Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение на должность, прием и изучение административного участка участкового уполномоченного полиции




 

Говоря об организации работы участковых уполномоченных полиции на административных участках следует рассмотреть ряд элементов, а именно:

1) подбор и назначение на должность участкового уполномоченного;

2) прием участка;

3) изучение, анализ и оценка оперативной обстановки на обслуживаемом участке;

4) планирование работы участкового уполномоченного полиции;

5) взаимодействие участковых уполномоченных полиции с другими службами органов внутренних дел, а так же с общественными организациями, охранными предприятиями, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

6) прием граждан на административном участке;

7) оценка деятельности участкового уполномоченного полиции.

Приказом МВД России от 31.12.2012 N 1166 (ред. от 08.09.2016)

"Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" утверждено Наставление по организации деятельности участкового уполномоченного полиции. В соответствии с данным Наставлением осуществляется вся деятельность участкового уполномоченного полиции.

Участковый уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности начальником органа внутренних дел по представлению его заместителя - начальника полиции. Должность участкового уполномоченного подлежит замещению лицами, имеющими, как правило, высшее или среднее специальное (преимущественно юридическое) образование и стаж работы в органах внутренних дел не менее двух лет, а также выпускниками образовательных учреждений МВД России. С сотрудником органов внутренних дел, назначаемым на должность участкового уполномоченного, начальник органа внутренних дел в установленном порядке заключает контракт, предусматривающий права и обязанности сторон, условия службы участкового уполномоченного и выполнения им своих должностных обязанностей, социальные и иные гарантии, а также основания и порядок его расторжения. Сотрудник, впервые принятый в органы внутренних дел на должность участкового уполномоченного, допускается к самостоятельной работе на участке после прохождения специальной подготовки, а назначенный на эту должность по окончании образовательного учреждения МВД России или переведенный из других подразделений, если он ранее не работал в этой должности - после прохождения месячной стажировки под руководством наставника (старшего участкового уполномоченного или другого наиболее опытного участкового уполномоченного).

Основываясь на уровне ответственности и количестве задач МВД России в ведомственных актах прямо указывает на необходимость наличия у назначаемого на должность сотрудника определённого стажа, а также первоначальной подготовки. Таким образом, не каждый сотрудник органов внутренних дел может быть назначен на должность участкового уполномоченного полиции. О психологических качествах, которыми должен обладать участковый уполномоченный говорилось выше в настоящей работе.

Одной из проблем при назначении на должность по-прежнему сохраняется высокая текучесть кадров, теряется профессиональный состав, образовательный уровень, вызывает озабоченность состояние служебной дисциплины, снижается результативность работы участковых уполномоченных полиции. По мнению автора работы, основной причиной высокой текучести является большая загруженность службы участковых уполномоченных, многогранность их функций. В последнее время государством принимается большое количество мер, по укреплению в частности службы участковых уполномоченных полиции. Основным путём разрешения имеющихся проблем является принятие в 2011 году федеральных законов «О полиции», «О службе в органах внутренних дел» и «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел»[22]. Данными законами значительно улучшено материальное положение сотрудников УУП, а также их социальная защищённость и материально – техническое обеспечение деятельности.

Прием участка производится под контролем заместителя начальника полиции по охране общественного порядка с участием старшего участкового уполномоченного и в присутствии участкового уполномоченного, сдающего участок. Принимающего участкового уполномоченного полиции знакомят с особенностями участка и оперативной обстановкой на нем, представляют должностным лицам государственных, муниципальных и иных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на административном участке.

Участок закрепляется приказом начальника органом внутренних дел. Участку присваивается порядковый номер, а его размеры и границы определяются и при необходимости пересматриваются начальником органов внутренних дел по представлению начальника полиции с учетом численности населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории и административного деления муниципального образования.

О приеме и сдаче участка делается соответствующая запись в паспорте на административный участок.

Следующим элементом является изучение, анализ и оценка оперативной обстановки на обслуживаемом участке. Накопление информации осуществляется в паспорте административного участка, который включает в себя сведения о приеме и сдаче участка, план участка, сведения, характеризующие участок, учреждения, список лиц из числа жителей участка, находящихся в местах лишения свободы, список лиц, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкоствольное огнестрельное оружие, внештатные сотрудники полиции, учет преступлений, совершенных на участке. Паспорт регистрируется в секретариате органов внутренних дел и выдается участковому уполномоченному полиции под расписку.

Для успешного решения поставленных задач в повседневной деятельности участковый уполномоченным полиции должен владеть оперативной информацией о положении дел на обслуживаемом участке, знать территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и работу предприятий, в том числе и акционерных организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения товарно - материальных ценностей, а также объектов разрешительной системы, аптек, больниц и других мест, где имеются какие-либо элементы оборота наркотических средств, порядок и состояние их охраны; кроме того, все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания дикорастущих и культурных наркосодержащих растений.

