Замечание для психоаналитиков
Рассмотрим общие для всех элементарных типов свойства сильной и слабой функции, т. е. психоаналитическую структуру простейшего типа. То, что относится к слабой функции, по большей части бессознательно. Но это не означает, что слабая функция не оказывает на жизнь человека никакого влияния. Напротив, это влияние велико. Во-первых, в проявлениях, соответствующих слабой функции, человек чрезвычайно зависит от внешней ситуации, часть важных сторон которой ускользает от его внимания. То есть можно сказать, что его знания в этой области недостаточны для контролирования ситуации. Во-вторых, человек внушаем по своей слабой функции. Внушения, сделанные как еще в детском, так и в более зрелом возрасте, больше влияют на его поведение, чем его сознание. Эта часть поведения человека для него самого зачастую выглядит несколько дикой и ненормальной. Чаще всего, однако, действия слабой функции самим человеком не замечаются, хотя вполне видны окружающим. Человек часто маскирует от себя самого и от других истинные мотивы своих действий по слабой функции, объясняя их по возможности правдоподобно с точки зрения сильной функции, т. е., в терминах классического психоанализа, «рационализирует» свои мотивы. Объективная информация по слабой функции для человека труднодоступна, успехи сверхценны. Все сказанное выше объясняет, почему в целом картина соответствующего аспекта мира далека от реальной. Неудивительно, что нередко слабая функция становится вместилищем комплексов и неврозов. Реакции человека в этой области часто носят инфантильный или ненормальный характер. Мы вступили в область, в которой уже начинает действовать мощнейший психоаналитический эффект — «сопротивление». Именно благодаря этому эффекту теория Фрейда в течение многих лет после создания подвергалась нападкам и замалчиванию. Видимо, из-за того же эффекта, свойственного ученым ничуть не меньше, чем простым смертным, все без исключения соционики, начиная с Аугустинавичюте, обходили психопатологический момент в типологии Юнга. Это привело, в свою очередь, к тому, что соционика внешне выглядит гораздо более поверхностной, чем фрейдовский психоанализ, и поэтому не вызывает такого бешеного неприятия впервые знакомящихся с ней людей. Описания типов в этой книге сознательно сделаны мною не настолько глубокими, насколько позволяет современный уровень знаний. В противном случае они вовсе не принесли бы никакой пользы большинству читателей, потому что не могли бы быть адекватно восприняты.
Рис. 1. Соотношение структуры психики по Фрейду и по Юнгу. Закрашенная область соответствует слабой функции, незакрашенная — сильной. На этом рисунке хорошо отражается связь классического и информационного психоанализа. Напомню, что предсознательное — это та часть психики, которая может быть с легкостью осознана, но в рассматриваемый момент неосознана. Цензура — то в человеке, что запрещает ему бессовестно получать выгоды за счет других. Критическое осознавание своих внутренних запретов дается непросто. Осознанию бессознательных мотивов мешает сопротивление, поэтому оно может осуществиться только при помощи специальных приемов. Наконец, архаическое — то в психике, что принципиально не может быть осознано прямо и может изучаться только как коллективное бессознательное. Все, что написано в этом замечании, в том числе и иллюстрация, в равной степени относится и к следующим парам простейших типов. Практическое применение типологии Юнга Психокоррекция Что касается практического применения типологии, начало которой было положено К. Г. Юнгом, то, во-первых, это психорегуляция и психокоррекция. Положительный эффект соционики состоит как в том, что она объясняет человеку многие из его проблем, так и в том, что она обращает внимание на сильные стороны, которые у большинства очень мало используются.
