Диагностический материал для логопедического обследования
учащихся 4 классов (конец учебного года) (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1. Исследование слоговой структуры слова: Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Баскетболисты Земледелие Овощехранилище Библиотекарь Архитектрный Симфонический 2. Фонематическое восприятие: Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру Га-ка-ка-га За-жа-за-жа Са-ша-са-са Со-со-шо-со Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо 3. Исследование навыков словообразования: · образование существительных суффиксальным способом: у слона детеныши- у бурундука- у тигра- у свиньи- у курицы птенцы- у лошади- у стрижа- у коровы- у лошади- у овцы- · образование относительных прилагательных: коробка их картона- свеча из воска- плита из мрамора- кофта из трикотажа- посуда из фаянса- крыша из жести- каша из чечевицы- рубашка из ситца- сок из черники - лист осины-
· образование качественных прилагательных: человека за ласку называют- человека за жестокость называют- если днем пасмурно, то день- если днем дождь, то день - если дует ветер, то день-
· образование притяжательных прилагательных: горб верблюда- морда лошади- лапы барсука- голова птицы- туловище кролика- 4. Исследование грамматического строя речи: · Согласование слов в предложениях: Даша, кукла, платье, шить; Продавец, продукты, покупатель, продавать; Лес, дровосек, дрова, в, рубить; Птица, гнездо, крыша, вить, на; Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на. · Верификация предложений: Мама готовить вкусный суп. Автобус отъехал к остановки. Дети выбежал гулять с двор. Птицы пролетали под нашими домом. Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.
· Употребление предлогов: Лена сидит ….Петей. Машина остановилась…дома. Ребята выбежали …угла. Теплоход подплывал...причалу Дождь закончился и ребята вышли ….дерева. · Завершение предложений: Утром мама открывает окно, чтобы…. Сегодня я надела теплую куртку, потому что…. · Изменение существительных по числам и падежам: Игры «Один - много», «Много чего?» Число- Море- День- Колос- Мать- 5. Исследование навыков языкового анализа: · Определи количество слов в предложении: Промокшие дети спрятались под могучим дубом. · Назови 4 слово в предложении; · Определи количество слогов в словах: медвежий, персиковые; · Определи количество звуков в словах: сапожник, конфетница; · Назови 3 слог в слове персиковые; · Назови 6 звук в слове столичный; · Назови 4 звук в слове туманный; · Назови звук в слове клубника, стоящий после звука б;
6. Исследование связной речи: · Составление рассказа по серии сюжетных картинок; · Пересказ текста.
Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. 1. Исследование слоговой структуры слова: Оценка слоговой структуры слова 1,5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова; 1 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры; 0,5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове; 0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение. Максимальная оценка составляет 15 баллов. 2. Фонематическое восприятие: Оценка 3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла— напряженное или замедленное воспроизведение; 1 — уподобление слогов с самокоррекцией; 0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ. Максимальный балл за это задание равен 30 баллам. 3. Исследование навыков словообразования: А) Называние детенышей животных Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.); 0 — неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов. Б) Образование относительных прилагательных Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье); 0 — неправильная форма слова или отказ назвать. В) Образование качественных прилагательных Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной); 0 — неправильная форма слова или отказ. Максимальный балл - 15. Г) Образование притяжательных прилагательных Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция; 1 — коррекция после стимулирующей помощи; 0 — неправильная форма слова или отказ. Максимальный балл — 15. Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов. 4. Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения): А) Составление предложений из слов в начальной форме Оценка 3 балла — правильное выполнение; 2 — неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса; 1 — негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов; 0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. Максимальная оценка равна 15 баллам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|