Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О почитании и молитвенном призывании святых угодников Божиих




Святые и живущие на земле составляют одну живую Церковь Христову:

"все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10). "и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его" (Еф. 1, 22-23).

Церковь имеет много членов:

"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос" (1 Кор. 12, 12).

Члены земной Церкви находятся в общении с членами небесной Церкви:

"Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12, 22-24).

Итак, Церковь земная соединяется в своих молитвах с Ангелами, торжествующим собором, первенцами и душами праведников и вместе с ними возносит свои молитвы к Судии всех Богу.

Смерть не может препятствовать общению членов небесной и земной Церкви, потому что для христиан смерти не существует, существует только переход из одной Церкви в другую:

"Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38) "а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим. 14, 8).

Святые молятся за нас Богу по любви:

"дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12, 25-26). "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк. 15, 10).

"а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения" (Лк. 20, 35-36).

"Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8, 38-39).

По долгу:

"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" (Рим. 15, 1-2).

Святые любят нас:

"прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32, 32).

"что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Рим. 9, 2-3).

"Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение" (Рим. 10, 1).

Даже умершие грешники заботятся о живущих своих братьях:

"Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения" (Лк. 16, 27-28).

Святые молятся за нас при жизни:

"И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его" (Быт. 20, 17).

"И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб Он спас нас от руки филистимлян. И сказал Самуил: да не будет этого со мною, чтоб отступить от Господа Бога моего, и не взывать о вас в молитве! И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его со всем народом во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь" (1 Цар. 7, 8-9).

"Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя" (3 Ин. 1, 2).).

"Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: "Тавифа! встань". И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села" (Деян. 9, 40).

Молятся святые и по смерти:

"Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, - видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славой, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов." (2 Макк. 15, 12-24).

"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Откр. 6, 9-11).

"И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр. 8, 3-4).

"И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых" (Откр. 5, 8).

Смерть только приближает святых к Богу:

"Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Кор. 5, 6-8).

Святые считают грехом для себя не молиться за нас:

"и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой" (1 Цар. 12, 23).

Господь часто не исполняет наших молитв по грехам нашим:

"И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови" (Ис. 1, 15).

Это бывает оттого, что мы молимся без веры и усердия:

"Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Иак. 1, 8).

Не знаем, о чем просить Бога, иногда просим богатства, славы, желаем зла ближним:

"Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8, 26).

Молитвы же святых Господь слышит и исполняет:

"потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли" (1 Пет. 3, 12).

Ради немногих праведников Господь щадит и весь народ:

"Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти" (Быт. 18, 32).

"ибо непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего служения, молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил конец бедствию, показав тем, что он слуга Твой" (Прем. 18, 21).

Молитва святых сильна пред Богом:

"Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой" (Иак. 5, 16-18).

"Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал" (Деян. 9, 33-34).

"так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все" (Деян. 5, 15-16).

Молитва святых сильна верою:

"Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21, 21-22).

"И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь" (Мф. 10,1).

"которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение" (Евр. 11, 33-35).

Обилием благодати:

"Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них" (Деян. 19, 11-12).

Святые близки к Богу, они друзья Его:

"Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Ин. 15, 14).

Сам Господь научил обращаться к молитвам и ходатайству святых:

"теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои" (Быт. 20, 7).

"Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, - и Господь принял лице Иова" (Иов. 42, 8-9).

Святых прославляли праведники и народ:

"семя их пребудет до века, и слава их не истребится" (Сир. 44, 12).

"Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам...он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога" (Прем.2, 12,16).

"народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу" (Сир. 44, 14).

"Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их" (Деян. 5, 12-13).

"Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен" (Иак. 5, 11).

Святые успокоены на небе и прославлены:

"За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной" (Откр. 7, 15-16).

Святых прославлял Сам Господь при жизни их на земле через чудеса:

"Енох угодил Господу и был взят на небо, - образ покаяния для всех родов"; "Авраам - великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе" (Сир. 44, 15 и 19).

"Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо" (4 Цар. 2, 11).

"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк. 16, 17-18).

"И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17, 22).

Прославляет и по смерти через чудеса:

"Дорога в очах Господних смерть святых Его" (Пс. 115, 6).

"А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их" (Прем. 3, 1).

"И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его" (Сир. 48, 15).

Непочтение к святым Господь наказывал:

"И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4 Цар. 2, 23-24).

Пример наказания за непочтение пророка Илии (4 Цар. 1, 1-15).

Святым поклонялись:

"И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли" (4 Цар. 2, 15).

"Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе" (Деян. 16, 29).

Христос - единственный ходатай между Богом и человеком Своею Кровию:

"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим. 2, 5).

Молитвенных же ходатаев много:

"Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8, 26).

"при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас" (2 Кор. 1, 11).

"непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих" (Еф. 1, 16)

"ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа" (Флп. 1, 19).

Не почтение святых, нельзя оправдать ни Ветхим, ни Новым Заветами.

Каким же заветом они руководствуются в своем учении?

Праведники и народ почитали и поклонялись святым. Кому подражают сектанты, понося угодников Божиих?

