Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические и правовые основы административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выпускной квалификационной работы. В системе государственных органов любой страны, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, органы Министерства внутренних дел занимают особое место.

Анализ специализированной литературы и нормативно-правовых актов, а также практика работы органов внутренних дел показывают значительную роль участковых уполномоченных полиции в предупреждении и пресечении административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. В настоящее время участковым уполномоченным принадлежит ведущая роль в решение задач, возложенных на органы внутренних дел, и не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Формы и методы работы участковым уполномоченным полиции, как правило, доступны для наблюдения и оценки населения, поэтому именно они во многом определяют социальный престиж полиции.

Таким образом, в своей выпускной квалификационной работе мы постараемся рассмотреть деятельность участкового уполномоченного полиции по осуществлению им административных функций и провести их анализ, а так же выявить проблемы, возникающие у сотрудников внутренних дел, при выполнении возложенных на них административных обязанностей.

В целях обнаружения, предупреждения, пресечения преступлений и административных правонарушений участковый уполномоченный проводит на закрепленном административном участке индивидуальную профилактическую работу, в том числе выявляет лиц, от которых можно ожидать совершение преступлений, осуществляет систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни, принимает необходимые меры к недопущению с их стороны правонарушений.

Таким образом, деятельность участковых уполномоченных полиции, а также их правовое положение на данный момент исследованы не полностью. Работы ученых-юристов содержат целый ряд положений, прямо или косвенно относящихся к изучаемой проблеме, создают методологические предпосылки для дальнейшего исследования. В большинстве работ, посвященных данной тематике, отечественными учеными-юристами исследовались ведомственные нормативные акты, которые в настоящее время утратили юридическую силу.

Изложенные причины, подтверждающие новизну предмета исследования, его бесспорную значимость для обеспечения конституционных прав граждан, активное применение в практической деятельности, и обусловили выбор темы дипломной работы.

Цель и задали дипломной работы, определяются его содержанием и вытекают из актуальности и степени научной разработанности.

Целью представленной работы выступает правовое исследование административной деятельности участковых уполномоченных полиции при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи исследования:

- изучить понятие и содержание административно-правового статуса участкового уполномоченного;

- определить обязанности и права участкового уполномоченного;

- изучить основные направления деятельности участкового уполномоченного

Объект и предмет дипломной работы определяется тематикой работы, ее целью и задачами.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере охраны общественного порядка между гражданами, организациями и участковыми уполномоченными полиции в связи с выполнением последними своих служебных обязанностей.

Предметом исследования выступают нормативно-правовая основа административной деятельности участковых уполномоченных полиции в сфере охраны общественного порядка.

Методы исследования. В работе использованы научные положения диалектической и гуманистической философии, учение о социальных явлениях, системный анализ изучаемых явлений и результатов, общие и частные методы исследования, в том числе историко-юридический, системно-правовой и другие подходы и методы.

Теоретической базой исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации и международных правозащитных организаций, практика Российских и зарубежных судов, труды правоведов.

Теоретической базой исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации и международных правозащитных организаций, практика Российских и зарубежных судов, труды таких ученых-юристов Ю.П. Соловей, К.С. Вельский, О.И. Бекетов, М.И. Байтин, Д.Н. Бахрах, В.В. Борисов, О.И. Бекетов, К.С. Вельский, И.И. Веремеенко, И.Н. Даньшин, И.Я. Дюрягин, М.И. Еропкин и других.

Структура работы соответствует её цели и задачам, включает в себя введение, три главы заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические и правовые основы административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции

 

Как известно, 12 декабря 1993 г. на всеобщем референдуме был принят основополагающий закон - Конституция Российской Федерации, которая в статье 2 определила, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[1]. Таким образом, одним из органов государства, на который возложена обязанность по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, является полиция, деятельность которой, в настоящее время, регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[2].

Принято считать, что основной и самой главной задачей органов внутренних дел является защита прав граждан, равно как иностранных граждан и лиц без гражданства от преступных и иных противоправных посягательств посредством противодействия преступности, раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности. Однако, в этом случае, вред общественным интересам уже причинен, т.к. правонарушение было уже совершено. Поэтому, как нам кажется, приоритетом в деятельности полиции является, прежде всего, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности, а самое главное, предупреждение совершения подобных преступлений и правонарушений. Данная задача сотрудниками внутренних дел решается путем проведения профилактической работы в сфере охраны правопорядка. Основная нагрузка в этой работе ложится, главным образом, на службу участковых уполномоченных непосредственно выполняющих свои профессиональные обязанности на закрепленном административном участке. Однако, как показывает практика, деятельность указанной нами выше службы по профилактике и пресечению совершения преступлений и правонарушений крайне неэффективна. Стоит сказать, что главной причинной низкой эффективности данной работы является следствием не бездействия участковых уполномоченных, сколько о недостаточности принимаемых службой мер.

