38 Н- Централизованные государственные и территориальные финансы
38 Н- Централизованные государственные и территориальные финансы • доходы, полученные в результате экономической, административной деятельности территориальных органов власти; • средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет; • средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органам власти; • часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти, и др. Перераспределяемые доходы — финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных на другой уровень власти полномочий на период бюджетного периода, т. е. три года. К перераспределяемым доходам можно отнести: • безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней; • отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетного планирования (три года). Заемные источники — средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др. Привлеченные источники — средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач. К привлеченным источникам можно отнести: • средства самообложения граждан; • добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.
Такая классификация территориальных доходов позволит: (1) проводить более точный анализ формирования доходной части территориальных бюджетов; (2) определять реальную финансовую самодостаточность и финансовое состояние территорий; (3) устанавливать уровень финансовой самостоятельности территориальных органов власти; (4) повышать уровень управления доходами территориальных бюджетов на основе разработки более обоснованных мероприятий по мобилизации бюджетных доходов территориальными органами власти. 4. Бюджет и бюджетная система 4. 8. Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами Методы распределения доходов между бюджетами менялись в ходе развития бюджетной системы России. Модели распределения доходов Для бюджетной системы дореволюционной России типичной была модель распределения доходов между бюджетами, которую можно назвать горизонтальной. Она характеризуется тем, что государственный бюджет и территориальные бюджеты (земские, городские) находились как бы в одной плоскости, за каждым бюджетом были закреплены свои налоги и сборы. При этом финансовая помощь территориальным бюджетам из государственного бюджета была затруднена, так как территориальные бюджеты не входили в государственный бюджет и для такой помощи не было правовых основ. В этих условиях действовала следующая модель формирования территориальных бюджетов: Р = Д, где Р — размер доходов; Д — размер собственных доходов. Размер бюджетных доходов предопределял размер расходов. Такая система распределения доходов действовала во многих странах вплоть до середины XX в. С одной стороны, эта система обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти всех уровней, так как территориальные бюджеты формировались за счет собственных налогов. Однако по мере роста бюджетных расходов на общественные нужды (образование, здравоохранение, благоустройство населенных пунктов) собственные доходы территориальных бюджетов не могли обеспечивать эти расходы. В то же время не было достаточно действенного и законодательно установленного механизма оказания государством финансовой помощи территориям. Все это отрицательно отражалось на состоянии территориальных бюджетов, местном хозяйстве, социальном развитии общества.
Первый шаг в устранении этих недостатков распределения бюджетных доходов был сделан в СССР в 1931 г., когда бюджеты союзных республик были включены в государственный бюджет СССР, а работниками Наркомата финансов была создана новая модель распределения общегосударственных доходов. Эту модель можно назвать веерной. Суть ее заключалась в том, что, несмотря на существование закрепленных за каждым бюджетным звеном налогов, вводился механизм долевых отчислений в территориальные 90 II- Централизованные государственные и территориальные финансы бюджеты от общегосударственных доходов и налогов. В соответствии с принимаемыми законодательными актами сумма мобилизуемого на территории налога по утвержденным этими актами нормативам распределялась между центральным бюджетом (союзный бюджет), региональными бюджетами (республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами (городскими, районным, поселковыми и сельскими). Следовательно, в территориальные бюджеты помимо собственных доходов стали поступать регулирующие доходы. На местные бюджеты было возложено финансирование подавляющей части общегосударственных расходов, связанных с жизнеобеспечением населения (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, местной и пищевой промышленности и др. ). В свою очередь это предопределило изменение принципа формирования местных бюджетов. Размер местного бюджета стал определяться величиной расходов на местное хозяйство. Для обеспечения этих расходов из вышестоящего бюджета выделялся необходимый объем регулирующих доходов. Таким образом, местные бюджеты стали формироваться по следующей модели:
где Р — размер расходов; Д. — размер собственных доходов; Др — размер регулирующих доходов. Преимущества этой модели в том, что (1) достигается единство источников всех бюджетов, а следовательно, заинтересованность и ответственность органов власти всех уровней в развитии экономики на территории как налогообразующей базы; (2) создается механизм оказания финансовой помощи территориям; (3) правительство страны имеет реальные рычаги для регулирования экономического и социального развития территорий. Преимущества этой модели были настолько очевидны, что она стала применяться позднее во многих странах, в том числе в государствах с рыночной экономикой. Вместе с тем такой способ распределения средств между бюджетами имеет ряд недостатков: (1) низка доля собственных доходов территориальных бюджетов; (2) велик элемент субъективности верхних уровней власти при определении величины отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты, а следовательно, существует и зависимость от них; (3) такая система способствовала развитию иждивенчества отдельных территорий, стремившихся больше получить средств из вышестоящих бюджетов, не прилагая усилия к развитию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|