Образование избирательных округов
В отличие от референдумного процесса, необходимым элементом для проведения выборов депутатов является образование избирательных округов (одномандатных, многомандатных). Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования определяет схему одномандатных или многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы. Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов. Избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей (допускается отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30%). - при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат (допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15%). Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Федерации. б) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Образование избирательных участков Избирательные участки образуются по аналогии с образованием участков референдума, не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки образуются - не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Составление списков избирателей В списки избирателей включаются все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие активным избирательным правом. Кроме того, участвовать в муниципальных выборах могут и иностранцы, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования (при наличии международного договора). Сведения об избирателях формирует глава местной администрации муниципального образования. Он несет ответственность за достоверность и полноту этих сведений. Как правило, составляет списки избирателей окружная избирательная комиссия, а затем направляет их в участковую избирательную комиссию для уточнения. Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления.
Формирование избирательных комиссий Порядок формирования избирательных комиссий аналогичен тому, что и при проведении местного референдума. Он регулируется статьями - 22, 24, 25, 26, 27 федерального закона «Об основных гарантиях …». В качестве особенности, при проведении муниципальных выборов могут образовываться и окружные избирательные комиссии (при проведении выборов по одномандатным или многомандатным округам). Если территория муниципального образования представляет собой единый избирательный округ, то окружные избирательные комиссии не образуются. Формирует окружную комиссию вышестоящая избирательная комиссия (т.е. муниципальная избирательная комиссия). Срок полномочий окружной комиссии истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов.
Полномочия окружной избирательной комиссии: а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан б) взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе в) осуществляет регистрацию кандидатов г) утверждает текст бюллетеня в избирательном округе д) определяет результаты выборов по избирательному округу е) обнародует в соответствующих СМИ результаты выборов по избирательному округу ж) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения и) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
Предвыборная агитация Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) и заканчивается за сутки до голосования. Порядок проведения предвыборной агитации аналогичен порядку проведения агитации по вопросам референдума. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Законом субъекта Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более 5 тысяч, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
8.Финансирование выборов Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Главным распорядителем средств на проведение муниципальных выборов является избирательная комиссия муниципального образования. Отчет избирательной комиссии муниципального образования о расходовании бюджетных средств на выборы представляется в представительный орган муниципального образования. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты создают собственные избирательные фонды. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает 5 тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат должен уведомить соответствующую избирательную комиссию о том, что он не будет финансировать свою избирательную кампанию. Зачастую требование создания избирательных фондов в малонаселенных муниципальных образованиях превращается в формальное действие. Не редко у кандидатов, баллотирующихся на муниципальных выборах, нет практической необходимости в создании избирательного фонда, поскольку они могут провести полноценную избирательную кампанию без использования денежных средств.
Голосование Итоги голосования на соответствующем избирательном участке подводит участковая избирательная комиссия, которая составляет протокол об итогах голосования и направляет его в территориальную (окружную) избирательную комиссию. На основании данных нижестоящих избирательных комиссий, муниципальная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после выборов подводит общие итоги голосования. Муниципальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися: - если в выборах приняло участие менее 20% зарегистрированных избирателей (законом указанный процент может быть снижен). Законом субъекта Федерации также может быть предусмотрено, что минимальный % от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов муниципального образования состоявшимися не устанавливается. Муниципальная избирательная комиссия признает выборы недействительными: - если нарушения, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, не позволяют достоверно установить волеизъявление избирателей - если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков (1/4 часть от общего числа избирателей). - а также по решению суда. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии не предусмотрено, назначаются новые основные выборы не позднее чем через 6 месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется соответствующей комиссией не позднее чем через месяц со дня голосования.
Сход граждан Правовые основы: 1. - Конституция РФ (ч.2 ст.130) 2. - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. и от 6 октября 2003 г. (ст.24 и 25 соответственно). 3. - законы субъектов РФ (о местном самоуправлении, а также специальные законы о сходах, устанавливающие порядок созыва сходов, принятия и изменения его решений, пределы компетенции и т.д.)