О СВЯТЫХ МОЩАХ

Православная Церковь почитает мощами всякие останки св. угодников и мучеников, через которые Господь совершает чудеса и исцеления - будут ли это целые нетленные тела или части их, или только кости или даже части одежд св. людей. Если через все эти останки благодатию Божией совершаются очевидные чудеса, то они - мощи; если же чудес не совершается, то тела святых, хотя бы нетленные, за мощи не почитаются. Почитая мощи, Церковь, собственно, почитает благодать, действующую через останки, и прославляет Бога, дивного во святых Своих. Какого-либо обоготворения бездушных вещей и тел, в чем упрекают Православную Церковь сектанты, в действительности нет, есть только смиренное поклонение всемогуществу Господа и глубокая детская вера в благодать Духа Святаго, избирающего орудиями своих действий не только самих угодников Божиих, но и тела и всякие останки их.

Человек создан для нетления:

"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт. 2, 9).

"Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих" (Прем. 1, 13).

"Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего" (Прем. 2, 23).

Смерть и тление явились по зависти диавола и вследствие грехопадения:

После грехопадения человеку сказано, что он возвратиться в прах. На этом основании погребаются в землю и праведники и грешники. Но тела некоторых праведников избегают тления.

"Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть" (Прем. 1, 15).

"но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его" (Прем. 2, 24),

"Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6, 23).

Поэтому все потомки Адама подвержены тлению:

"Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные" (1 Кор. 15, 48).

Господь Иисус Христос разрушил смерть и победил грех:

"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом" (1 Кор. 15, 55-57).

Своим Воскресением Господь даровал нам нетление:

"Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,... открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие" (2 Тим. 1, 8, 10).

Подвергаются тлению грешники:

"Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть" (Прем. 1, 15).

Тела многих (не всех) праведников, победивших грех, не подвергаются тлению по особому о них промышлению Всемогущего Бога:

"Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5, 17).

"Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные" (1 Кор. 15, 48).

"и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (Мф. 27, 52-5З).

"ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15, 10).

"Дорога в очах Господних смерть святых Его" (Пс. 115, 6).

"Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится" (Пс. 33, 20-21).

Господь по всемогуществу Своему может прославить не только нетлением, но даровать им и бессмертие:

"Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин. 21, 22-23).

Не все святые прославлены нетлением тел:

"Дары различны, но Дух один и тот же;... и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1 Кор. 12, 4; 6).

"Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15, 41).

Господь творит через мощи чудеса:

"И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои" (4 Цар. 13, 21).

"ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его" (Сир. 48, 14-15).

"Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Ин. 3, 8).

"Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его" (Пс. 88, 8).

Даже одежда праведников была чудотворной:

"и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись" (Мф. 14, 36).

"Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них" (Деян. 19, 11-12).

Не все получают исцеления от св. мощей по своему неверию:

"И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил" (Мк. 6, 5-6).

Сектанты выступают против почитания св. мощей ссылаясь на Евангелие от Матфея 23,29-36 где Господь обличает украшение гробниц праведников. Но Спаситель осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы праведников, а за то, что они не чтили их, а убивали и гнали пророков и мудрых как и отцы их.

Тела праведников почитались в Ветхом Завете:

"И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда"." (Исх. 13, 19).

"И двенадцать пророков - да процветут кости их от места своего! - утешали Иакова и спасали их верною надеждою" (Сир. 49, 12).

Должны они почитаться и в Новом Завете, как храмы Святаго Духа:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6, 19).

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3, 16-17).

Те кто отрицает св. мощи, смеется над чудесами от них, разоряют храм Духа Святаго, ругаются над ним.

О СВЯТЫХ ИКОНАХ

Храм своим устройством должен напоминать небо:

"И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек" (Пс. 77, 69).

"И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним" (Иез. 43, 11).

В Ветхом Завете Бог не показывал всем людям Своего Лица. Поэтому Его образ напоминал ковчег завета, устроенный по повелению Господа:

"Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец витый" (Исход. 25, 10-11).

"там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым" (Исход. 25, 22).

Ковчег - лице Господа:

"И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения" (Числ. 17, 7).

Образ Его:

"А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16, 15).

Назывался Господом:

"Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым" (Числ. 10, 35-36).

Святых Ангелов напоминали иконы их:

"и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх. 25, 18).

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26, 1).

"И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне" (3 Цар. 6. 29).

"От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри н снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41, 17-19).

"Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех" (Иез. 1, 10).

Ветхозаветные праведники не были прославлены, ждали избавления в аду:

"которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1 Пет. 3, 19).

Были записаны в книгу жизни только имена их:

"прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32, 32).

В подражание этой небесной книге было повелено для памяти вырезать имена святых людей:

"И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их; чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти" (Исх. 28, 9-12).

"На подире его был целый мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие Твое - на диадиме головы его" (Прем. 18, 24).

"Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе" (Пс. 28, 9).

Новозаветный храм должен быть образом истинного святилища неба:

"Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр. 9, 24),

В Новом Завете Господь показал всем людям лице Свое:

"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1, 14).

"О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1).

"Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца"?" (Ин. 14, 8-9).

