Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод опроса, его сущность и методика проведения в условиях школьногопроцесса




С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях,оцен-ках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, цен-ностных ориентациях, жизненныхпланах и т.д. Причем эту информа-цию можно получить довольно быстро и от большого количества лю-дей.Для получения более достоверной информации создаются специ-альные опросники, позволяющие получить туинформацию, которая соответствует определенной гипотезе. Метод опрса используется в психологии в двухосновных формах: анкетирования и беседы (интер-вью).Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, экспертные,выборочные и сплош-ные и т.п.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вес-ти наблюдение за поведением иреакциями человека, отвечающего на вопросы. Позволяет в личном общении получить ответы на интере-сующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследова-ния. В отличии от других видов опроса онспособствует возникнове-нию непринужденного общения и повышению искренности ответов, позволяетизменять соответственно ход опроса.Письменный опрос позволяет охватить большее количество ис-пытуемых, требует меньше времени на егопроведение. Наиболее рас-пространенной формой его является анкетирование. Недостатком, од-нако, являетсято, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реак-ции собеседника и, исходя из этого, изменить вопросы.Свободный опрос - разновидность письменного или устного оп-роса, при котором перечень задаваемыхвопросов и возможных вари-антов ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Свободныйопрос проводится, как правило, в тех случаях, когда надо уточнить представления исследователя по тем или

иным вопросам, проверить выводы и предложения.Методы опроса - беседа интервью анкетирование Беседа - самостоятельный и дополнительный методисследования, который используется для получения необходимой информации или объяснения не было

достаточно понятным при наблюдении Беседа о оводиться по заранее определенному плану с выделениемвопросов, требующих объяснения Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседникаРазновидностью беседы является интервьюирование, заимствуют эн педагогикой по социологии Во времяинтервью ответы записываются открыткрито.Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты Те, кому адресованы анкеты,дают письменные ответы Беседу и интервью называют опросом \"лицом к лицу\", анкетирование - заочныйопрос нием Результативность беседы, интервью, анкетирование в значительной степени зависит-от содержанияи структуры запитантури запитань.План беседы, интервью и анкеты - это перечень вопросов Разработка вопросов предполагаетопределение характера информации, которую необходимо получить, формулировки вопросов, которые должныбыть заданы составление пер ршого плана вопросов, его предварительная проверка путем пробного

исследования и исправления, их редактирования Ценный материал может датьи изучения результатовдеятельности учащихся: письменных, графических, контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей поотдельным дисциплинам.

38.схема наблюдения поведения школьников в процессе психологическогообследования.

 

1. Внешний вид.

- особенности физического сложения ребенка;

- состояние здоровья;

- особенности мимики.

2. Установление контакта со взрослым и отношение ребенка к обследованию.

К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь вступать в контакт с незнакомыми взрослыми.

Мимика: 6 типов эмоционального отношения со взрослыми.

1. Интимно-личностное отношение.

2. Активно-положительное отношение.

3. Спокойно-положительное отношение.

4. Пассивно-положительное отношение.

5. Конфликтное (амбивалентное).

6. Равнодушное.

Отрицательное отношение ко взрослым у тревожных и заторможенных детей.

Чувство дистанции ребенка.

Понижение: фамильярное отношение к взрослым (ЗПР, психопатоподобное развитие, отсутствие

воспитания).

Повышение: робость, взрослый как стоящий на пьедестале (как тревожность, авторитарная среда).

Проявление коммуникационной инициативы по отношению ко взрослым, задает вопрос по собственному

желанию. Отсутствие тревожности или не сформированности полноценного общения, позитивного образа себя.

Доминирующее содержание контакта.

Что ребенка интересует в ситуации обследования.

3. Особенности внимания и организованности поведения ребенка.

- Устойчивость внимания.

- Переключаемость внимания.

- Организованность деятельности.

- Самоконтроль.

4. Работоспособность.

Обитая продуктивность деятельности и то, что ей мешает (утомляемость: быстрое понижение результатов,

особенно в однотипичных заданиях), уменьшение размеров рисунка.

5. Особенности мотивации.

- Степень мотивации и ее содержание.

- Степень вовлеченности ребенка в работу.

Типы мотивов:

• общение;

• игровые;

• познавательные; мотивы достижения.

6. Оценка ребенком своих результатов.

Выяснить, хорошо ли ребенок выполнил задание, доволен ли — выявление критичности.

Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки?

- Реакция на одобрение.

- Реакция на замечание.

- Реакция на трудности.

- Реакция капитуляции.

- Реакция мобилизации.

7. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон.

- Какой эмоциональный радикал характерен для ребенка.

- Отдельные эмоциональные реакции (от эйфории {не-мотивировано настроение}, дисфория.)

- Эмоциональная лабильность (астения, инфальтивность).

- Тревожность (высокая, средняя, низкая.)

8. Динамические характеристики,

- Общий темп работы.

Срочная скорость выполнения задания — высокий темп (подвижный темп ЦНС).

- Неравномерность.

- Медлительность.

Импульсивные реакции — стремление делать до выслушивания инструкции.

9. Обучаемость.

- Принятие помощи ребенком.

- Самостоятельное использование предложений помощи.

4 основных этапа помощи:

оказание сначала минимальной помощи — в случае неудачи — более развернутой.

