Процедуры и методы диагностики школьного развития.
Так психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета школьника; определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. В последние годы в отечественной литературе появились работы, грамотно и конструктивно задающие специфику школьной психодиагностической деятельности. Анализ этих представлений позволяет следующим образом задать принципы построения и организации психодиагностической деятельности школьного психолога. Первое – соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям школьной психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения). Это означает, что используемый прием должен выявлять именно те психологические особенности школьника, знание которых необходимо для его успешного обучения и развития в школьной среде. Второе – результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на “педагогическом” языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык. То есть, опираясь на результаты диагностики, психолог или непосредственно сам педагог могут судить о причинах учебных или поведенческих трудностей ребенка и создавать условия для успешного усвоения знаний и эффективного общения. Третье – прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности. Важнейший вопрос для школьного практика, психолога или педагога – как на основе данных диагностики спланировать процесс обучения так, чтобы он не приводил к различным проблемам?
Четвертое – высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ. Пятое – экономичность процедуры. Хорошая школьная методика – это короткая, многофункциональная процедура, существующая как в индивидуальном, так и в групповом варианте, легкая в обработке и однозначная (по возможности) в оценке полученных данных. Диагностическая работа психолога в школе может быть представлена в виде единого процесса. “Запускать” диагностическую работу могут две основные ситуации: проведение планового обследования и запрос со стороны родителей или педагогов (значительно реже – со стороны самого школьника). По итогам диагностики выделяются группы “психологически благополучных” школьников и школьников, имеющих проблемы обучения и развития. Также по итогам проверки запроса педагога или родителя на обоснованность, ребенок либо относится к категории “проблемных”, либо работа психолога ориентирована на консультирование самих авторов запроса, решение их проблем. Далее, в отношении каждого школьника из группы “проблемных” выдвигается гипотеза о происхождении и причинах существующих психологических трудностей. В соответствии с выдвинутой гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего диагностического обследования. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств прежде всего учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательный процесс детского сада и начальной школы. Процедура диагностики включает 6 этапов:
I. Подготовительный этап (разъяснительная работа с родителями и воспитателями, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми, анкетирование родителей). II. Групповая диагностика (“Графический диктант”, “Графическая проба”, “Рисунок школы”, социометрия). III. Индивидуальное обследование (тест “10 слов”, обучающий эксперимент, тесты “Выраженность синкинезий”, “4-лишний”, “Лесенка”, “Зрительный анализ”, экспертная оценка). IV. Обработка результатов, составление психодиагностического заключения, построение индивидуального профиля готовности, заполнение психолого-педагогической характеристики. V. Групповое и индивидуальное консультирование родителей и педагогов. VI. Коррекционно-развивающяя работа с детьми. Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик. 1. Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Диагностический минимум: 1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова. 4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс). 5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса. 8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса. 10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш). Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки: • низкая познавательная активность и личностная незрелость; • низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении; • повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию; • немотивированность, неадекватность поведения; • отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
• сохранение инфантильности, слабоволие; • раннее половое развитие. 2. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы: • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)? • Существуют ли проблемы среди членов семьи? • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения? • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи? • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия? • Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения? 3. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики: • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей; • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер; • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода. 4. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов: Методы исследования:
1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей. 2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями. 3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме. 4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. 5). Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся. 6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива. 7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др. 8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики. Алгоритм проведения диагностик: 1. Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся. 2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления. 3. Выбор методик изучения. 4. Подготовка диагностического инструментария.
5. Исследование испытуемых. 6. Обработка и интерпретация результатов исследования. В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики: 1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии. 2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация. 3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность. 4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация. 5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность. 6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества:тревожность. 7. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|