятий и учений, ответственность за качество и итоги боевой подготовки.

Боевая подготовка медицинской службы организуется и планируется соответствующими начальниками медицинской службы.

В военном округе эта работа осуществляется отделом (отделением) организационно-плановым и боевой подготовки медицинской службы.

В воинских частях, соединениях боевую подготовку личного состава медицинской службы организуют и планируют соответствующие начальники медицинской службы; в медицинских подразделениях, частях и учреждениях боевую подготовку организуют и планируют их командиры (начальники).

Подготовка личного состава медицинской службы бригады планируется начальником медицинской службы. С этой целью он разрабатывает в планах работы медицинской службы на год и по месяцам работы разделы: боевая и мобилизационная готовность медицинской службы; мобилизационная и боевая подготовка медицинской службы (содержание разделов представлено во второй главе).

Организация и содержание боевой подготовки регламентируется общевоинскими уставами ВС РФ, боевыми уставами, приказами Министра обороны РФ, наставлениями, программами командирской подготовки офицеров, сержантов, программами боевой подготовки медицинских подразделений, организационно-методическими указаниями по подготовке медицинской службы, приказами и директивами командующего войсками военного округа, другими документами.

В программах боевой подготовки, командирской подготовки офицеров, сержантов приводятся предметы обучения, содержание тем и учебного материала для различных категорий обучаемых, время, отводимое на изучение тем занятий и предметов.

Организация боевой подготовки – деятельность командиров, начальников, органов управления, направленная на построение процесса обучения подчиненных подразделений, частей, учреждений, его организацию, определение перечня организационных мероприятий, которые обеспечивают достижение целей боевой подготовки.

К организационным мероприятиям боевой подготовки относятся:

определение (формулирование) целей и задач боевой подготовки;

планирование боевой подготовки (разработка плана боевой подготовки и других документов планирования);

согласование разработанных документов, их утверждение;

постановка задач подчиненным на организацию боевой подготовки, доведение до них выписок из плана боевой подготовки;

организация и проведение командирских занятий и сборов;

организация методической и самостоятельной работы;

материально-техническое и финансовое обеспечение боевой подготовки;

организация руководства боевой подготовкой;

осуществление контроля за боевой подготовкой, ее учетом, подведение итогов боевой подготовки.

Для проведения занятий с офицерами и сержантами используются различные формы и методы обучения.

Форма обучения – организационная сторона учебно-воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности руководителя, его помощников и обучаемых, использование элементов учебной материально-технической базы, учебной и боевой техники.

Основными формами обучения являются: лекции, семинары, беседы (рассказ – беседа), классно-групповое занятие, показное занятие, инструкторское занятие, тренировка (тренажи), тактическая летучка, групповое упражнение, тактико-строевое занятие, тактическое (тактико-специальное) занятие, инструкторско-методическое занятие, полевой выход, КШУ, КШТ, ТСУ, контрольное (зачетное) занятие, состязание (конкурс).

Каждая форма обучения предусматривает один или несколько методов обучения.

Методы обучения – приемы, способы совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых достигается передача и усвоение знаний, формирование умений и навыков, выработка морально-боевых качеств личного состава, обеспечивается слаживание расчетов, бригад, в целом - подразделения.

Для обучения личного состава используются следующие методы:

устного изложения материала: лекция, объяснение, рассказ, инструктаж;

показа (демонстрации) технических средств, приемов работы, схем;

обсуждения изучаемого материала, беседы, опроса, дискуссии;

тренировки, упражнения, решения медико-тактических задач, летучек;

практической работы по выполнению должностных и специальных обязанностей в штатной должности;

самостоятельной работы;

моделирования, анализа, сравнения, применения статистических и математических методов;

программированного опроса;

использования компьютерных технологий.

Составными частями боевой подготовки личного состава медицинской службы являются: одиночная подготовка среднего, младшего медицинского персонала, проходящего военную службу по призыву, и поступившего на военную службу по контракту; командирская подготовка офицеров медицинской службы; командирская подготовка сержантов медицинских подразделений (фельдшеров); подготовка врачей, медицинских сестер из числа гражданского персонала Вооруженных Сил; подготовка младших медицинских специалистов (санитаров, водителей-санитаров); подготовка специалистов, не имеющих медицинского образования; подготовка органа управления; подготовка медицинского подразделения, части, учреждения.

Одиночная подготовка предназначена для обучения молодых специалистов, назначенных на должности санитарных инструкторов, санитаров, водителей-санитаров.

Цель одиночной подготовки – дать военнослужащим необходимые знания, привить умения и навыки (освоить военно-учетные специальности), необходимые для выполнения должностных обязанностей в боевых условиях и несении повседневной службы.

Одиночная подготовка сержантов, солдат, поступивших на военную службу по контракту, включает в себя:

первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих;

приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности;

изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработка командирских качеств у сержантов (старшин);

допуск сержантов (старшин) и солдат к самостоятельной работе в медицинском отделении, с медицинской аппаратурой, несению внутренней службы;

подготовку и сдачу зачетов на присвоение классной квалификации.

Одиночная подготовка осуществляется в форме установочных сборов, собеседований, инструктажей, индивидуальных заданий, самостоятельной работы, принятия зачетов.

