Формирование грамматического строя речи.
Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапах коррекционного обучения так или иначе сочетается с формированием грамматического строя речи. К этому разделу относятся изменения грамматических форм слова (формообразование) и работа над предложением и словосочетанием. Привлечь внимание детей к изменению некоторых грамматических форм можно очень рано, несмотря на то что в это время они располагают весьма ограниченным правильно произносимым фондом. Так, начиная с первого периода обучения, а также на всех последующих этапах, логопед, проводя упражнения на закрепление правильного произношения каждого из звуков, сочетает их с образованием множественного числа существительных, особенно тех, которые по тем или иным причинам могут вызвать у детей затруднения. Как правило, сюда относятся: слова мужского и особенно среднего рода с окончанием –а во множественном числе (колеса, облака, блюдца…); несклоняемые имена существительные (пальто, какао, пианино…), а также слова с беглыми гласными (огни, львы, куски…); с подвижным ударением (окна, поля, доски, простыни…); чередованием согласных (уши, друзья…); основой на мягкий звук (стулья, деревья, крылья…); непродуктивными суффиксами (телята, зверята…). Кроме того, включаются упражнения в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Все те слова, в которых могут быть допущены ошибки (а часто это те же слова, на которые допускались ошибки при образовании именительного падежа множественного числа существительных), берутся на заметку, с тем чтобы вновь и вновь включать их в разнообразные упражнения. Приведем примеры: на звуки к, г – огней, книг, окон; на звуки с, с’ – стульев, носков, сандалей, гусят; на звук ц – блюдец, яиц, гусениц; на звук л – одеял, яблок, ламп, платьев, полотенец; на звуки р, р’ – простынь, мандаринов, рейтуз, тортов, крыльев, перьев и т.д. По мере усвоения детьми формы именительного и родительного падежа множественного числа слова включаются в словосочетания, предложения, тексты, например: На яблоне много спелых… яблок. Около стола шесть… стульев и т.п. В процессе обучения внимание детей привлекается также к образованию глагольных форм с чередующимися звуками (машет – махал; стрижет – стриг; складывает – сложил; скачет – скакал и т.п.).
Работа над предложением в той или иной форме проводится систематически, постепенно усложняясь в течение всего времени обучения. Знакомство с предложением дается чисто практическом плане, без каких бы то ни было определений. Логопед (и воспитатель) пользуется термином «предложение», развивает у детей представление о предложении. Вся работа строится на наблюдениях и речевой практике. Основная задача коррекционного обучения применительно к данному разделу сводится к тому, чтобы учить детей правильно строить простые предложения, наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, правильно строить сложные предложения. В процессе обучения дети овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, формируется и закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам). Особое внимание при этом уделяется изменению падежных форм единственного и множественного числа существительных в зависимости от вопроса или предлога, изменению грамматических форм лица и числа глаголов, правильному согласованию прилагательных с существительными в именительном и косвенных падежах, правильному согласованию с существительными некоторых грамматических форм числительных.
С целью реализации поставленных задач на всех этапах коррекционного обучения (начиная с конца первого периода) проводятся различные упражнения. Многие из них направлены на обучение детей умению давать правильные ответы на вопросы. Разнообразные упражнения проводятся на всех этапах коррекционного обучения с целью привлечь внимание детей к составу предложения и связи слов в предложении. Вначале детям предлагается при помощи вопросов: кто? что делает? делает что? выделять отдельные слова из предложений с простым дополнением. Например, дается предложение Алик копает яму. Дети отвечают на вопросы одним словом: «Кто копает яму?» (Алик.) «Что делает Алик?» (Копает.) «Что копает Алик?» (Яму.). Вновь составляется предложение Алик копает яму. На базе подобных упражнений строятся более сложные. Так, дети самостоятельно составляют предложения из слов, данных в иной последовательности, грамматической форме (стадо, пасти, пастух – Пастух пасет стадо). Постепенно в такого рода упражнения включаются в определенной последовательности предлоги (спать, кот, стул, на – Кот спит на стуле). Дети узнают, что предлоги – это самостоятельные слова. Добавление в предложение недостающего слова. Эти упражнения могут проводиться в связи со словарной работой. Так, например, детям может быть предложено вставить в предложение слово с нужной приставкой: Мальчик (подбежал) к дому. Мальчик (выбежал) из дома; суффиксом: На столе стоит большой кувшин и маленький (кувшинчик); предлогом: Клумбу разбили (перед) домом. Кусты сирени посадили (около) дома. Могут добавляться пропущенные слова или словосочетания в определенном падеже: В живом уголке жила (серенькая белочка). Дети кормили (серенькую белочку). И т.д. Распространение предложений однородными и второстепенными членами: Дети набрали ягод. – Дети набрали полные корзиночки спелых душистых ягод. И т.п. Обращается внимание и на вариативность ответов. Так, например, детям может быть предложено составить несколько предложений со словами мальчик, ежик, поймать: В лесу мальчик поймал серого ежика. Серого колючего ежика мальчик поймал под кустом. Под елью мальчик увидел маленького серенького ежика и поймал его.
Составление цепочек предложений по демонстрации действий: Я встал со стула. Вышел из-за стола. Подошел к большому столу. Взял машину, которая стояла около домика, и поставил ее в шкаф. Специальное время отводится на упражнения в употреблении в речи сложноподчиненных предложений. Многие упражнения в составлении сложных предложений проводятся в связи с обучением детей рассказыванию. Развитие связной речи. В течение первого и второго периодов обучения на материале правильно произносимых звуков может быть выполнена лишь незначительная часть тех многообразных упражнений, которые проводятся в детском саду с целью развития связной речи в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду». И все же, несмотря на ограниченность речевого материала, специальные упражнения, используемые логопедом, играют немаловажную роль, в частности, в подготовке детей к овладению основными видами монологической речи (рассказ и описательный рассказ). Работа логопеда над пересказом носит до поры до времени ограниченный характер – детям предлагается заучивать и воспроизводить небольшие рассказы, что способствует как развитию памяти, так и воспитанию навыка пересказа. К концу второго периода обучения появляется возможность давать детям задания упражняться в пересказе и решать какие-либо дополнительные задачи. Приведем примеры. Пересказ текста с заменой глаголов настоящего времени прошедшим. Составление связного текста из данных предложений (Клава заплакала. Кукла упала на пол и сломалась. У Клавы была кукла. Клава купала куклу). Составление связного текста из отдельных предложений, включающих существительное (или сочетания прилагательных или числительных с существительным) в разных падежах (В лесу жила (кто?) белка. Дети пошли в лес и увидели (кого?) белку). В третьем периоде обучения, когда идет закрепление правильного произношения всех звуков речи в словах различной слоговой структуры, ряд занятий по развитию речи используется логопедом в целях обучения детей пересказу и описательному рассказу. Сочетание фонетических заданий с лексическими и грамматическими дает возможность в течение десятимесячного пребывания детей в группах устранить не только недочеты фонетико-фонематического развития и осуществить предусмотренное программой обучение грамоте, но и восполнить пробелы в развитии словаря и формировании связной грамматически правильной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|