Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное (обязательное) социальное страхование




Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются:

· социальные пенсии;

· социальные пособия;

· субсидии;

· компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;

· компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;

· единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;

· бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);

· дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

· дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;

· помощь престарелым и инвалидам на дому;

· полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;

· содержание детей в детских приютах;

· оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

1. Формы социального обеспечения


Формы социального обеспечения – организационно-правовые способы его осуществления.

^ Признаки форм социального обеспечения:

1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт. Критерий при выборе формы социального обеспечения – социальное положение человека.

^ Основные формы социального обеспечения:

1) работника в порядке обязательного социального страхования;

2) члена общества без учета его трудового вклада в порядке государственного социального обеспечения.

Формы социального обеспечения, используемые в РФ по степени централизации (централизованные, региональные, муниципальные, локальные).

Централизованные формы (обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанная форма социального обеспечения, применяемая для определенных специальных субъектов).

Обязательное социальное страхование – система создаваемых государством прав., экон. и орган. мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

ОСС – система самообеспечения застрахованных (застрахованные уплачивают соответствующие страховые взносы в обязательном порядке, их платежи являются отложенной частью заработка, за счет них предоставляется обеспечение тем из них, кто нуждается в этом).

^ Основные принципы осуществления обязательного социального страхования

– устойчивость фин. системы обязательного социального страхования;

– всеобщий обязательный характер, доступность для застрахованных реализации своих социальных гарантий;

– гос. гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от соц. страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финн. положения страховщика;

– государственное регулирование системы ОСС;

– паритетность участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

– обязательность уплаты страхователем страховых взносов и (или) налогов;

– ответственность за целевое использование;

– обеспечение надзора и общественного контроля;

– автономность финансовой системы ОСС.

Фонды не входят в состав различных бюджетов, средства фондов не подлежат изъятию и являются федеральной государственной собственностью).

Источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования (страховые взносы, дотации).

Установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование (устанавливаются ФЗ).

Фонды (ПФ РФ, ФСС РФ, фонды ОМС) – основные доходы – страховые взносы.

Непосредственно в ПФР поступает только часть СВ (обязательные пенсионные взносы), другая часть зачисляется в ФБ и затем перечисляется в ПФР в объеме, необходимом для выплаты базовой части трудовых пенсий.

Тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, установлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (тарифы делятся на 2 части – одна предназначена для финансирования страховой части трудовой пенсии, другая – для финансирования накопительной части трудовой пенсии).

Субъекты, подлежащие обеспечению в порядке ОСС – все застрахованные (в случае смерти застрахованного – его семья).

Виды предоставляемого данному кругу лиц социального обеспечения соответствуют видам социального страхового риска.

^ Виды социальных рисков:

– медицинской помощи;

– временная нетрудоспособность;

– трудовое увечье и профессиональное заболевание;

– материнство;

– инвалидность;

– наступление старости;

– потеря кормильца;

– признание безработным;

– смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждый из социальных рисков после его наступления трансформируется в страховой случай.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

– оплата медицинскому учреждению расходов;

– пенсия по старости;

– пенсия по инвалидности;

– пенсия по случаю потери кормильца;

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

– пособие по беременности и родам;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

– пособие по безработице;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– пособие на санаторно-курортное лечение;

– социальное пособие на погребение;

– оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Социальное обеспечение за счет бюджетных средств – выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только ФБ, но и из других бюджетов (круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются ФЗ; на федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов).

Круг лиц:

1) лица, получающие обеспечение в связи с общественно полезной деятельностью при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными (военнослужащие и т.п.);

2) все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без связи с трудом человека (социальные пособия в связи с рождением ребенка и т.д.).

Смешанная форма социального обеспечения (государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения; в качестве финансового источника используются одновременно средства ФСС и бюджетные средства; круг лиц (судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты)).

Региональные формы социального обеспечения – организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников (субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении).

Муниципальные, локальные формы социального обеспечения – организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора.


6. Обязательное социальное страхование: понятие, виды, источники правового регулирования

Опубликовано: 12.09.2008 | Рубрика: Юриспруденция» Право социального обеспечения»

ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, 16.07.99, №167

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

Страховой случай — событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования;

Страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

· обеспечение надзора и общественного контроля;

· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...