4. Бюджет и бюджетная система 31
I 4. Бюджет и бюджетная система 31 В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между отдельными звеньями бюджетной системы в Российской Федерации характеризовалось следующими данными (табл. 4. 5). Таблица 4. 5. Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%)
Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы за 2005 г. иллюстрирует табл. 4. 6. Доходы территориальных бюджетов Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы. В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 доходы территориальных бюджетов состоят из двух частей: (1) собственные доходы и (2) субвенции, полученные из фондов компенсации на осуществление отдельных государственных полномочий.
Таблица 4. 6. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2005 г. Нормативы распределения, % Консолидированный бюджет РФ Феде- Террито-ральный риальные бюджет бюджеты
Налоговые доходы (включая доходы от ЕС Н и целевые бюджетные фонды) Налог на прибыль организаций Налог на доходы физических лиц Налог на игорный бизнес Налог на добавленную стоимость Акцизы на этиловый спирт-сырец и акцизы на спиртосодержащую продукцию Акцизы на алкогольную продукцию Акцизы на пиво Акцизы на табачные изделия Акцизы на бензин автомобильный Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы Акцизы на природный газ Акцизы на дизельное топливо
100, 0
50, 0 25, 0 25, 0 Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности Налог на имущество физических лиц Налог на имущество организаций Налог на имущество, преходящего в порядке наследования и дарения Налог на операции с ценными бумагами Налог на добычу нефти Налог на добычу газового конденсата Налог на добычу газа горючего Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) -. — Окончание табл. 4. 6 Нормативы распределения, !
Консолидированный бюджет РФ Феде- Террито-ральный риальные бюджет бюджеты Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты (консолидированные) Бюджеты муниципальных районов Бюджеты поселений
Платежи за пользование лесным фондом Водный налог Земельный налог Единый сельскохозяйственный налог Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) Сбор за пользование объектами животного мира Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции Государственная пошлина Транспортный налог Торговый сбор Доходы целевых бюджетных фондов Единый социальный налог 100, 0 100, 0 100, 0 90, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 60, 0 30, 0
15, 0 100, 0 15, 0
4. Бюджет и бюджетная система Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы включают отчисления (в процентах) от федеральных и региональных налогов, а также выделяемые из федерального и региональных бюджетов трансферты, дотации, субвенции и субсидии. (1) Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др. ).
(2) Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. (3) Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. (4) Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства. Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль. Тем не менее, несмотря на все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотаций этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|