Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии сбора информации




Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которого является получение сведений об интересующем его объекте.

Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).

Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.

Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.

Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе). Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.

В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Каналы получения информации:

Неформальные каналы устанавливаются между отправителем и потребителем информации непосредственно (личные встречи, беседы, телефонные разговоры, переписка и т.п.)

Формальные каналы устанавливаются через специально созданные обществом организации и учреждения (систему печатных изданий, библиотеки информационные службы).

Формальный канал: курьером, по почте, по факсу, телеграфу.

Неформальный канал: телефонная связь, радио-телефонная связь.

Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.

Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них. Любая предметная область рассматривается в виде трех представлений:

· реальное представление предметной области;

· формальное представление предметной области;

· информационное представление предметной области.

При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных:

· поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;

· обнаружение последовательностей событий во времени;

· выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса);

· оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;

· классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;

· кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;

· прогнозирование событий и ситуаций.

Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, задачи обмена информацией (передачи).

Среди методов сбора информации выделяют:

· приобретение документов (оптом, в розницу, по подписке, в дар, через систему обязательного экземпляра);

· выявление документов с исходной информацией;

· мониторинг процессов или явлений;

· методы формирования выборки;

· анкетирование;

· интервьюирование;

· статистическое наблюдение документального или информационного потоков;

· прямые и косвенные методы изучения информационных потребностей;

· метод эксперимента;

· метод панелей;

· ранжирование;

· анализ задач;

· анализ производственных, управленческих и информационных процессов;

· методы прогнозирования и др.

 

Наименование метода Характеристика метода Разновидности Область применения
Опрос Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Позволяет выявить определенные типичные фактические данные, а также понятия и суждения по разным вопросам. Письменные опросы (анкетирование); Устные опросы (интервьюирование); Очные опросы; Заочные опросы (телефонные, почтовые, опросы с помощью Интернета, через прессу); Интерактивные опросы по телевидению или по радио; Выборочные опросы; Сплошные опросы Сбор первичной информации (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг).
Интервьюирование Метод сбора данных, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотрены программой исследования. Является одним из основных видов опроса. Индивидуальные интервью; Парные интервью; Групповые интервью; Массовые интервью; Глубинное интервью; Свободное интервью; Фокусированное интервью; Стандартизованное интервью; Направленное интервью; Ненаправленное интервью; Опосредованное интервью. Сбор данных (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг.
Наблюдение Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного исследования. Систематическое наблюдение; Случайное наблюдение; Непосредственное наблюдение; Опосредованное наблюдение; Лабораторное (экспериментальное) наблюдение; Полевое наблюдение; Кратковременное наблюдение; Длительное наблюдение Сбор первичной информации (например, о реализации технологических процессов и операций, этапах создания и внедрения информационных систем).
Метод экспертных оценок Метод получения информации путем опроса экспертов, являющихся специалистами в заданной предметной области. Сущность метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы. Метод комиссии; Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи); Метод Дельфи; Метод эвристического прогнозирования; Метод обобщения независимых характеристик; Метод простой ранжировки; Метод задания весовых коэффициентов; Метод парных срвнений; Метод последовательных сравнений Используется при определении проблем, целей, объектов, процедур, критериев исследования. Например, при выявлении и обосновании состава задач, подлежащих автоматизации; оценке проектных решений; оценке качества информационных продуктов и услуг.
Анализ документов   Один из основных методов сбора данных, который направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах. Традиционный анализ документов (внешний и внутренний); Формализованный анализ документов (контент-анализ) Используется в качестве основного метода при изучении различных видов документов; может также использоваться как дополнительный метод при уточнении, обогащении или сравнении результатов наблюдения, опроса, их проверки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...