Одним из важнейших моментов является изучение населения, проживающего на административном участке. Участковый уполномоченный полиции должен хорошо знать и учитывать в своей работе: характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения обслуживаемой территории; количество и характер раскрытых и нераскрытых преступлений, совершенных на территории участка, обстоятельства способствующие их совершению; лиц, поведение которых контролируется полицией в соответствии с законом и установленными в отношении их ограничениями; приметы лиц, подозреваемых в совершение преступлений, и разыскиваемых преступников, сведений о потерпевших, похищенных вещах; места концентрации антиобщественного элемента, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления; обстоятельства, способствующие данным криминальным проявлениям; силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления правопорядка.

Способами получения информации о состоянии оперативной обстановки являются: непосредственное общение с работниками других отраслевых служб и нарядами полиции, работниками частных охранных предприятий и служб безопасности, а также с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, ознакомление с учетными материалами дежурной части, разрешение поступивших заявлений и сообщений граждан и т.д.

Участковый уполномоченный должен умело использовать полученную информацию, делать из нее нужные выводы. Он должен уметь не только накапливать многочисленную и разнообразную информацию, но и анализировать ее для последующего практического применения.

Разберем пример: На первоначальном этапе (с момента выявления конфликта) участковые уполномоченные полиции ограничиваются проведением первичных бесед, в ходе которых выявляют причины конфликтов, условия, им способствующие, отношение виновных к своим поступкам. А если в его действиях содержатся признаки правонарушения, то на такое лицо оформляется материал с целью принятия к нему мер административной ответственности. При наличии оснований такое лицо ставится на списочный учет, намечаются конкретные профилактические мероприятия, содержание которых зависит от следующих факторов: особенностей личности правонарушителя, степени развития конфликтной ситуации, готовности ее участников к примирению, ранее предпринимавшихся усилий для нейтрализации конфликта, готовности и способности общественности выполнять воспитательные функции.

Изучение существующей практики реагирования на семейно-бытовые конфликты показало, что основной ею целью является снятие психологического напряжения. В одних случаях такое реагирование осуществляется на месте путем проведения кратковременных бесед, содержащих призывы к благоразумию. В других эта мера дополняется изъятием огнестрельного и иного оружия, наложением на правонарушителей административных наказаний. В-третьих, когда один из участников бытового конфликта прибегает к рукоприкладству, либо высказывает различного рода угрозы в адрес членов семьи, соседей, он временно изолируется от них с доставлением в дежурную часть или медицинский вытрезвитель, откуда через определенное время после соответствующих нравоучений его отпускают. Конечно, такие мероприятия важны и они обладают профилактическим эффектом.

Однако практика показывает, что участковые уполномоченные полиции к различным группам конфликтующих применяют одни и те же профилактические меры, а их деятельность сводится в основном к составлению многочисленных рапортов о выездах на семейные конфликты.

Участковые уполномоченные полиции зачастую формально относятся собственно и к рассмотрению заявлений, сообщений граждан, вследствие чего правонарушители остаются безнаказанными и осуществляют свои преступные намерения, у отдельных участковых уполномоченных полиции все еще бытует мнение о бесполезности разбирательства с указанными заявлениями, так как от потерпевших часто поступают повторные заявления с просьбой не привлекать, например, семейного дебошира к уголовной ответственности. В связи с этим участковые уполномоченные полиции часто выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по мотивам примирения сторон, хотя, например, причинение телесных повреждений (кроме ст. 115 УК РФ) не относится к делам частного обвинения. Однако и причинение легких телесных повреждений может быть и результатом истязания, и даже покушения на убийство.

Изучение уголовных дел показывает, что 83,3%, например, семейных дебоширов и до привлечения к ответственности за убийство предпринимало различные насильственные действия в отношении членов семьи: истязания (ст. 117) - 33,5%, умышленное причинение легкого вреда здоровью (сг. 115) - 8,3%. Однако за совершение указанных уголовно-наказуемых деяний, они не были своевременно привлечены к уголовной ответственности, поскольку в отношении них были вынесены необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел[23].

Таким образом, успех в предупредительной деятельности преступлений и правонарушений на почве семейно-бытовых конфликтов может быть достигнут лишь при динамичном и целенаправленном использовании профилактических мероприятий ОВД.

Существует целый спектр проблем, отрицательно влияющих на результаты работы с лицами, находящимися на правоохранительном контроле. Это неразвитость общественных институтов – уличных комитетов, товарищеских судов, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, советов общественности и тому подобное, ранее активно участвовавших в профилактике семейно-бытовой преступности.

В большинстве населенных пунктов отсутствует инфраструктура учреждений и служб по месту жительства, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской. правовой помощи семьям и детям, по профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

На сегодняшний день только-только начинает создаваться система социальной реабилитации ранее судимых лиц, возвратившихся из мест лишения свободы. В большинстве же регионов ее просто нет. Остро стоит проблема трудоустройства для определенных групп населения, в том числе ранее судимых, продолжительное время в силу объективных причин не работающих граждан, что порождает в них чувство безысходности, приводит к злоупотреблению спиртными напитками и как следствие – правонарушениям в быту.