Командирская подготовка - комплекс учебно-воспитательных мероприятий (занятий), проводимых в целях приобретения и совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков и командирских качеств офицеров, сержантов, старшин. Она является составной частью боевой подготовки. Ее сущность заключается в овладении должностными лицами медицинской службы всех уровней необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и командирскими качествами для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень выше, в повседневной деятельности и при организации выполнения обязанностей по предназначению. В процессе командирской подготовки офицеры, сержанты, старшины должны овладеть навыками индивидуальной воспитательной работы, знаниями общевоинских уставов, законов и умением организовать повседневное выполнение их требований.

Командирская подготовка планируется и проводится в форме совместной и самостоятельной подготовки в течение всего учебного года.

Формами совместной подготовки являются командирские занятия и сборы (командирские, учебно-методические, по специальности).

Формы самостоятельной подготовки:

самостоятельная работа;

военно-научная работа;

конкурсы и состязания по полевой выучке.

Командирские занятия с офицерами в составе учебных групп проводятся в течение 10 месяцев по 16 часов в месяц, кроме мая и ноября (подготовительные периоды к летнему и зимнему периодам обучения). Продолжительность учебного дня – 8 учебных часов, учебного часа – 50 мин.

Командирские занятия проводятся в целях обновления и пополнения профессиональных знаний, выработки умений и закрепления практических навыков в управлении медицинскими воинскими подразделениями, частями, учреждениями в боевых условиях и в процессе их повседневной деятельности. Командирские занятия не планируются и не проводятся в месяц проведения командирских сборов.

На командирских занятиях используются следующие виды занятий:

а) теоретические: лекции, семинары, консультации;

б) практические: групповые упражнения, групповые занятия, практические занятия, тактико-строевые и тактико-специальные занятия, тактико-специальные летучки, тренировки в выполнении должностных обязанностей, ТСУ, КШУ, контрольные занятия.

Каждому предмету обучения (учебной дисциплине) присущи свои, наиболее часто применяемые виды занятий. Так, специальная подготовка проводится в виде лекций, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы. Тактико-специальная подготовка проводится, как правило, на местности в виде групповых упражнений, тактико-строевых и тактико-специальных занятий, тактико-специальных учений и командно-штабных учений.

Командирские сборы офицеров медицинской службы проводятся с целью поддержания знаний, развития умений, закрепления навыков, необходимых им для выполнения своих должностных обязанностей, а также для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненными, изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью медицинских подразделений, частей, учреждений.

Основой тематики сборов являются:

мероприятия перевода войск (медицинских подразделений) с мирного на военное время;

полевая выучка офицеров – начальников медицинских отделений и подразделений путем практической отработки выполнения должностных обязанностей на тактико-специальных занятиях, учениях;

организация лечебно-эвакуационных мероприятий при медицинском обеспечении бригады в различных видах боя;

управление медицинскими подразделениями в ходе боя;

организация и проведение слаживания медицинских подразделений бригады.

По основным предметам обучения и наиболее важным (сложным) темам рекомендуется разрабатывать и вручать обучаемым методические разработки с целью их использования при проведении занятий с подчиненными. В конце сборов рекомендуется проводить контрольные занятия по изученным темам, принимать зачеты, подводить итоги.

Для отработки одной и той же темы могут применяться различные виды занятий. Это определяется подготовленностью обучаемых, задачами, целями занятия, материальной базой.

Подготовка офицеров на командирских сборах осуществляется путем проведения групповых упражнений, тактических (тактико-специальных) занятий, показных учений, методических (инструкторско-методических) занятий, а также лекционно-семинарским методом.

Для обучения личного состава используются следующие методы: устный - лекции, объяснение, рассказ, инструктаж; показа - демонстрация технических средств, схем, графиков, показа приемов работы; обсуждения - беседа, опрос, дискуссия; тренировки (упражнения); практической работы; самостоятельной работы; моделирования, анализа, сравнения, статистической обработки; программированного опроса.

Самостоятельная подготовка офицеров проводится по четыре часа в неделю в служебное время по индивидуальным планам, утверждаемым непосредственно начальником медицинской службы бригады ежемесячно и в целом - на период обучения.

Цель самостоятельной подготовки – углубленное изучение и отработка тем и вопросов совершенствования профессиональной подготовки, методического мастерства, подготовки к занятиям, освоение должностных обязанностей на одну ступень выше занимаемой штатной должности.

Кроме того, офицерам медицинской службы бригады назначается по два индивидуальных задания на год (по одному заданию на период обучения) для углубления знаний и приобретения навыков по оказанию медицинской помощи раненым и больным и их лечению.

Подготовка сержантов медицинских подразделений (фельдшеров) по общевоинским предметам проводится в группах сержантов общевойсковых подразделений: командирские занятия – два дня в месяц; занятия по тактико-специальной и специальной подготовке – на сборах, проводимых начальником медицинской бригады (один сбор в течение пяти дней в период обучения). В конце каждого периода обучения от сержантов принимается зачет по изученным предметам.

Подготовка санитарных инструкторов по общевоинским предметам обучения осуществляется в составе штатных подразделений на командирских занятиях по два дня в месяц; по тактико-специальной и специальной подготовке - на трехдневных сборах в каждом периоде обучения под руководством начальника медицинской службы бригады.

Подготовка гражданского персонала (врачей, провизоров) по тактико-специальной и специальной подготовке проводится совместно с офицерами медицинской службы.

Все виды занятий в системе командирской подготовки проводятся в установленные приказом по части дни и часы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...