Апостол Павел о явлении Воскресшего Христа
⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62 Апостол Павел о явлении Воскресшего Христа (1 Кор. 15, 5-8) В посланиях апостольских, как писаниях учительных, факты из жизни Иисуса Христа, если и вспоминаются, то большей частью лишь для того, чтобы кратко напомнить о них читателям и тотчас же перейти к наставлениям. Но в указанном месте Апостол имел повод особенно подробно раскрыть и твердо засвидетельствовать истину воскресения Христова. Поэтому он не ограничивается простым её утверждением, но обосновывает, указывая исторические факты, связанные с явлением Воскресшего. Особое значение апостол Павел придает тому, чтобы сделать эти факты убедительными в глазах читателей, либо благодаря авторитету их (Кифа, Иаков), либо по числу очевидцев (500 братии), либо по тому и другому вместе (все апостолы). Прежде всего апостол Павел говорит, что Воскресший явился Кифе (об этом кратко упоминает также и евангелист Лука (24, 34), затем о явлении двенадцати (одиннадцати) в первый день недели вечером; далее следует явление Воскресшего более нежели 500 братии. Апостол Павел говорит далее о явлении Иакову, брату Господню по плоти, епископу Иерусалимской Церкви, имя которого было хорошо известно и пользовалось уважением далеко за ее пределами. Наконец, он упоминает еще об одном явлении Воскресшего Господа до Его вознесения всем апостолам. Это произошло в сороковой день по воскресении Господа, перед тем, как Иисус Христос вознесся на небо (Деян. 1, 4; Мк. 16, 19; Лк. 24, 50).
Вознесение Господне (Лк. 24, 49-53 Мк. 16, 19-20) Последнее явление воскресшего Христа Спасителя, завершившееся вознесением Его на небо, подробнее всего описывается евангелистом Лукой. Это явление было в Иерусалиме, куда апостолы пришли из Галилеи по прошествии сорока дней, в течение которых Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием (Деян. 1, 2-5). Господь повелел им оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силой свыше, обещая послать им Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Затем Господь вместе с учениками вышел из Иерусалима и направился в Вифанию, лежащую на восточном склоне Елеонской горы. Здесь Господь, «подняв руки Свои, благословил их». «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Ученики поклонились Богочеловеку, возносящемуся к Отцу Своему, и «возвратились в Иерусалим с великой радостью». Радовались они о том, что теперь своими очами увидели славу своего Учителя, и с радостью ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Святого Духа. После сорокадневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божия, они находились в молитвенном состоянии высокого духовного подъёма, пребывая «всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать, и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения.
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА по Священному Писанию Нового Завета для 2 класса Московской духовной семинарии (Сектор заочного обучения)
1. 1. Понятие о священных книгах Нового Завета. Наименование книг, разделение их по содержанию. 2. Родословие по апостолу Матфею и апостолу Луке; особенности родословных таблиц, цель их приведения; деление на периоды, опущение колен. Дата Рождества Христова.
2. 1. Краткая история канона новозаветных книг. 2. О превечном рождении и воплощении Сына Божия. Пророчества о рождении Мессии: пророков Михея, Исаии.
3. 1. Краткая история текста новозаветных книг. Древние манускрипты. 2. События, предшествовавшие Рождеству Христову; благовещение Елизаветы, рождество Иоанна Крестителя. Пророчество о Предтече Господнем: Исаии и Малахии.
4. 1. Древняя Палестина, её географическое положение, административное деление и политическое устройство. 2. Рождество Иисуса Христа и сопровождающие его события; поклонение пастухов и волхвов; обрезание и Сретение Господне; избиение младенцев; жизнь Иисуса Христа в Назарете до начала общественного служения.
5. 1. Общие сведения о Евангелиях: их авторство, время написания Евангелия от Матфея; сведения об авторе и особенности его Евангелия. 2. Явление и первое свидетельство Иоанна Крестителя о Христе. Крещение Господне. Искушение Иисуса Христа от диавола.
6. 1. Евангелие от Марка, сведения о писателе и особенности его Евангелия. 2. Второе свидетельство Иоанна Крестителя о Христе и первые ученики Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Отношение Иисуса Христа к ветхозаветному учению.
7. 1. Евангелие от Луки. Сведения о писателе и особенности его Евангелия. 2. Первое посещение Иерусалима на праздник Пасхи. Изгнание торгующих из храма. Беседа с Никодимом.
8. 1. Евангелие от Иоанна. Сведения о писателе и его особенности Евангелия. 2. Третье свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Беседа с самарянкой.