Перестала существовать положительно зарекомендовавшая себя в прошлом практика бесплатного и обязательного, по судебному решению, лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Таким образом, основной мерой воздействия, применяемой участковым уполномоченным полиции к семейным дебоширам, является индивидуально-профилактическая работа в форме профилактической беседы.

Планирование и осуществление деятельности на участке участкового уполномоченного полиции

 

Основной задачей планирования работы участковым уполномоченным полиции является возможность сосредоточиться на главном и реально влиять на состояние криминогенной обстановки на обслуживаемом участке, а не постоянно решать множество мелких повседневных проблем, при этом не рационально тратя рабочее время.

Наставление по организации деятельности участкового уполномоченного полиции утверждено, что участковый уполномоченный работает по личному плану, составляемому в рабочей тетради на месяц, а при необходимости – и на каждый день, с учетом плановых мероприятий, намеченных горрайорганом внутренних дел, а также складывающейся криминогенной обстановки.

При этом конкретные структура и содержание плана приложениями не определена, главное чтобы в нем отражались все основные направления деятельности УУП, а мероприятия были реально выполняемыми и конкретными.

Целесообразно включать в план работы на день такие мероприятия как: работа по заявлениям и сообщениям граждан, по административным правонарушениям либо совершенному преступлению на его участке, включающая в себя сбор необходимых доказательств; проверку по месту жительства и работы лиц, состоящих на профилактическом учёте, отработка жилого сектора, проверка несения службы патрульными нарядами и сторожевой охраной; проверка лиц, состоящих под административным надзором.

Без взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими службами органов внутренних дел, а так же с общественными организациями, охранными предприятиями, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности невозможно нормальное исполнение участковым уполномоченным полиции своих функциональных обязанностей.

В повседневной деятельности участковый уполномоченный взаимодействует:

1) со службами полиции по охране общественного порядка: патрульно–постовой службой, вневедомственной охраной, инспекторами по делам несовершеннолетних и лицензионно – разрешительных подразделений, ГИБДД, в целях поддержании должного порядка на улицах и других общественных местах, борьбы с бродяжничеством и попрошайничеством, пьянством, хулиганством, в обеспечении соблюдения водителями и пешеходами правил дорожного движения, контроля за частными охранными предприятиями, владельцами охотничьего оружия и др.;

2) со службами полиции по оперативной работе: оперуполномоченными уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и с незаконным оборотом наркотиков в целях предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д.;

3) со следственными органами и подразделениями дознания в целях содействия в расследовании преступлений, обеспечении участия в осмотрах мест происшествий и производства отдельных следственных действий по поручениям следователей и дознавателей[24].

Можно выделить такие формы взаимодействия как обмен информацией, проведение совместных совещаний, совместное планирование, осуществление целевых совместных мероприятий (рейдов, операций), выполнение участковым уполномоченным отдельных поручений (процессуальная форма взаимодействия).

Взаимодействие с общественными организациями, участвующих в охране общественного порядка осуществляется в повседневной деятельности путём практически таких же форм взаимодействия, что и с другими службами органов внутренних дел, за исключение процессуальных форм взаимодействия.

Говоря об оценке деятельности нельзя не затронуть до конца не изжитую так называемую «палочную» систему оценки деятельности участковых уполномоченных полиции. Коротко она заключается в количестве выявленных и раскрытых участковым уполномоченным преступлений и административных правонарушений. Это зачастую приводит к стремлению сотрудников любой ценой выявить преступление, искусственному созданию доказательств, искажению действительных фактов, также зачастую влечёт привлечение граждан к административной ответственности за малозначительные поводы, не ради целей уголовного и административного законодательства, а для «валовки». Естественно, такой подход не обеспечивает реального показателя оперативной обстановки на участке, и вызывает массу нареканий со стороны населения. Также указанный подход приводит зачастую на практике к нездоровой конкуренции между службами ОВД за раскрытое преступление, «перетягивание одеяла» в сторону своей службы сводит практически на ноль все попытки нормализовать взаимодействие службы участковых уполномоченных полиции с другими службами органов внутренних дел.

В современном законодательстве имеются попытки уйти от подобной системы оценки, введя в критерии оценки общественное мнение, но до решения подобной проблемы еще далеко.

По мнению автора работы необходимо ввести следующие критерии оценки:

1) уровень доверия населения на обслуживаемом участке;

2) качество разрешения сообщений, заявлений и обращений граждан;

3) количество нераскрытых преступлений на административном участке;

4) тактичность и профессиональный уровень сотрудника (физическая, огневая, специальная подготовки);

5) уровень профилактической работы с подучётным элементом;

6) знание населения и оперативной обстановки на административном участке.

Естественно, эти критерии оценки не единственны, но, по мнению автора работы, наиболее важные для населения и, следовательно, для целей работы органов внутренних дел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...