Сравнение взглядов антропоцентристов и природоцентристов
(по материалам Т. Миллера, А.Н. Тетиора, В.А. Зубакова)
| Антропоцентризм
| Природоцентризм
|
Роль человека на Земле
| Человек — венец природы. Наша роль в завоевании природы и управлении ею.
| Человек — часть природы, он должен следовать законам природы. В рамках этого он устраивает свою жизнь, сотрудничая с природой.
|
Отношение к живым существам
| Мы имеем право на убийство животных в целях удовлетворения своих потребностей.
| Каждое живое существо имеет право на жизнь, наличие этого права не зависит от его полезности. Мы имеем право на защиту от опасных животных, когда нет возможности избежать с ними контакта. Мы имеем право убивать другие организмы для удовлетворения жизненно важных потребностей, однако у нас нет такого права для удовлетворения наших прихотей (принцип выживания).
|
Насколько серьезны проблемы окружающей среды?
| Представления о глобальном экологическом кризисе преувеличены, новые технологии позволят решить эти проблемы.
| Глобальный экологический кризис усугубляется и может приобрести необратимый характер.
|
Имеем ли мы право изменять природу?
| Да, имеем.
| Когда мы изменяем природу для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, мы должны выбирать варианты причинения наименьшего вреда природе.
|
Продолжение табл. 6.4
Население мира
| Не следует контролировать численность населения, она есть одна из составляющих системы «общество—техника— природа» и поддается регулированию в ходе этого взаимодействия.
| Необходимо контролировать численность населения, следует сократить население мира до 1—1,5 млрд человек на основе щадящего и никому не причиняющего вреда принципа «одной семье — один ребенок».
|
Насколько мы обеспечены природными ресурсами?
| Ресурсы не будут исчерпаны, поскольку мы изобретательны в их поисках и замене одних видов ресурсов другими.
| Ресурсы ограничены, они должны расходоваться очень экономно.
|
В чем смысл жизни?
| Обеспечить экономическое процветание.
| В достижении гармонических отношений с природой.
|
Показатели развития и процветания страны
| Ведущая роль принадлежит странам, которые потребляют большую часть ресурсов.
| Наибольшего уважения заслуживают страны, которые добились достойного уровня жизни людей при сохранении природы, наибольшего числа видов живых организмов, чистых водоемов и воздуха.
|
Идеалы развития
| Развитие производства, рост потребления и совершенствование технологий ведут нас к лучшей жизни.
| Познание природы, жизнь в гармонии с природой на основе принципов сотворчества и коэволюции.
|
Какие перспективы — краткосрочные или долгосрочные — во главе угла?
| Краткосрочные.
| Среднесрочные и долгосрочные.
|
Отношение к будущим поколениям
| Они будут иметь возможность сами построить такую жизнь, которую сочтут необходимой.
| Мы должны передать потомкам Землю в таком же состоянии, в каком получили, если не лучше.
|
о
ЭКОЛОГИЯ КРЫМП
Пути улучшения экологической ситуации в Крыму
5) ограничение охоты как спорта и рыбной ловли как развлечения,
использование охоты и рыбной ловли только для борьбы с хищниками;
6) развитие в детях любви к животным.
И. Кант назвал еще одну причину, почему нам не следует плохо обращаться с животными: если обращаться со зверями плохо, то со временем это переходит и на людей. Таким образом, плохое обращение с животными — это моделирование жестокости в отношении самих людей.
Мировоззрение антропоцентристов — это мировоззрение расточителей. В XX ст. человек, руководствуясь принципами антропоцентризма, используя свой изощренный ум, довел биосферу Земли до кризиса. Человечество должно сейчас сделать шаг, подобный шагу Коперника, который поставил Солнце в центр солнечной системы: мы должны согласиться с тем, что человек не является центром мироздания, он является лишь одним из миллионов видов живых организмов.
Смысл охраны дикой природы:
1) рациональный: необходимость использования экономических, научных
и экологических резонов в процессе изъятия природных территорий из
непосредственного хозяйственного использования вытекает из чувства
самосохранения человека;
2) этический: охрана дикой природы была, есть и будет выражением
благоговения Человека перед Природой, выражением сыновнего признания
ее извечной самоценности и желанием служить ей, любуясь и любя, а
следовательно — материальным проявлением именно человеческих качеств
(по СИ. Забелину).
Характерен в этом смысле рассказ старой индианки Уинту [Миллер, 1994]: «Белые люди никогда не заботились о Земле, олене или медведе. Когда индейцы убивают животное на мясо, они съедают его полностью. Когда мы окапываем корни, мы роем маленькие лунки. Мы не рубим деревья, а используем только мертвую древесину. Но белые люди переворачивают плугом землю, рубят деревья, убивают все живое. Дерево говорит: "Не делай этого, мне больно, не обижай меня". Но они валят его на землю и разрубают на части. Дух Земли ненавидит их... Белые люди разрушают все. Они взрывают скалы и рассеивают их по земле... как может дух Земли любить белого человека. Повсюду, где белый человек касался Земли, остались раны».
Многие люди, в том числе весьма состоятельные, уже переходят на природоцентристское мировоззрение. Они ведут простой образ жизни, соблюдая принцип «делать и наслаждаться больше, расходуя меньше». Большое количество вещей и предметы роскоши не делают их счастливыми, ибо они понимают, что чем большим количеством вещей ты владеешь, тем
больше попадаешь под их власть. Они требуют времени и денег на их покупку, охрану, ремонт.
Единственным условием для реализации этого подхода является наличие людей, влюбленных в природу и готовых к действиям по ее сохранению и восстановлению.
В заключение следует сказать, что моральные основы действий по сохранению природы являются самыми сильными и основополагающими. Никакие законы и экономические регуляторы, административные меры не смогут предотвратить разрушение Земли, если не будет осознания человеком своей миссии по сохранению планеты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: