Стимуляторы аппетита, витамины и стимуляторы ЦНС
Многие родители имеют искаженные представления о потребностях их детей в пище. Согласно мнению ВОЗ, с ними следует проводить разъяснительную работу и убеждать: в большинстве случаев дети едят нормально. Однако страх, что ребёнок не получает достаточного питания или обеспокоенность при потере аппетита - типичном симптоме у детей, дает возможность весьма большому количеству фармацевтический фирм продвигать на рынок ряд бесполезных продуктов. Особое беспокойство вызывает продвижение лекарств для возбуждения аппетита у детей. Как указала ВОЗ, «Нет доказательств, что лекарства и микстуры, предлагаемые как стимуляторы аппетита, имеют какое-либо воздействие на аппетит. Поэтому такие препараты не должны использоваться» [28]. Витаминам действительно отводится определенное место в терапии. Тем не менее их роль ограничена. Дети, получающие сбалансированное питание, вряд ли будут страдать от гипо- и авитаминозов. Когда же авитаминоз действительно наступает, гораздо важнее рассмотреть способы долгосрочного улучшения питания, иногда с параллельным назначением краткого курса одного или двух необходимых витаминов. Использование на стандартной основе поливитаминов для детей - просто пустая трата денег. Например, в Великобритании витамины могут назначаться в рамках Национальной службы здравоохранения для лечения авитаминозов, но не в качестве добавок к обычному рациону. Все препараты поливитаминов классифицируются как «менее подходящие» для назначения [29].
Тем не менее, производители витаминов по понятным причинам нацеливают свою продукцию на детей. В некоторых случаях, например, в Азии, фармацевтические фирмы пошли на чрезвычайные шаги, стремясь, чтобы дети глотали их витаминные препараты.
В 1989 г. в одной начальной школе на Филиппинах дети принесли домой письмо от школьного врача, рецепт на одну бутылочку препарата поливитаминов - сиропа Мульти-Саностол фирмы Byk Gulden, и пробный образец этого сиропа для начала курса [30]. В январе 1990 г. в Малайзии, в детском саду Пенанга детям давали образцы поливитаминного сиропа Севен Сиз. Через несколько дней представитель фирмы, производящей эти витамины, опять пришел в детсад, чтобы организовать продажу больших бутылочек этого сиропа. Вместе с каждой купленной бутылочкой сиропа дети получали подарок - симпатичную игрушку, а школа получила денежную поддержку за то, что позволила проводить кампанию по продвижению препарата [31]. В письме филиппинского директора школы также содержался осторожный намек, что прием витаминов может улучшить интеллектуальные способности ребёнка. В 1989 г. создатели рекламы другого поливитаминого сиропа, Кидди Фарматон, пошли еще дальше. В рекламе утверждалось, что продукт швейцарской фирмы Pharmaton SA, распространителем которого являлась фирма Rhone-Poulenc, не только «содействует физическому развитию, стимулирует аппетит», но и может помочь ребенку «лучше сосредоточиться и даже улучшить результаты его тестов на IQ (коэффициент интеллектуальных способностей)». В 1992 г. в Великобритании три фирмы-изготовителя витаминов подверглись судебному преследованию и проиграли дело. Эти фирмы утверждали, что их продукты-витамины могли повышать интеллектуальные способности детей [32]. На рынок продвигают и другие вещества, якобы способные улучшить школьные оценки детей. В 1991 г. в Перу бельгийская фирма UCB рекламировала свой продукт группы пирацетама Ноотропил в качестве средства, которое поможет детям справиться с «трудностями учебы», такими как «проблемы с памятью, сложности с запоминанияем, неспособность сосредоточиться, интеллектуальная утомляемость, плохие результаты обучения, возбужденное состояние и раздражимость» [33]. Не существует доказательств, что пирацетам способен совершить все указанные чудеса.