Как мы уже сказали, предпринимаемые со стороны руководства Министерства внутренних дел России, Государственной Думы и других структур законодательной и исполнительной власти, меры по повышению эффективности реализации государственной политики по профилактике и недопущению совершения правонарушений службой участковых уполномоченных полиции должного эффекта не имеют. Так, на расширенном заседании коллегии ГУ МВД России по городу Москве было отмечено, что «системная работа по профилактике правонарушений в 2016 году в столице велась недостаточно эффективно. Результатом такого положения дел стал резкий (на 24 %) рост подростковой преступности, прежде всего по тяжким составам, более чем на 20 % увеличилось количество противоправных деяний среди лиц, ранее их совершавших. Несмотря на то, что в конце 2015 года была практически полностью укомплектована данная служба, качество работы остаётся низким, поэтому в начале 2016 года было принято решение провести 100-процентную переаттестацию участковых уполномоченных. В результате указанных мероприятий 29 участковых уполномоченных были уволены из органов внутренних дел, 9 - понижены в должности, по 145 участковым принято решение о переносе аттестации на срок до одного года»[3].

Развитие института участковых уполномоченных в нашей стране, связывается с принятием Государственной Думы в апреле 1991 года Федерального Закона «О милиции»[4]. В данном законе, была особо подчеркнута особая роль участкового уполномоченного в обеспечении общественного порядка и предупреждении совершения преступлений. Для этой цели, государство обязало органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации обеспечить участкового уполномоченного пригодным для проживания жильем, а самое главное, помещением для работы участкового на обслуживаемом административном участке, оборудованным мебелью, оргтехникой и средствами связи.

В это же время, законодательная власть, утвердила административный регламент по организации работы участкового инспектора, главными целями и задачами которого явились:

1) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

2) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

4) раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;

5) обеспечение соблюдения гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

6) оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Для достижения указанных задач, согласно приведённой выше инструкции, на участковых возлагались соответствующие обязанности.

В целях совершенствования законодательства касающейся деятельности участковых уполномоченных в обеспечении возложенных на них обязанностей Министерство внутренних дел в сентябре 2002 г. утверждает приказ № 900 с новой Инструкцией «По организации деятельности участкового уполномоченного милиции». В утвержденной Инструкции было сформулировано следующие определение: «Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел»[5]. Кроме того, в новом документе был существенно расширен и перечень должностных обязанностей участкового уполномоченного, а также полностью пересмотрены критерии оценки его деятельности. Деятельность участкового, согласно нового документа, следовало оценивать ни по личным деловым качествам сотрудника, таким как: наличие делового авторитета, эффективность осуществления доверительных отношений с гражданами и ряда других, а по конкретным результатам участия сотрудника в:

- охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

- предупреждения преступлений и административных правонарушений;

- раскрытия преступлений; оказания помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;

- состояния законности, учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины;

- складывающейся оперативной обстановке на участке и принимаемых мерах по ее нормализации;

- привле­чения граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверитель­ных отношений с ними.

«В связи с участившимися случаями нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывали обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляли авторитет власти, возникла потребность в реформировании существующей до 2009 года структуры органов внутренних дел Российской Федерации, организации их деятельности, кадрового, финансового, материально-технического обеспе­чения»[6]. На данное обстоятельство указал, в свою очередь, президент Российской Федерации в опубликованном в марте 2000 года Указе № 1468[7], поручив Правительству РФ подготовить предложения по оптимизации структуры и состава органов внутренних дел Российской Федерации, реформированию системы денежного довольствия сотрудников этих органов, а также по освобождению милиции от несвойственных ей функций. В связи с реформированием Министерства внутренних дел России милиция была переименована в полицию. 31 декабря 2012 г. Приказом Министерства внутренних дел России № 1166 было утверждено «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

В данном наставлении, вновь были определены основные направления и организация оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного и помощника участкового уполномоченного полиции.

В качестве основных направлений деятельности участкового уполномоченного документом было определено следующее:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонару­шений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- производство по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, в Наставлении были обозначены направления деятельности органов внутренних дел, в осуществлении которых уполномоченный при несении службы на административном участке принимает участие:

- обеспечение правопорядка в общественных местах;

- розыск лиц (совершивших преступление; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; пропавших без вести); идентификация лиц и неопознанных трупов;

- розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или из специализированных учреждений;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- обеспечение безопасности дорожного движения.

Как указывают некоторые авторы «в основу разработки новых концептуальных подходов к организации деятельности указанной категории сотрудников должны быть положены безоговорочное следование принципам уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; законности; открытости и публичности; беспристрастности; взаимодействия и сотрудничества; общественного доверия и поддержки граждан; использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем»[8].

Таким образом, особенностью правового положения участковых уполномоченных полиции является то, что им для решения поставленных задач поручено заниматься практически всеми видами деятельности, выполняемыми органами внутренних дел: организационной, профилактической, административно-надзорной, административно-процессуальной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и другими видами правоохранительной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...