Реализация решения местного референдума
Принятое на местном референдуме решение обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, органами местного самоуправления либо их должностными лицами. Это решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум с такой же формулировкой не проводится, но согласно Закону «»Об основных гарантиях,,,» этот срок не может превышать 2 года. Кроме того, решение, принятое на местном референдуме, может быть признано недействительным в судебном порядке. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям: - нарушен установленный законодательством порядок проведения местного референдума, что повлекло невозможность выявить действительную волю участников референдума; - несоответствие закона субъекта Федерации, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции, федеральному закону, что повлекло невозможность выявить действительную волю участников референдума; - несоответствие решения, принятого на местном референдуме, Конституции, федеральному закону, закону субъекта Федерации. Если результаты референдума признаны недействительными, муниципальная комиссия референдума назначает повторное голосование. Решение, принятое на местном референдуме обязательно для исполнения всеми должностными лицами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.
Если для реализации этого решения требуется издание дополнительного правового акта, то орган или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны определить срок подготовки и принятия такого акта в течение 15 дней с момента вступления в силу решения, принятого на местном референдуме. Указанный срок не может превышать 3 месяца. Нарушение срока издания такого акта, согласно ФЗ «Об общих принципах …» (ч.3 ст.45) является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.
Муниципальные выборы
Путем муниципальных выборов избираются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. Правовая основа: 1) Конституция (ч.2, ч.3 ст.3), ч.2 ст.32, ч.2 ст.130. 2) ФЗ от 12 июня 2002 г. (с изм. и доп.) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан …» 3) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.23) 4) ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в случаях, если: - законодательным органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; - не принят устав муниципального образования; - в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления; - полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти - отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и в некоторых других случаях, которые установлены в ст.1 закона.
Таким образом, данный закон применяется в части, не урегулированной законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 5) Постановления Конституционного Суда РФ 6) Постановления ЦИК РФ 7) законы субъектов Федерации 8) уставы муниципальных образований. Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов голосования устанавливаются ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан …» и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации. Законом субъекта Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. А в уставе муниципального образования уже конкретно определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Избирательная система – это условия признания кандидатов, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов внутри такого списка. Вы знаете из курса конституционного права, что в России при проведении выборов разных уровней применяются как мажоритарная избирательная система, так и пропорциональная. Смысл мажоритарной системы заключается в том, что депутатский мандат получит кандидат, набравший большинство голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами. А в соответствии с пропорциональной системой депутатские мандаты распределяются не по принципу большинства, а пропорционально полученным голосам избирателей. При использовании пропорциональной системы избиратели голосуют не за какого-то конкретного кандидата, а за список кандидатов (партию). Как показывает практика, при проведении муниципальных выборов в основном используется мажоритарная избирательная система. Например, так избираются депутаты муниципальных советов в Санкт-Петербурге. В целом, порядок избрания депутатов и выборных должностных лиц имеет много общего с порядком подготовки и проведения местного референдума: действуют те же комиссии, составляются списки избирателей (по тем же принципам), образуются избирательные участки, проводится предвыборная агитация и т.п.
Поэтому на тех стадиях, о которых мы с вами более или менее подробно говорили применительно к местному референдуму, долго останавливаться не будем, лишь отметим их и поговорим об особенностях подготовки и проведения муниципальных выборов. Итак. Назначение выборов Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. Если представительный орган не назначил муниципальные выборы в установленные сроки, тогда они назначаются избирательной комиссией муниципального образования или судом. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях …» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов эти сроки могут быть сокращены, но не более чем на 1/3. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье марта (или второе воскресенье октября - в случаях, предусмотренных Законом) того года, в котором истекают сроки полномочий органов местного самоуправления. Голосование на выборах назначается только на воскресенье. Не допускается назначения голосования на праздничный день, предпраздничный день и день, следующий за праздничным днем. Выдвижение кандидатов Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения либо избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (избирательным объединением). На выборах в органы местного самоуправления не допускается ограничения пассивного избирательного права, связанного с нахождением места жительства гражданина на определенной территории России, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории.
Минимальный возраст для занятия должности в органах местного самоуправления устанавливается законом субъекта Федерации. Этот возраст не должен превышать 21 года. Решение вопроса о максимальном числе сроков замещения одним и тем же лицом депутатского мандата или выборной должности отнесено к исключительной компетенции местного самоуправления и должно быть закреплено в уставе муниципального образования. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления о выдвижении кандидата (списка кандидатов) и заявления кандидата о согласии баллотироваться. В заявлении указываются сведении о наличии гражданства иностранного государства (если таковое имеется), сведения о судимости кандидата. Вместе с уведомлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены: сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Период выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней. Этот период включает в себя сбор подписей в поддержку того или иного кандидата или списка кандидатов. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей. Закон устанавливает правила сбора подписей. В частности, запрещается сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными. На выборах в органы местного самоуправления вместо сбора подписей в поддержку того или иного кандидата или списка кандидатов возможно внесение избирательного залога. Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата. Размер избирательного залога составляет 15% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. Законом субъекта Федерации размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Предельный размер расходования средств избирательного фонда устанавливается законами субъектов Федерации. Без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога регистрируются кандидаты или список кандидатов, которые выдвигаются политической партией, получившей депутатские мандаты на предыдущих выборах в Государственную Думу. В этом случае регистрация осуществляется на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией. Кроме того, сбор подписей избирателей, внесение избирательного залога могут не осуществляться при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более 10 тысяч, если это предусмотрено законом субъекта Федерации. Средняя норма представительства – общее количество зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей, поделенное на количество избирательных округов. Например, в муниципальном образовании Екатеринбург – 700 тыс. избирателей, в городскую думу избирается 35 депутатов. Муниципальное образование делится на 35 одномандатных избирательных округов. Ср. НП - 700 тыс.:35 = 20 тыс. Подписные листы направляются в окружную избирательную комиссию, которая проверяет их, и по результатам проверки принимает решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации. Отказ в регистрации можно обжаловать в суд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|