Поучение о любостяжании и богатстве
Поучение о любостяжании и богатстве (Лк. 12, 13-59) Некто из окружавшей Иисуса Христа толпы народа, слушавшей его обличение фарисеев, обратился к Нему с вопросом о том, как ему разделить с братом доставшееся им наследство. Спаситель не отвечает на его вопрос, ибо Он пришел не для того, чтобы разрешать политические и гражданские вопросы, а для того, чтобы освободить человека, его душу от рабства греху. Поэтому Он обращается к собравшимся и предостерегает от той пагубы, которая таит в себе страсть к любостяжанию и обогащению (см. притчу о безумном богаче ¾ Лк. 12, 15-21). Обращаясь затем к ученикам, Он прибавляет к сказанному несколько притч, в которых призывает их избегать чрезмерных житейских забот (Мф. 6, 25-33), а также постоянно наблюдать за состоянием своей души, чтобы она всегда была готова встретить Владыку жизни, грядущего Господа. Это притчи о рабах, ожидающих возвращения своего господина (Лк. 12, 35-38), о домохозяине, которому нужно бодрствовать, чтобы уберечь дом от разграбления (там же, 39-40), и о верном и неверном домоправителе (там же, 41-48). Последняя притча была сказана Иисусом Христом в ответ на вопрос апостола Петра: «Нам ли притчу эту говоришь или всем? » В ней Господь уподобляет апостолов благоразумным домоправителям в Церкви Своей, а рабов ¾ подвластным им слугам. «От всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут». Этими словами Господь предупреждает учеников, что им более других дано было познать Его учение. Но с них и будет самый большой спрос, если они отступят от исполнения золи Его и соблазнятся житейскими благами. «Огонь пришел Я низвести на землю», ¾ говорит затем Господь, имея в виду разделение, несогласие, борьбу и вообще скорби, которые должны будут возникнуть при столкновении истины со злом в греховном мире. «Крещением должен Я креститься», то есть Своим страданием и смертью победить грех и умертвить смерть.
Пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме (Ин. 7, 10-53)
Иисус Христос пришел в Иерусалим «не явно, а как бы тайно», то есть не в торжественной обстановке. Если бы Он послушался совета братьев, то Его путешествие могло бы быть иным: галилеяне, бывшие свидетелями многих сотворенных Им чудес, готовы были провозгласить Его земным царем. Поэтому Спаситель не торопился и пришел в Иерусалим после всех, с небольшим числом последователей. Здесь Его ждали и враги, и друзья. В народе ходили тогда о Нем самые противоречивые толки: одни называли Его обманщиком, другие говорили, что Он добр. Но говорили шепотом, боясь преследований со стороны Его врагов. Была уже середина праздника, когда Спаситель вошел в храм и начал учить собравшихся в нем. Иудеи же удивились Его премудрости и говорили между собой: откуда Он так знает Писание, не учившись в школе раввинов? Тогда Спаситель говорит им об источнике Его знания: «Мое учение ¾ не Мое, но Пославшего Меня. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». Свидетельством истинности Его учения, которое суть Божественное Откровение, является то, что Он не от Себя говорит и не ищет Своей славы, но славы пославшего Его Отца. Среди слушателей было много пришельцев, которые не знали, что иудейские начальники ищут Его убить; потому обличительные слова Спасителя: «За что ищете Меня убить? », направленные против Его врагов, принимают на свой счет. «Не бес ли в Тебе? » ¾ слышатся из толпы голоса обиженных. Господь оставляет без внимания эти слова и продолжает обличать злое намерение начальников иудейских. «Одно дело сделал Я, ¾ говорит Господь, ¾ и вы дивитесь» (имеется в виду исцеление 38-летнего расслабленного при Очей купели). Вы удивляетесь, как можно делать такие дела в субботу, а между тем сами нарушаете субботний покой, когда обрезываете младенцев в субботу, совпавшую с восьмым днем по рождении младенца. Но так как заповедь об обрезании вы считаете важнее заповеди о субботнем покое, то почему Мне запрещаете делать дела пославшего Меня Отца, которые важнее заповеди об обрезании?
Вот Господь явно говорит народу, что Он есть истинный Христос. Народ же, находящийся в плену ложных мнений о пришествии Христа, и на этот раз усомнился в Нем. Исполнившись глубокой скорби, Христос возгласил всем находящимся в храме: «И знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете» (Ин. 7, 28). Фарисеи же, разжигаемые ненавистью к Спасителю, искали удобного момента схватить и убить Его. На это Господь отвечает: «Еще не долго Мне быть с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Маня, и не найдете» (33-34). Но иудеи не поняли Его слов и подумали, что Он собирается идти в языческие страны, другие же говорили: «Неужели Он убьет Сам Себя? » «В последний же великий день праздника1 стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». По окончании утренней жертвы народ из храма с очередным священником шел к священному колодцу Силоамскому, где тот наполнял золотой сосуд водой и при всеобщем ликовании приносил его в храм и выливал воду на жертвенник всесожжения. Это должно было напоминать об изведении Моисеем воды из скалы во время странствования евреев по пустыне. «Кто верует в Меня, ¾ говорит Христос, ¾ у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Верующий в Сына Божия сам станет источником благодати, которая, будет утолять жажду всех ищущих спасения. Евангелист поясняет, что Господь имел в виду благодать Святого Духа, которая будет ниспослана людям после Его прославления, то есть после воскресения и вознесения Христа. Многие из народа под впечатлением этой речи Иисуса Христа решительно встали на Его сторону, признавая в Нем пророка, а некоторые даже прямо говорили: «Это Христос».
Фарисеи же внушали народу, не знавшему о рождении Иисуса, что Он не может быть Мессией: «разве из Галилеи Христос придет? », чем вызвали распрю о Нем. Служители, посланные от синедриона, чтобы схватить Иисуса, не осмеливались исполнить приказание. Совесть, по-видимому, подсказывала им, что грех тронуть такого Человека. На вопрос: почему они не выполнили приказания, служители отвечали: «никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Такой ответ привел членов синедриона в раздражение: «неужели и вы прельстились? » Начальников иудейских переполняла ярость против простых людей, уверовавших во Христа. Они называют их «невеждами в законе». Но тут выступил Никодим, сам фарисей и член синедриона. «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его и не узнает, что он делает? » ¾ спросил он у них. Вопрос этот вызвал лишь раздражение: «И ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк», то есть только галилеянин может так рассуждать. Ложь фарисеев была тем более очевидна, что именно из Галилеи происходил ветхозаветный пророк Иона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|