4. - уставы муниципальных образований 5. - специальные положения, принимаемые представительными органами о проведении сходов
Более чем в 4% муниципальных образований полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляют сходы граждан (534 муниципальных образования в 15 субъектах РФ) в соответствии с уставами муниципальных образований и действующим законодательством. Сходы являются одной из самых древних форм непосредственного народовластия. Они позволяют местным сообществам коллективно обсуждать необходимые вопросы и принимать по ним решения. Их преимущество, в сравнении с референдумом и выборами, состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и его принятие. Положения о сходах нашли свое отражение и в Законе 1995г. Однако данный Закон не проводит различий между сходами и собраниями граждан. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) согласно этому закону должен устанавливаться в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации. Другое дело - Закон 2003 г., который разделяет 2 эти формы (сходы и собрания). Причем, Закон называет сход граждан в качестве института публичной власти в поселениях с небольшой численностью населения, а собрание – в качестве консультативного института непосредственной демократии. Сход как институт непосредственной демократии муниципальных образований отличает от собраний то, что он выступает в качестве высшего органа местного самоуправления, его созыв, подготовка и проведение осуществляются при строгом соблюдении всех процессуальных правил. Только решения сходов, при условии их правомочности, обладают на территории муниципального образования общеобязательным характером. Итак, согласно Закону 2003 г. сходы проводятся для решения вопросов местного значения в поселениях с небольшой численностью населения, а именно – в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Причем сход будет считаться правомочным, если в нем участвуют более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Поскольку (в соответствии с ч.3 ст.35 Закона) в поселениях с такой численностью представительный орган не образуется, его полномочия, в том числе исключительные полномочия, осуществляет сход граждан. Сход граждансозывается: - либо главой муниципального образования - либо населением (по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек). О времени и месте проведения схода, вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через СМИ. Согласно Закону участие в сходе выборных должностных лиц (речь идет, прежде всего, о главе муниципального образования) является обязательным. Глава муниципального образования, как правило, председательствует на сходе граждан. Возможна также ситуация, когда председателем на сходе является не глава муниципального образования, а другое лицо, которое избирается на сходе. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решение может приниматься открытым либо тайным голосованием. Решение, принятое на сходе граждан в пределах его компетенции и соответствующее действующему законодательству, обязательно для исполнения органами и должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами на соответствующей территории. Оно не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию. В ряде субъектов этот вопрос решается следующим образом: решения, принятые на сходе граждан, доводиться до сведения населения главой муниципального образования через СМИ или иными доступными способами не позднее чем в 10-дневный срок со дня принятия решения. Собрания граждан Как уже было сказано, Закон о местном самоуправлении 1995 г. не проводит существенных различий между собраниями и сходами граждан, в отличие от Закона 2003 г., в котором собрания граждан выделены в отдельную форму непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Собрания граждан могут проводиться на части территории муниципального образования в следующих целях: - обсуждения вопросов местного значения - информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления - осуществления территориального общественного самоуправления Таким образом, собрание граждан может выступать в качестве формы непосредственной демократии муниципального образования (если оно назначается в установленном уставом муниципального образования порядке для коллективного обсуждения вопросов местного значения) и в качестве формы осуществления ТОС (если на нем обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению ТОС). Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Законом в ст.29, уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС. Инициаторами проведения собрания граждан выступают: - население муниципального образования – в этом случае собрание назначается представительным органом в закрепленном уставом порядке представительный орган муниципального образования – в этом случае он же и назначает проведение собрания граждан - глава муниципального образования – проведение собрания назначат сам глава муниципального образования - если собрание граждан выступает в качестве формы ТОС – порядок его назначения и проведения закрепляется в уставе ТОС. В правовых актах о назначении собрания граждан должны быть указаны дата, время, место проведения собрания и вопросы, предлагаемые к рассмотрению. Что касается назначения собрания по инициативе населения, то в различных уставах муниципальных образований этот вопрос решается по-разному. Например, согласно уставу г. Уссурийска, в этом случае граждане образуют инициативную группу в составе – не менее 5-ти человек, проживающих на территории, где планируется провести собрание. Эта инициативная группа обращается в Думу (представительный орган г. Уссурийска) с обращением. Решение о назначении собрания граждан принимается на очередном заседании Думы большинством голосов депутатов. Принятое решение доводится в письменной форме до сведения инициативной группы. А вот, например, в соответствии с уставом г. Вологды, для назначения собрания по инициативе населения Вологодской городской Думой группа граждан численностью не менее 200 человек, проживающих в муниципальном образовании и достигших 16 — летнего возраста, представляет в Думу ходатайство об инициативе проведения собрания. Граждане имеют право обратиться к Думе с просьбой о предоставлении помещения для проведения собрания. Городская Дума обязана в этом случае предоставить место для проведения собрания. Граждане имеют право пригласить на собрание депутатов, Главу г. Вологда, должностных лиц Администрации города для предоставления информации по интересующему их вопросу. Приглашение должно быть направлено не позднее, чем за 5 дней до проведения собрания. Явка депутата, должностного лица местного самоуправления на собрание является обязательной. Основанием отказа в назначении собрания может быть только несоответствие представленного ходатайства требованиям, установленным уставом. При не назначении собрания городской Думой в установленный срок, инициаторы проведения собрания вправе организовать и провести его самостоятельно с уведомлением об этом Городской Думы и Главы города. Для ведения собрания его участники избирают председательствующего. Председательствующим по решению собрания может быть представитель городской Думы или Глава города, если собрание проводится по инициативе соответственно Думы или Главы города. В соответствии с ч.3 ст.29, собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращение, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение содержащихся в обращениях вопросов. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Решение собрания граждан носит рекомендательный характер, в отличие, например, от решения, принятого сходом граждан. Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе принять правовой акт на основании решения собрания граждан. Что касается конференций граждан, то порядок их назначения и проведения аналогичен порядку, предусмотренному в отношении собраний граждан. Этот порядок определяется уставом муниципального образования, правовыми актами представительного органа, уставами ТОС. Как уже говорилось, конференции граждан, как правило, проводятся в тех случаях, когда из-за большого предполагаемого количества участников, сложно провести собрание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|