Роль участкового уполномоченного полиции в повседневной деятельности полиции
Рассматривая роль участкового уполномоченного полиции в системе полиции России следует в первую очередь определить те задачи, в решении которых участковый уполномоченный полиции принимает участие. Особенностью правового статуса участковых уполномоченных полиции является то, что они в повседневной деятельности занимаются практически всеми направлениями деятельности органов внутренних дел, таких как: - организационной; - профилактической; - административно-надзорной; - административно – процессуальной; - оперативно-розыскной; - уголовно-процессуальной. При этом служба участковых уполномоченных полиции является одной из наиболее многочисленных в структуре органов внутренних дел и наиболее близкой к населению. Можно выделить несколько общих для участкового уполномоченного полициихарактеристик: 1) деятельность участкового уполномоченного является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в федеральном законе РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»[21], сотрудники полиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды; 2) деятельность участкового уполномоченного строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности; 3) участковым уполномоченным предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти; 4) участковый уполномоченный о бладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и т.д.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия);
5) разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать участковым уполномоченным, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам; 6) участковые уполномоченные полиции осуществляют свои полномочия как правило на закреплённых за ними административными участками; 7) на деятельность участковых уполномоченных влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет полиции. Таким образом, участковые уполномоченные полиции участвуют практически во всех сферах деятельности полиции, фактически представляя на своём закреплённом административном участке органы внутренних дел. В условиях многогранности выполняемых функций сотруднику необходимо иметь следующие психологические качества: • профессиональную наблюдательность; • уравновешенность, самообладание при конфликтах; • способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие; • тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека; • умение отстаивать свою точку зрения; • способность к воссозданию образа по словесному описанию; • умение делать выводы из противоречивой информации; • память на внешность и поведение человека. В сложившихся условиях нормативного регулирования участковым уполномоченным полиции приходится работать не только с лицами, состоящими на профилактическом учете, но и с населением, помощь которого немаловажна для эффективности выполнения поставленных задач на этом направлении деятельности полиции. Однако в настоящее время кроме вышеуказанного ведомственного нормативного акта, затрагивающего общие вопросы профилактической работы участкового уполномоченного полиции, не отражающего права и обязанности участников, формы и методы ее проведения, законодательно данный вопрос не урегулирован. Принятие на федеральном уровне закона, регламентирующего вопросы профилактики правонарушений, на наш взгляд, не только решит проблему упорядочения нормативного регулирования в этой области государственного управления, но и даст возможность населению четко представлять задачи, права и обязанности, а главное — ответственность всех участников данных общественных отношений.
Проводимая в стране административно-правовая реформа характеризуется принятием значительного массива новых нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного управления. Безусловно, это относится и к сфере административно-правового регулирования в сфере внутренних дел. Однако, несмотря на активную нормотворческую деятельность, возникает проблема в качественном содержании нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел в целом и деятельности участковых уполномоченных полиции в частности. Не осуществляется должным образом мониторинг действующего законодательства. Так, ряд правовых документов принимаются без надлежащего анализа и прогнозирования развития социальных отношений, встречаются случаи отсутствия согласованности между содержанием нормативного регулирования, целями и задачами правоохранительной деятельности. Это приводит к низким результатам деятельности органов внутренних дел. В контексте рассматриваемого вопроса важно также подчеркнуть, что в ряде регионов отмечается острая нехватка кадров в службе участковых уполномоченных полиции, в связи с чем возникает следующая проблема — участковые уполномоченные вынуждены обслуживать несколько административных участков, что влечет за собой увеличение нагрузки. Следовательно, упускаются важные направления профилактической работы, подразделения территориальных органов внутренних дел лишаются возможности получить своевременную и необходимую информацию о лицах, которые могли бы совершить правонарушение. Складывается практика, которая, к сожалению, не позволяет сотрудникам органов внутренних дел адекватно оценить ситуацию в сфере деликтности той или иной группы лиц, проживающих на соответствующей территории.
Наряду с этим возникает еще одна проблема, связанная с возможностью отвлечения участковых уполномоченных полиции от непосредственных обязанностей. Как правило, связано это с наделением полномочиями начальника территориального органа МВД России на районном уровне по привлечению участкового уполномоченного полиции к выполнению обязанностей, при невозможности их выполнения иными сотрудниками полиции. К таким полномочиям относится: — проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений; — участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, привлечение к проведению следственных мероприятий вне территории закрепленных административных участков; — привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста. Соблюдение этих положений в ущерб «постоянному присутствию на административном участке и в угоду моментного улучшения оперативной обстановки фактически исключает профилактическую работу участкового уполномоченного полиции неподведомственной территории. Подобное положение вещей снижает результативность деятельности полиции, а самое главное не способствует более качественному обеспечению прав и законных интересов граждан. Нет необходимости внесения каких-либо кардинальных перемен в отношении института участковых уполномоченных полиции, поскольку сложившаяся вековая традиция деятельности от квартального надзирателя, урядника до участкового уполномоченного полиции показала эффективность деятельности данной службы. Но вместе с тем представляется необходимым применение комплексных мер, направленных на совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, таких как:
1) совершенствование нормативно-правовых основ деятельности участкового уполномоченного полиции; 2) создание условий для обеспечения единообразной правоприменительной практики; 3) стимулирование сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих результативную профилактическую работу среди населения, направленную на социализацию, организацию занятости и досуга; повышение правосознания; 4) пропагандистская работа, имеющая целью повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, проживающим на территории муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики правонарушений. Как уже говорилось выше, основное рабочее время участковые проводят на закреплённом административном участке, в связи с чем, целесообразно рассмотреть организацию их деятельности по зональному принципу, чему будет посвящена следующая глава работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|