а) стимулирующая (эмоционально-регулирующая) помощь, поддержка ребенка, особенно для обидчивых и

ранимых детей;

б) направляющая помощь (организация выполнения задания) — для импульсивных, слабо пассивных детей;

в) организующая помощь — четкая помощь в планировании выполнения задания, контроль за выполнением

шагов — за психологом;

г) полный показ способа, совместное выполнение.

10. Особенности речевого развития.

- Правильность (фонетич.) речи — фиксировать (звукопроизношение).

- К началу школьного обучения все звуки должны быть поставлены.

- Фиксировать правильность употребления, согласования слов, наличие аграмматизмов.

- Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка.

- Фиксировать словарный запас (богат, беден, вычурность).

- Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока.

- Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание).

11. Особенности развития моторики.

- Тонкая моторика (по результатам рисования конструктивных проб).

- Макромоторика (устойчивость походки, координация, ловкость движений).

12. Другие особенности.

- Могут быть клинические проявления - консультация с врачом.

- Дурные привычки (кусание ногтей, сосание пальцев, мастурбация)

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:

1. прямое наблюдение;

2. производные характеристики;

3. темы для беседы.

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие

характеристики ребенка:

1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, ги

гиена, косметика, одежда.

2. Характеристики речи — голос, темп, разговорчивость, произноше

ние, словарь, вербальные реакции.

3. Общая подвижность — быстрота, точность, целенаправленность,

напряженность, нарушение подвижности.

4. Социальное поведение — установление контакта, изменения пове

дения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость,

качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии,

субмиссии и аффилиации).

5. Настроение — эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение,

серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внеш

них факторов.

6. Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к зада

ниям, рабочие навыки, внимательность.

7. Признаки невротической напряженности — движения рук, грима

сы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.

 

Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке

воспроизводятся его личностные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства

характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение

к себе, семейная обстановка.

В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, родители, квартира, включенность семьи, школа,

учеба (успеваемость), учителя, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности,

времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опасения, страх, ситуации нагрузки.

40. Методика "Сочинение"

Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Цель: массовое обследование детей одного возраста, выявление учащихся с высоким, средним, низким уровнем навыков и свойств, изучение следующих параметров: интеллектуальный уровень, выраженность качеств субъекта учебной деятельности, уровень волевой регуляции деятельности, уровень личностно – социального развития.

Возраст: 3-4 класс (переход в среднее звено). Время проведения: 45 минут.

Материалы: рачки, листочки. Детям предлагается написать сочинение на тему «Моя любимая игра или занятие».

Интерпретация:

• Оценка интеллектуального развития (способность вербального мышления).

Высокий уровень – раскрытие главной мысли, отражение существенных признаков ситуации, понимание причинно-следственных связей закономерности реальности.

Средний уровень – наличие главной мысли и ее минимальное раскрытие.

Низкий уровень – имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.

Очень низкий уровень – нет главной мысли в предложениях.

Примечание: уровень грамотности на оценку не влияет, но может являться показателем для консультации логопеда или отражением низкого усвоения специальных школьных навыков (грамотности).

• Выраженность качеств субьекта учебной деятельности.

Это освоение и присвоение способов и форм познавательной деятельности, принятых в обществе. Формируется опосредованность мыслительных операций принятыми в обществе стандартами, инструментарием мыслительного процесса.

Очень высокий уровень – наличие композиции, полное освоение стандарта мыслительной деятельности. И на его основе – своеобразие выражения.

Высокий уровень – наличие композиции (вступление, основная часть, заключение)

Средний уровень – удовлетворительное владение речью, как инструментом мышления.

Низкий уровень – не освоен стандарт выражения мыслей.

• Волевая регуляция.Это наличие готовности к самостоятельной организации деятельности, объем необходимой помощи. Определяется с учетом 3 показателей:

• объем сочинения (среднее количество слов – 70);

• аккуратность оформления;

• аккуратность речи (как отражение интеллектуального волевого усилия – проявляется в грамотности и правильном построении фраз)

Высокий уровень – есть все три показателя.

Средний уровень – 2 показателя.

Низкий уровень – 1 или ни одного показателя.

• Эмоциональный фон (доверие).

Определяется по содержанию сочинения. Эмоциональное отношение к школе проявляется в виде доверия, открытости, либо недоверия.

Положительный фон – есть личностно значимое содержание, отражает личностный смысл.

Нет доверия к школе – сочинение формально или нейтрально, проявляются негативные эмоции.

5.Личностно – социальное развитие.

Это освоение социальных сфер жизни, отношений, переживаний, освоение социального пространства (ОСП). Определяется по наличию социальных интересов, их направленности:

• игровой;

• на освоение социального пространства, различных областей деятельности людей, на ролевые отношения, связанные с деятельностью, на взаимоотношения со сверстниками, на социально-значимые качества личности и свои тоже;

• на микросоциальные отношения (фиксация на семейных отношениях в отличие от интереса к более широкому социальному окружению)

Выявляется наличие эмоциональных проблем, препятствующих освоению социума.

Есть ОСП – выражен интерес к освоению социального пространства.

Нет ОСП – либо игровой уровень, либо явная фиксация на какой – то проблеме.

Примечание: ОСП может проявляться в освоении различных сфер деятельности, познании различных сторон общественной жизни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...