Из главы IX «Склонность к потреблению: cубъективные факторы»
КОММЕНТАРИЙ СОСТАВИТЕЛЯ: В данном разделе Кейнс рассматривает факторы, которые субъекты экономического процесса сами моделируют для своего экономического поведения. Именно данный набор лежит в основе так называемого психологического закона Кейнса. Все перечисленные факторы побуждают людей к накоплению (сбережению) своих средств ради будущих расходов. «Существует, вообще говоря, восемь основных стимулов или целей, которые носят субъективный характер; все они побуждают людей воздерживаться от расходования получаемого ими дохода. Речь идёт о стремлениях: 1. Образовать резерв на случай непредвиденных обстоятельств. 2. Обеспечить сбережения…в связи с необходимостью позаботиться о старости, предоставить членам семьи возможность получить образование или содержать иждивенцев. 3. Обеспечить себе доход в форме процента, а также воспользоваться увеличением ценности имущества, поскольку большему реальному потреблению в будущем отдают предпочтение по сравнению с меньшим потреблением. 4. Иметь возможность постепенно увеличивать свои будущие расходы, так как это соответствует широко распространённому подсознательному желанию видеть в будущем постепенное повышение, а не понижение своего жизненного уровня… 5. Наслаждаться чувством независимости и возможностью самостоятельных решений (даже не имея ясного представления или определённых намерений относительно тех или иных конкретных будущих действий). 6. Обеспечить себе masse de manoeuvre, позволяющий осуществлять спекулятивные или коммерческие операции. 7. Оставить наследникам состояние. 8. Просто удовлетворить чувство скупости как таковое, иначе говоря, реализовать ни на чём не основанное, но стойкое предубеждение против самого акта расходования денег.
Эти восемь стимулов могут быть названы Осторожностью, Предусмотрительностью, Расчётливостью, Стремлением к лучшему, Независимостью, Предприимчивостью, Гордостью и Скупостью. Можно составить аналогичный список соответствующих стимулов к потреблению, а именно: Желание пользоваться жизнью, Недальновидность, Щедрость, Нерасчётливость, Тщеславие, Мотовство. Помимо сбережений, накапливаемых отдельными лицами, значительная часть доходов, составляющая, вероятно, от 1/3 до 2/3 всего накопления в современных промышленно развитых странах, таких как Великобритания или Соединённые Штаты, сберегается центральными правительствами и местными органами власти, коммерческими корпорациями и прочими учреждениями и организациями… Здесь действуют четыре главных мотива: 1. Предприимчивость, иначе говоря, желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов. 2. Стремление к лучшему – желание обеспечить себя ликвидными ресурсами на случай непредвиденных обстоятельств, трудностей и депрессий. 3. Стремление к ликвидности – желание обеспечить постепенное возрастание доходов, что, кстати сказать, страхует высших должностных лиц от критики, так как возрастание доходов в результате накопления редко отличают от увеличения прибыли в результате лучшего ведения дел. 4. «Финансовое благоразумие» и стремление к «респектабельности» фирмы…»
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М., 2008. С. 126 – 127). Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растёт доход. Это означает, что если, допустим, ΔСw характеризует размеры потребления, а Yw – доход (причём и то и другое измерено в единицах заработной платы w), то ΔCw имеет тот же знак, что и Yw, но величина Сw меньше, чем Δ Yw, иначе говоря, значение dCw/dYw положительно и меньше единицы.
Мультипликатор … Поэтому и обычный психологический закон, согласно которому при увеличении или уменьшении реального дохода общества размеры совокупного потребления будут меняться в том же направлении, но не с такой быстротой, можно сформулировать, правда, не с абсолютной точностью, но с такими оговорками, которые являются очевидными и легко могут быть представлены с достаточной полнотой в формальном виде, прибегнув к следующим положениям: величины Cw и Yw имеют одинаковый знак, но Δ Yw > Δ Cw, где Cw представляет собой потребление, выраженное в единицах заработной платы. Это лишь повторение положения, уже установленного выше. Поэтому мы можем определить и предельную склонность к потреблению как dCw/dYw. Эта величина играет весьма существенную роль; она показывает, как очередное увеличение продукции будет разделено между потреблением и инвестициями. Ведь Δ Yw = Δ Cw + Δ Iw, где Cw и Δ Yw представляют собой соответственно приращения потребления и инвестиций. Таким образом, мы можем записать следующее соотношение: Δ Yw = k Δ Iw, где величина 1 – 1/k равна предельной склонности к потреблению. Назовём k мультипликатором инвестиций. Из сказанного выше следует характеристика мультипликатора инвестиций: когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций. […] Было бы нетрудно вычертить график, характеризующий движение предельной склонности к потреблению на каждой стадии промышленного цикла, исходя из статистических данных о совокупном доходе и совокупных инвестициях на последовательные моменты времени, если бы мы только располагали такими данными. Однако в настоящее время наша статистика недостаточно точна (или недостаточно приспособлена к решению данной задачи), поэтому она не позволяет нам пойти дальше весьма приблизительных оценок. Лучше всего, насколько я знаю, для этой цели подходят данные.., относящиеся к Соединённым Штатам… Если сопоставить эти цифры с имеющимися оценками национального дохода, то при всей условности указанных данных они обнаруживают более низкую и вместе с тем более стабильную величину мультипликатора инвестиций… мультипликатор, по-видимому сотавляет меньше 3 и, по всей вероятности, довольно устойчив в области значений, близких к 2,5. Это соответствует предельной склонности к потреблению, не превышающей 60 – 70 %, - цифра, которая кажется вполне согласующейся с условиями бума, но неожиданно и, как мне представляется, неправдоподобно низкой для кризиса…
ТЕОРИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|