Первоначальные следственные действия при расследовании должностных преступлений.
Осмотр и выемка документов. Документы при расследовании должностных преступлений нередко являются основными источниками доказательств, особенно на первоначальной стадии расследования. Поэтому к их осмотру и выемке необходимо относиться с особым вниманием. Истребование документов от организации (предприятия, учреждения) менее эффективно. Оно лишает следователя непосредственного наблюдения места и условий их хранения. При этом способе не исключается также возможность уничтожения и фальсификации заинтересованными лицами нужных для расследования документов. Отсюда следует, что осмотр документов тактически правильнее производить непосредственно в организации с привлечением к участию в нем специалистов, знакомых с характером документации, подлежащей проверке. Необходимые для расследования документы должны быть без промедления подвергнуты выемке. При осмотре документов обращается внимание на соблюдение установленной формы и признаки, свидетельствующие о возможных подделках или подлогах. Исследованию обязательно подвергается и текст документа. Содержание его анализируется, сопоставляется с другими документами, с показаниями свидетелей, иными материалами дела. Интересующих следователя документов при осмотре может не оказаться, не всегда удается найти их и при обыске. Но это не дает оснований считать, что таких документов вообще не было. О существовании их могут рассказать свидетели, через руки которых они проходили (составитель документа, машинистка, секретарь, регистратор и т. д.). Проверка должна быть произведена и в том учреждении, из которого документ был получен или в которое он был отправлен.
Допрос свидетелей. Тактические особенности допроса свидетелей при расследовании дел о должностных преступлениях зависят в первую очередь от положения этих свидетелей. Большинство их в той или иной степени связаны с лицом, чьи преступные действия (или бездействие) исследуются. Чаще всего это связь служебная, но она определяет и различное отношение свидетелей к одним и тем же фактам, Кроме того, отношения могут быть дружескими или, наоборот, враждебными. Оперативность допросов будет служить одной из гарантий достоверности показаний. Обыски. Необходимость в производстве обысков возникает по большинству дел о должностных преступлениях. Они могут, производиться как по месту работы должностного лица, так и по месту его жительства. Не исключены также обыски у родственников и близких знакомых в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что у них хранятся предметы, ценности или документы, могущие иметь значение для расследуемого дела. Осмотр места происшествия. Он производится при наличии материальных последствий, наступивших в результате преступных действий (бездействия) должностного лица. Так, вследствие халатности могут оказаться испорченными сырье, готовая продукция, техника и т. д. Их осмотр всегда является действием неотложным. Версии по делам о должностных преступлениях. Время построения и характер версий по делам о должностных преступлениях определяют материалы, которыми располагает следователь. В одних случаях уже в начале расследования ему известны субъект преступления и совершенные им преступные действия. Версии при этих обстоятельствах строятся о мотиве преступления, форме вины и т. д. В других случаях известны только вредные последствия, например, факты порчи продукции в овощехранилище, техники, брошенной виоле, и т.д. Планирование расследования. Расследование должностных преступлений всегда должно планироваться. Без плана деятельность следователя теряет целеустремленность. В плане расследования,предусматриваются действия, которые необходимо провести для проверки построенных версий, время их проведения и исполнители. План расследования должен быть увязан с планом оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых органами дознания. В плане обязательно предусматривается также установление причин, условий и обстоятельств, способствовавших возникновению расследуемого должностного преступления.
59.Виды должностных преступлений и общие положения методики их расследования. Виды должностных преступлений. Уголовный закон к должностным преступлениям относит: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Объединяет должностные преступления один общий признак: противоправные действия (или бездействие) совершаются должностными лицами и причиняют существенный вред. Должностные лица —это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти или занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию. Последствия должностных преступлений состоят в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым - законом правам и интересам граждан. Уголовные дела о должностных преступлениях при наличии достаточных оснований могут быть возбуждены по любому поводу, указанному в ст. УПК. Однако чаще всего поводами служат акты ревизий и ведомственных проверок, а также проверок, производимых финансовыми органами и органами народного контроля. Нередко дела возбуждаются по заявлениям граждан и материалам, опубликованным в печати. Общие положения методики расследования должностных преступлений. Наряду с особенностями расследования отдельных должностных преступлений существуют некоторые общие положения, относящиеся ко всем должностным преступлениям. При расследовании каждого из них необходимо установить: 1) должностное положение субъекта преступления; 2) круг его должностных функций и фактически выполняемых обязанностей; 3) в чем конкретно заключаются противоправные действия (бездействие), причинившие вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан; 4) характер причиненного вреда, время, место и способ его причинения, размер ущерба; 5) причинную связь между действием (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями; 6) не связано ли должностное преступление с хищением, спекуляцией или иными преступлениями.
Успех расследования должностных преступлений в первую очередь зависит от знания следователем их криминалистической характеристики, в которую входят способы совершения преступлений. Одновременно с этим следователю необходимо в каждом случае изучить: характер и условия деятельности учреждения или организации, где совершено должностное преступление, нормативные акты и ведомственные инструкции, определяющие функции,,права и обязанности должностных лиц, особенности документооборота, принятого в данном учреждении или организации, установленный порядок прохождения дел и разрешения конкретных вопросов. Полученные в результате указанных действий материалы являются основой при расследовании всех видов должностных преступлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|