Ветхозаветные образы и сам храм должны быть исправлены:

"Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с явствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9, 9-10).

Вместо ковчега завета должны быть изображения Лица Божия так, как Он показал Себя:

Бог - Отец: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм... И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис. 6, 1, 5).

"Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь" (Дан. 7, 9).

Ветхозаветное явление Св. Троицы: "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли" (Быт. 18, 1-2).

Бог - Сын: Показал Себя в событиях земной жизни:

"Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2, 6-7).

"Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа" (Евр. 2, 17).

"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин, 1, 18).

"и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2, 11), - Христос Младенец.

"И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник" (Лк. 2, 42), - отрок.

"Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов" (Лк. 3, 23), - взрослый человек.

(Мф. 8, 23-34) - чудотворец.

(Лк. 23, ЗЗ) - распятый.

(Ин. 19, 41; Мф. 27, 59-60) - Христос погребенный.

(Мф. 28, 9-20) - воскресший.

(Лк. 24, 50-53) - Христос вознесшийся.

(Ин. 1, 14) - Христос во славе;

"Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Мф. 13, 16-17).

Бог Дух Святый: "Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3, 21-22).

"И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2, 3-4).

Новозаветное явление Св. Троицы: "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мой благоволение" (Мф. 3, 16-17).

Вместо имен святых людей должны быть изображения их:

"После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!" (Откр. 7, 9-10).

Бог освятил св. иконы:

"и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег скинии откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30, 25-29).

"И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию" (Исх. 40, 34).

"И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; сделал все по молитве твоей. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9, 3).

"И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью... Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул" (Мк. 11, 11, 15) - а иконы св. ангелов оставил и назвал их вместе с храмом домом Своим.

Осмотрел, сказано все, значит Христос видел и иконы, но не удалил их из храма, а опрокинул только столы и скамьи, как предметы, явно нарушавшие святость храма.

Через иконы Господь творил чудеса:

"то, лишь только несущие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана - Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, - вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан" (Нав. 3, 15-17);

(1 Цар. 5 и 6 главы) - Ковчег во время пребывания своего у филистимлян уничтожил идола Дагона, наказал жителей язвами и голодом.

(Нав. 6, 1-26) - падение стен Иерихона;

Повелел людям почитать их:

"Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь" (Лев. 19, 30).

"воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28, 2).

За непочтение наказывал:

"И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию, чтобы придержать его, и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: "поражение Озы" (2 Цар. 6, 6-8).

(1 Цар. 5, 2 и далее) - За то, что филистимляне поставили ковчег Божий в капище, сравняли его с идолом своим, Господь жестоко наказал их за такое надругательство и кощунство над святыней: "И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние" (1 Цар. 5, 6).

Праведники почитали св. иконы и поклонялись:

"А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем" (Пс. 5, 8).

"Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно" (Пс. 98, 5).

"Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои" (Нав. 7, 6).

"Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения" (Деян. 24, 11).

Почитал св. иконы и Господь Иисус Христос; это видно из того, что Он оставил их в храме.

Делают иконы избранные Богом мастера, одаренные искусством:

"смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина... и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе" (Исх. 31, 2; 6).

Искусству иконописи Веселеил и Аголиав научили и др. Людей:

"и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова" (Исх. 35, 34).

Святые иконы повелено делать из различного материала:

"работать из золота, серебра и меди, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31, 4-5).

Повелено украшать их:

"и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец витый... и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх. 25, 11, 18).

Заповедь о св. иконах в Новом Завете не отменена, следовательно, ее надо соблюдать: (Исх. 25, 10-11; 18-22; 26, 1; 28, 9-12).

Иисус Христос был осязаем:"О том,что было от начала, что мы слышали, что видели своими чами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни.."(1Иоанна 1,1),следовательно Он был изобразим.

При апостолах было уже изображение Иисуса Христа распятого:

"О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?" (Гал. 3, 1).

Были святые иконы и у первых христиан: об этом свидетельствует история церкви и вещественные памятники. Так на стенах первых христианских храмов находят иконы Господа, Божией Матери и св. апостолов. Если об иконах было умолчено в слово Божием, то свидетельства памятников должны бы вразумить сектантов, ругающихся над святынями. Против них и камни вопиют:

"Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк. 19, 40).

Икона- слово греческое, и означает образ, но не простой, а священный, преимущественно Бога в тех образах, в каких Он показал себя людям; Божьей Матери, Ангелов и св. людей. Иконы это только портреты, а не живые существа и почесть которую воздают иконам переходит на первообраз.

Идолы - изображения богов ложных, выдуманных язычниками:

"Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого" (1 Кор. 8, 4).

Они вымышлены:

"Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого" (Деян. 17, 20).

Идолы установлены язычниками без повеления Божия, поэтому они пустота:

"Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора" (Иер. 10, 3).

Язычники почитали за богов:

"Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила" (Прем. 13, 1-2).

"Притом они почитают животных самых отвратительных, которые по бессмыслию сравнительно хуже всех. Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его" (Прем. 15, 18-19).

"и славу нетленного Бога изменили в о<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...