Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первоначальные следственные действия при расследовании должностных преступлений.




Осмотр и выемка документов. Документы при расследовании должностных преступлений нередко являются основными источ­никами доказательств, особенно на первоначальной стадии рас­следования. Поэтому к их осмотру и выемке необходимо отно­ситься с особым вниманием. Истребование документов от орга­низации (предприятия, учреждения) менее эффективно. Оно лишает следователя непосредственного наблюдения места и ус­ловий их хранения. При этом способе не исключается также возможность уничтожения и фальсификации заинтересованными лицами нужных для расследования документов. Отсюда следу­ет, что осмотр документов тактически правильнее производить непосредственно в организации с привлечением к участию в нем специалистов, знакомых с характером документации, подлежащей проверке. Необходимые для расследования документы должны быть без промедления подвергнуты выемке. При осмотре документов обращается внимание на соблюде­ние установленной формы и признаки, свидетельствующие о воз­можных подделках или подлогах. Исследованию обязательно подвергается и текст доку­мента. Содержание его анализируется, сопоставляется с други­ми документами, с показаниями свидетелей, иными материалами дела. Интересующих следователя документов при осмотре может не оказаться, не всегда удается найти их и при обыске. Но это не дает оснований считать, что таких документов вообще не бы­ло. О существовании их могут рассказать свидетели, через руки которых они проходили (составитель документа, машинистка, секретарь, регистратор и т. д.). Проверка должна быть произ­ведена и в том учреждении, из которого документ был получен или в которое он был отправлен.

Допрос свидетелей. Тактические особенности допроса свиде­телей при расследовании дел о должностных преступлениях зависят в первую очередь от положения этих свидетелей. Боль­шинство их в той или иной степени связаны с лицом, чьи преступ­ные действия (или бездействие) исследуются. Чаще всего это связь служебная, но она определяет и различное отношение свидетелей к одним и тем же фактам, Кроме того, отношения могут быть дружескими или, наоборот, враждебными. Опера­тивность допросов будет служить одной из гарантий достовер­ности показаний.

Обыски. Необходимость в производстве обысков возникает по большинству дел о должностных преступлениях. Они могут, производиться как по месту работы должностного лица, так и по месту его жительства. Не исключены также обыски у родствен­ников и близких знакомых в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что у них хранятся предметы, ценности или документы, могущие иметь значение для расследуемого дела.

Осмотр места происшествия. Он производится при наличии материальных послед­ствий, наступивших в результате преступных действий (бездей­ствия) должностного лица. Так, вследствие халатности могут оказаться испорченными сырье, готовая продукция, техника и т. д. Их осмотр всегда является действием неотложным.

Версии по делам о должностных преступлениях. Время построения и характер версий по делам о должностных преступле­ниях определяют материалы, которыми располагает следователь.

В одних случаях уже в начале расследования ему известны субъект преступления и совершенные им преступные действия. Версии при этих обстоятельствах строятся о мотиве преступле­ния, форме вины и т. д. В других случаях известны только вредные последствия, например, факты порчи продукции в ово­щехранилище, техники, брошенной виоле, и т.д.

Планирование расследования. Расследование должностных преступлений всегда должно планироваться. Без плана деятель­ность следователя теряет целеустремленность. В плане расследо­вания,предусматриваются действия, которые необходимо прове­сти для проверки построенных версий, время их проведения и ис­полнители. План расследования должен быть увязан с планом оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых органами дознания. В плане обязательно предусматривается также уста­новление причин, условий и обстоятельств, способствовавших возникновению расследуемого должностного преступления.

59.Виды должностных преступлений и общие положения методики их расследования.

Виды должностных преступлений. Уголовный закон к долж­ностным преступлениям относит: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получе­ние взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Объединяет должностные преступления один общий признак: противоправные действия (или бездействие) совершаются долж­ностными лицами и причиняют существенный вред.

Должностные лица —это лица, постоянно или временно осу­ществляющие функции представителей власти или занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распоря­дительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному пол­номочию.

Последствия должностных преступлений состоят в причине­нии существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым - законом правам и интересам граждан.

Уголовные дела о должностных преступлениях при наличии достаточных оснований могут быть возбуждены по любому по­воду, указанному в ст. УПК. Однако чаще всего поводами служат акты ревизий и ведомственных проверок, а также прове­рок, производимых финансовыми органами и органами народ­ного контроля. Нередко дела возбуждаются по заявлениям граждан и материалам, опубликованным в печати.

Общие положения методики расследования должностных преступлений. Наряду с особенностями расследования отдельных должностных преступлений существуют некоторые общие поло­жения, относящиеся ко всем должностным преступлениям. При расследовании каждого из них необходимо установить: 1) долж­ностное положение субъекта преступления; 2) круг его должност­ных функций и фактически выполняемых обязанностей; 3) в чем конкретно заключаются противоправные действия (бездейст­вие), причинившие вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граж­дан; 4) характер причиненного вреда, время, место и способ его причинения, размер ущерба; 5) причинную связь между дейст­вием (бездействием) должностного лица и наступившими послед­ствиями; 6) не связано ли должностное преступление с хище­нием, спекуляцией или иными преступлениями.

Успех расследования должностных преступлений в первую очередь зависит от знания следователем их криминалистической характеристики, в которую входят способы совершения преступ­лений. Одновременно с этим следователю необходимо в каждом случае изучить: характер и условия деятельности учреждения или организации, где совершено должностное преступление, нор­мативные акты и ведомственные инструкции, определяющие функции,,права и обязанности должностных лиц, особенности документооборота, принятого в данном учреждении или органи­зации, установленный порядок прохождения дел и разрешения конкретных вопросов.

Полученные в результате указанных действий материалы являются основой при расследовании всех видов должностных преступлений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...