Долгосрочные последствия Эти примеры иллюстрируют часть того «значительного давления», которое оказывают фармацевтические фирмы на родителей и медиков, чтобы те использовали их продукты. И слишком часто в результате этого давления делается выбор в пользу «терапии, которая хуже оптимальной или выходит за рамки необходимого лечения» [34]. В 1988 г. др. Мита Пардо де Тавера [Mita Pardo de Tavera], тогдашний министр социального благосостояния и развития на Филиппинах, сказала, что ее тревожит, когда ее коллеги-медики назначают детям лекарства, которые часто бывают небезопасны, неэффективны или несущественны. «Лекарства закрепляют ориентацию на фармакотерапию; однако большинство педиатрических проблем легко предотвратить при помощи программ вакцинации, правильного питания, доступа к безопасной воде и чистой окружающей среде, и прочих факторов, которые все сводятся к одному условию: экономическое развитие и подъем.... У лекарств есть своя роль, но ее следует воспринимать в контексте; лекарства надо использовать надлежащим образом при необходимости, но не путем создания искусственного спроса» [35]. ВОЗ указывает, что ненадлежащее использование лекарств для детей имеет как немедленные, так и долгосрочные последствия. Что касается настоящего, пустая трата ресурсов и потенциальная опасность ненужных побочных реакций являются двумя сильными аргументами в пользу более тщательного подхода к назначению лекарств детям. Но повод для беспокойства также дают пока неизвестные будущие психологические и социальные последствия, которыми чревато чрезмерное и неподходящее применение лекарств в детском возрасте. «Дети могут вырасти с убеждением, что лекарства являются решением многих жизненных проблем» [36].
Рекомендации к действию 1. Работникам здравоохранения следует погодить, прежде чем назначить какое-либо лекарство для ребёнка, и спросить себя: действительно ли это лекарство необходимо, и если это так, является ли оно наименее токсичным, наиболее эффективным и приемлемым по цене. 2. Аналогичным образом, родителям следует расспросить работников здравоохранения, действительно ли при заболевании их детей необходимо лекарство (рекомендуемые вопросы приводятся во вставке на стр. 10). Прежде чем купить препарат, отпускаемый без рецепта, они должны подумать, есть ли в нем реальная необходимость или же существует альтернативное немедикаментозное решение. 3. Правительства несут ответственность за то, чтобы работникам здравоохранения и родителям был обеспечен доступ к объективной информации о правильном использовании лекарств для детей. 4. Реклама медикаментов не должна быть направлена непосредственно на детей. Правительства также должны усилить механизмы контроля за продвижением лекарств, предназначенных для педиатрических состояний. Возможно, правительства пожелают рассмотреть полный запрет рекламы медикаментов для детей; или же они могут рассмотреть механизмы дополнительных ограничений, чтобы не допустить случаев, когда для продажи лекарств эксплуатируются страхи родителей за здоровье их ребёнка. 5. Правительствам следует также проводить ревизию педиатрических медикаментов на рынке с тем, чтобы изымать опасные или неэффективные продукты.
Источники
Женщины и лекарства Нарушая хрупкий баланс Женщины занимают двойственное положение в использовании и предоставлении медицинской помощи. Женщины пользуются большим объемом услуг здравоохранения и принимают больше медикаментов, чем мужчины [1]. В индивидуальном плане у женщин есть отчетливые и значительные медицинские потребности, частично связанные с репродуктивной функцией. В качестве «посредников» они являются неофициальными поставщиками медицинской помощи в семье, а также составляют большинство профессиональных медицинских работников среди населения [2]. Невзирая на то, что женщины являются как основными клиентами, так и основными поставщиками медицинской помощи, их статус редко позволяет им устанавливать приоритеты [3]. В большинстве систем медицинской помощи решающая роль в определении политики и принятии решений принадлежит мужчинам, которые последовательно не допускают женщин к постам, дающим власть [4]. Политики и руководители разрабатывают системы медицинской помощи прежде всего для удобства врачей (которые представлены преимущественно мужчинами), больниц и медицинской промышленности [5].
Модель жизненного цикла мужчины слишком часто принимается за норму. Неудивительно, что когда эту модель применяют к женщинам, большое количество естественных и нормальных процессов получают диагноз «аномальных», и в результате женщин «бомбардируют» лекарствами [6]. Фармацевтическая промышленность преследует свои интересы, помогая сохранять такое представление, и использует свои стратегии маркетинга для продвижения лекарств как средства преодоления этих «проблем» со здоровьем [7].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|