Диагностика развития памяти
Методика "Оперативная память" Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти. Тестовый материал: Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы: 6-7 лет - 10 сумм и выше 8-9 лет - 15 сумм и выше 10-12 лет - 20 сумм и выше Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел. Методика "Долговременная память". Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко ". Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле: Где А - общее количество слов,
Методика "Запомни пару". Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу: Методика «Таблица двузначных чисел» Цель: диагностика объема механической памяти при зрительном восприятии. Объем механической памяти оценивается по количеству запомненного и воспроизведенного материала. Для исследования применяются таблицы с двузначными числами. На каждой таблице размещается 12 чисел. Цифры могут быть любые от 21 до 98, за исключением таких чисел как: 20, 30, 22, 33 и т. п. Для проведения исследования необходимо иметь несколько вариантов таблиц. Инструкция: «На таблице представлены двузначные числа. Я буду Вам показывать таблицу в течение 30 секунд. Вы должны быть внимательны и стараться запомнить эти числа. После того как я уберу таблицу, Вы должны припомнить и записать на бланке как можно больше чисел. Числа нужно записывать в том порядке, в каком будете их припоминать. Последовательно Вам будет представлено 3 таблицы. Какие есть вопросы? Приготовились!». Таблица демонстрируется после инструкции. Время экспозиции 30 секунд. После чего в течение 1 минуты испытуемый припоминает числа и записывает их на бланке в произвольном порядке. Возможные варианты таблиц: 1 2 3 64 28 93 57 73 67 91 43 54 93 71 58 87 68 46 37 81 62 32 27 35 82 61 47 39 52 74 49 53 85 17 94 97 21 19 34 Показателем объема механической памяти является величина правильно воспроизведенных чисел из трех проб.
Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), исследование слухоречевой памяти. Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов). Оценить возможность удержания порядка слов представляется достаточно трудным. По результатам исследования может быть построена кривая запоминания. Анализируемые показатели: — объем слухоречевого запоминания; — скорость запоминания данного объема слов; — объем отсроченного воспроизведения; — особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.); — особенности слухового, в том числе фонематического восприятия. Возрастные особенности выполнения: Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы. Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов). 1. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед 2. Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост 3. Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|