Б) о персональном составе органов местного самоуправления
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Местный референдум
Существуют различные виды референдумов: обязательные, консультативные, конституционные, факультативные и т.п. В России в зависимости от территории проведения референдума различают: референдум РФ, референдум субъектов Федерации и местный референдум.
Конституция РФ ставит местный референдум на первое место среди всех остальных форм осуществления местного самоуправления. Тем самым повышается его значимость среди других форм волеизъявления граждан в пределах муниципального образования. Понятие «референдум» (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) - прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни. Различие между референдумом и выборами состоит в объекте голосования, то есть, в отличие от муниципальных выборов, голосование на местном референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению по определенному вопросу местного значения. Референдумы по масштабу бывают всенародные, которые охватывают территорию всей страны, региональные, межрегиональные и локальные, имеющие распространение на определенную часть территории (например, местный референдум имеет локальный характер и ограничен решением вопросов местного значения). Существует два законодательных определения местного референдума: 1. Референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования; (ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
2. Местный референдум – непосредственное решение населением вопросов местного значения (ст.22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») Признаки местного референдума: 1. Особый объектный состав – референдум проводится только по вопросам местного значения. 2. Локальный характер – проведение референдума ограничено определенной территорией (проводится на всей территории муниципального образования). 3. Особый субъектный состав – принимают участие только те граждане, которые проживают на территории муниципального образования.
Правовые основы местного референдума: 1. Конституция (ч.2, ч.3 ст.3), ч.2 ст.130. 2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. (с изм. и доп.). Поскольку в Конституции нет главы, посвященной избирательному процессу, данный федеральный закон обладает базовым значением. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Федеральные законы, законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты о референдумах и выборах не должные ему противоречить. 3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. (ст.22) 4. постановления Конституционного Суда РФ 5. постановления Центральной Избирательной Комиссии 6. законы субъектов Федерации о проведении местных референдумов Например, Закон Тамбовской области «О местном референдуме в Тамбовской области», Закон ХМАО «О местном референдуме», Закон Санкт-Петербурга «О местном референдуме» и т.п. 7. уставы муниципальных образований (в уставе могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум).
8. иные нормативно-правовые акты о референдумах
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1. Право граждан, проживающих на территории муниципального образования, на участие в местном референдуме – граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии и убеждений. Не имеют права принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Законодательство не детализирует признак постоянного или преимущественного проживания гражданина. Не подлежат включению в списки военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти лица до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования. 2. Непосредственное участие граждан в референдуме - граждане выражают свою волю самостоятельно, принимая решение при голосовании, а не действуют через каких-либо представителей 3. Добровольное участие граждан в местном референдуме – никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие граждан в референдуме, это право, а не обязанность гражданина. 4. Свободное волеизъявление – каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует по своему собственному усмотрению, руководствуясь внутренним убеждением. 5. Тайное голосование – контроль за волеизъявлением граждан не допускается (специально оборудованные кабинки, ненумерованные бюллетени). 6. Гласность – вся деятельность по подготовке и проведению референдума ведется открыто, результаты референдума обнародуются. 7. Законность – местный референдум проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. За соблюдением законов при проведении референдума осуществляется контроль органами местного самоуправления и государственной власти, самими гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений, а также комиссиями по проведению местного референдума.
Местный референдум – это голосование населения муниципального образования по вопросам местного значения. Для каждого вида муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) федеральным законом закреплены свои вопросы местного значения (ст.ст.14, 15, 16). Требования, которые предъявляет ФЗ к вопросам, выносимым на местный референдум: - вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы личности, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. - вопросы местного референдума не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта Федерации. - вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» в ч.8 ст.12 закрепляет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановление осуществления ими своих полномочий, о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов Данное ограничение объясняется тем, что каждая форма непосредственной демократии (т.е. выборы и референдум) имеет собственное предназначение, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению другой или необоснованно замещать ее. Такую правовую позицию сформулировал в одном из своих постановлений Конституционный Суд РФ. Таким образом, референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа.
Тем не менее, этот запрет не ограничивает право граждан осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Для этого существуют такие установленные законом формы как отзыв населением депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления. б) о персональном составе органов местного самоуправления В) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности Органы местного самоуправления образуются определенным способом и в определенном порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Способами образования органов могут быть формирование, избрание, назначение, замещение. Законодатель, таким образом, рассматривает вопросы по образованию органа как вопросы, которые не могут быть предметом референдума. г) о принятии или изменении местного бюджета, исполнении и изменении Невозможность вынесения на референдум таких вопросов объясняется требованием специальных знаний и специальной подготовки в бюджетной и финансовой сферах. В уставах муниципальных образований принятие бюджета и утверждение отчета о его исполнении находится в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления. Существует и практическое объяснение рассматриваемого ограничения. Так, если проект бюджета на референдуме будет отклонен, то для нового проекта опять потребуется процедура референдума и, возможно, не одна, что обойдется слишком дорого и надолго оставит муниципальное образование без утвержденного бюджета. д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения Принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения требует немедленного принятия решения компетентными органами. Проведение же референдума – довольно длительная процедура. Кроме того, необходимость принятия таких мер, как правило, возникает в период чрезвычайного положения, а согласно Федеральному закону, в этот период запрещается назначать и проводить референдум. Перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум является закрытым, исчерпывающим и не предполагает его расширения или сужения органами местного самоуправления. Законодателем установлены обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума:
1) референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение 3-х месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения 2) уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать 2 года со дня официального опубликования результатов референдума. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, не допускается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|