Как уже подчеркивалось, каждый из типов — носитель определенной социальной функции. Тип человека — это его «информационная профессия», все они в равной степени нужны, и один тип ничем не хуже другого. Самым главным психотерапевтическим советом, который следует из теории простейших соционических типов, будет привычный по форме, но наполняющийся в контексте инфопсихоанализа новым смыслом рецепт. Будьте собой. То есть развивайте сильные стороны своей личности и пользуйтесь ими на благо свое и других людей. Не стоит совсем забывать о слабых функциях. Лучше, чтобы они не слишком отставали от сильных. Тогда вы дадите возможность своей личности существовать как ей свойственно, а следовательно, бесконечно развиваться. Окружающие, пользуясь вашей силой, помогут вам преодолевать слабости и вы, вероятнее всего, скоро вовсе перестанете считать свои проблемы серьезными. Проявления типа можно заметить практически во всем, что делает человек. Знание типов предоставляет широкие возможности. Ведь ими во многом определяются и отношения между людьми, ибо никогда не будет полного взаимопонимания у соматика и релатика, у объективика и субъективика и т. д. Вообще, взаимопонимание, сколько-нибудь приближающееся к полному, возможно только у представителей одного сложного типа (у которых все четыре простейших типа совпадают). С точки зрения практики общения это означает, что нельзя требовать от соматика, например, поступков и поведения, свойственных релатикам. Мы подробнее рассмотрим вопрос об интертипных взаимодействиях во второй главе. Профориентация Типология представляет собой теорию, идеально подходящую для профориентации, профкоррекции и психологических консультаций на производстве. У меня и группы моих сотрудников есть практический опыт применения этой теории. Весной 1991 года[5] нами был проведен отбор программистов для СП «Компьютерные системы и технологии» из числа студентов-математиков. Несмотря на то что использовались только соционические и общепсихологические методики, а собственно программистские тесты проводились позже самим заказчиком, результаты отбора оказались ошеломляющими для представителей СП и для преподавателей факультета, которые со скептицизмом следили за нашей работой. Нам удалось с помощью применяемых методик (без математических задач) выбрать лучших студентов! Сформированные из них по законам соционики (и здравого смысла) группы в первые же дни работы проявили невероятные успехи. Их КПД был, по оценкам заказчика, по крайней мере на порядок выше, чем у случайно попадавших в фирму программистов.
Как видите, все области применения типологии сильно связаны между собой. Это тоже способствует хорошим результатам. Однако практическое применение теории требует очень высокой квалификации. Мне, кроме своей собственной, известна еще только одна группа, которая берется за работу с реальными коллективами. Тем более не стоит сразу заниматься производственным внедрением новой науки, едва с нею познакомившись. Последствия могут быть плачевны для всех участников подобного эксперимента. Это плохо еще и потому, что свое знание людей, отношений и общества, т. е. жизненный опыт, многие начинающие соционики подменяют еще плохо понятыми схемами и моделями. Догматизм и поверхностность, а именно через них обречен пройти новичок, недопустимы при работе с людьми. Я считал бы выполненной свою задачу, если бы мне удалось в понятной форме донести до читателя основные положения новой науки и наглядно показать, насколько глубоко и разительно могут друг от друга отличаться люди. Но уже даже о точном определении собственного типа речь может идти только при подробном и долгом изучении книги. Думаю, не более чем у половины читателей получится правильно определить свой тип личности. Многим не хватит для этого времени, некоторые сделают какие-нибудь ошибки, кто-то перепутает желаемое с действительным. Опыт чтения рукописи многими людьми хорошо это подтверждает. Дополнительную помощь в тестировании может оказать вторая глава, где типы личности описаны через их взаимодействие друг с другом.
Здесь нет места для систематического изложения соционической теории профориентации. Но некоторые ее основные положения необходимо кратко перечислить. Все множество человеческих профессий делится, с точки зрения соционики, на четыре области. А. Аугустинавичюте, выделяя эти группы типов, назвала их условно «клубами по интересам». Подразделение их основано на том, что в большинстве профессий можно отчетливо выделить особенности, соответствующие тем или иным признакам типов личности. Все отрасли, связанные с техникой, более подходят в качестве профессий объективикам. Наоборот, в гуманитарной сфере естественнее проявляются способности субъективиков. Материальное производство и распределение — зона успешной деятельности конкретиков. Сфера нематериальная — для абстрактиков. Профессии можно с пользой продолжать классифицировать и по остальным признакам, но мы не будем продолжать этот процесс, потому что, как показывает практика, выделение даже этих четырех областей уже весьма полезно для подбора наиболее подходящей человеку работы (Некоторые важные замечания сделаны ранее в описаниях простейших типов.). Ввиду важности этих групп типов, они имеют специальные названия. Итак: 1. Объективики-конкретики или продактики (от лат. «производство»). Сфера промышленного производства, финансы, строительство, хирургия, военное дело и т. п. 2. Объективики-абстрактики или сциентики (от лат. «наука»). Естественные и технические науки, программирование, долговременное планирование на производстве, инженерно-конструкторская работа и т. п. 3. Субъективики-конкретики или трейдики (от англ. «коммерция»). Торговля, сфера обслуживания, арт- и шоу-бизнес, терапия, дипломатия, и т. п. 4. Субъективики-абстрактики или лингвики (от лат. «буква», сравните со словом лингвистика). Гуманитарные науки, журналистика, психотерапия, поэзия и т. п. Приведенная классификация служит принципиальной основой профориентации. Реально все, конечно, сложнее. Практика показывает, что в любом большом коллективе для нормальных отношений желательно присутствие всех типов. Есть еще две причины, по которым время от времени должны делаться исключения из типологических правил профориентации. Во-первых, в любой отрасли всегда есть «примеси» всех остальных. В науке, например, есть области, в которых область производства очень весомо представлена. Естественно, здесь могут оказаться полезными представители конкретиков. Во-вторых, даже если ситуация с точки зрения соционической профориентации выглядит достаточно «чистой», среди десяти работающих не по призванию, а потому изрядно мучающихся, человек обязательно находится один, привносящий в свою работу нечто совершенно новое. Ведь такой человек обладает совершенно оригинальным взглядом на дело, которым ему приходится заниматься (правда, успех будет стоить ему особенно дорого).
К счастью или к сожалению, мнения на этот счет есть разные, выбор профессии и производственные рекомендации с использованием соционики — очень непростая вещь. От человека, который рискнет ею заняться, потребуется большой труд. Отдельно стоит поговорить о названиях сложных типов, описанных в третьей главе. Было бы очень неудобно перечислять в названии сложного типа все простейшие. А. Аугустинавичюте использовала для обозначения сложных типов литературные псевдонимы. Этот способ имеет много недостатков. Поэтому мы будем пользоваться в основном другим. В названии сложных типов мы будем, во-первых, использовать уже введенные термины: сциентик, продактик, трейдик и лингвик. Оставшиеся два признака мы тоже «свернем». Для этого воспользуемся наблюдениями новосибирского соционика Н. Р. Якушиной, которая считает, что типология Юнга полностью стыкуется с нейролингвистическим программированием (НЛП). Оказывается, что соматики-спонтаники имеют зрительную поисковую информационную систему, поэтому мы будем называть их визуалистами (от лат. «видеть»). Релатики-планомерики — слуховую, будем именовать их аудиалистами (от лат. «слышать»). Несколько сложнее с оставшимися типами, которые НЛП объединяет в ощущающих или кинестетиков. Н. Р. Якушина предложила различать среди них мышечных и тактильных. Так вот, релатиков-спонтаников мы будем именовать тактиликами (от лат. «трогать»), а соматиков-планомериков — кинетиками (от лат. «двигаться»). Названия сложных типов будут двукоренными. Сложный тип, который имеет признаки: соматик, абстрактик, объективик, спонтаник будет именоваться визуал-сциентик. Предлагаемая система обозначений хороша еще и тем, что названия типов несут информацию о их свойствах. Например, перевод слова «визуал-сциентик» означает «ученый зрительного типа», что вполне соответствует действительности. В таблице 1 дан полный перечень кратких наименований сложных типов, а также их названия по А. Аугустинавичюте (в скобках приведены псевдонимы) и К. Г. Юнгу. Таблица 1. Соотношение простых и сложных типов инфопсихоанализа
Резюме Существуют четыре пары простейших типов (по которым однозначно можно определить сложный соционический тип.) 1. Конкретики и абстрактики. Конкретики лучше разбираются в конкретных практических вопросах. Абстрактики — в отвлеченных. 2. Объективики и субъективики. Первые — люди логического толка мыслят в категориях «правильно» и «неправильно», уверенно рассуждают и действуют. Вторые гораздо лучше ориентируются в трудно формализуемых вопросах, касающихся, в частности, взаимоотношений между людьми. Они увереннее проявляют эмоции, чем действуют в объективном мире. 3. Соматики и релатики. Первые ориентированы на объекты (их устройство или качество, действия или внутренние изменения), вторые — на взаимодействия (объективные или субъективные, энергетические или информационные). 4. Спонтаники и планомерики. Сила первых — в целостном восприятии, они почти всегда отталкиваются в своих действиях от своих ощущений или предчувствий. Вторые сильны в изучении закономерностей и воплощении в жизнь своих продуманных планов. Они последовательнее спонтаников, но не так хорошо адаптируются к быстро меняющейся ситуации, когда сила и тонкость восприятия играют основную роль. Описания простейших типов личности базируются в основном на оригинальной теории и собственном опыте. Некоторые важные наблюдения почерпнуты из того, что сделано другими социониками: самой Аушрой Аугустинавичюте, киевскими социониками Г. Шульманом и И. Онуфриенко (переработавшим тесты Изабеллы Майерс-Бриггс из Цюриха и создавшим свои собственные), а также Ф. Шехтером. Перейдем к следующей главе книги, в которой изложены основы теории интертипных взаимодействий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|