9. 1. Второе чудо в Кане Галилейской (исцеление сына царедворца). Проповедь в Назаретской синагоге. 2. Чудеса в Капернауме: чудесная ловля рыб и второе призвание учеников; исцеление бесноватого в синагоге, исцеление расслабленного.
10. 1. Исцеления в Капернауме: прокаженного, слуги сотника, тёщи Симона. 2. Второе посещение Иерусалима на праздник. Исцеление при Овчей купели. Свидетельство Иисуса Христа о Своём Богосыновстве.
11. 1. Возвращение Христа в Галилею. Спор о субботе по случаю срывания колосьев и исцеления сухорукого. 2. Нагорная проповедь; заповеди блаженства; отношение к ветхозаветным заповедям, о милостыне, о молитве, о богатстве.
12. 1. Нагорная проповедь: о неосуждении ближних, об истинной молитве, о двух путях жизни. Заповеди блаженства по евангелисту Луке. 2. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына каинской вдовы. Свидетельство Христа об Иоанне Крестителе.
13. 1. Беседа Христа в доме Симона фарисея и прощение грешницы. Притчи о Царствии Божием. 2. Ответы Христа желающим следовать за Ним. Укрощение бури на море.
14. 1. Исцеление гадаринских бесноватых. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины. 2. Посылание двенадцати апостолов на проповедь. Смерть Иоанна Крестителя.
15. 1. Первое умножение хлебов. Хождение по водам. 2. Беседа о Хлебе жизни.
16. 1. Беседа Христа о предании старцев. Исцеление дочери хананеянки. Исповедание апостола Петра. 2. Преображение Господне.
17. 1. Исцеление бесноватого отрока лунатика. Чудо со статором. 2. Поучение о смирении, о спасении погибающих, о прощении грехов ближних.
18. 1. Окончательное оставление Галилеи. Путешествие на праздник кущей. Посылание на проповедь Семидесяти апостолов. 2. Притча о милосердном самарянине. Христос в доме Марфы и Марии.
19. 1. Исцеление слепорождённого. 2. Притча о добром Пастыре. Беседа Христа с иудеями в храме в праздник Обновления.
20. 1. Поучения Спасителя о наказании нераскаянных: о малом числе спасающихся. 2. Исцеление больного водянкой в субботу. Поучение в доме начальника фарисеев. Притча о смирении, благотворительности, притча о званных на вечерню.
21. 1. Притчи о милосердии Божием; о заблудшей овце; о потерянной драхме; о блудном сыне. 2. Притчи о благоразумном употреблении богатства; о неверном управителе и о богатом и Лазаре.
22. 1. Возвращение Иисуса Христа в Иудею. Воскрешение Лазаря. Удаление в Ефраим. 2. Исцеление десяти прокажённых. О времени пришествия Царства Божия.
23. 1. Поучения о браке и девстве; о вечной жизни. Притча о работниках. 2. Третье предсказание Христа о своей смерти; просьба сынов Заведеевых.
24. 1. События в Иерихоне. Исцеление двух слепых. Обращение Закхея. Притча о десяти минах. 2. Страстная неделя. Вечеря в доме Симона прокажённого. Вход Господень в Иерусалим.
25. 1. События великого понедельника. Проклятие смоковницы. Вторичное изгнание торгующих из храма.
2. События Великого Вторника. Поучения о притчах; о двух сыновьях, о брачном пире, подать кесарю; о воскресении мёртвых, о наибольшей заповеди.
26. 1. Обличительная речь против фарисеев. 2. Пророчество и притчи о Втором Пришествии.
27. 1. Великая Среда. Заговор синедриона об убийстве Христа и предательство Иуды. 2. Великий Четверг. Тайная вечеря. Омовение ног. Прощальная беседа Христа с учениками; изобличение предателя; новая заповедь о любви.
28. 1. Прощальная беседа Христа с учениками. Ответ апостолу Фоме об Отце; обетования о Духе Утешителе; Христос ¾ истинная виноградная Лоза; о ненависти мира к свидетелям истины; Христос ¾ победитель мира. 2. Первосвященническая молитва.
29. 1. Предсказание об отречении апостола Петра. Гефсиманское борение. Взятие Христа под стражу. 2. Суд над Христом: перед Анной; перед синедрионом и Каиафой. Суд у Пилата и Ирода.
30. 1. Крестные страдания и смерть и погребение Иисуса Христа. 2. Воскресение Иисуса Христа. Утро первого воскресного дня: жёны мироносицы у гроба; Иоанн и Пётр у гроба. Явление Христа Марии Магдалине.
31. 1. Вечер первого воскресного дня; явление Христа эммаусским путникам. Явление Христа всем апостолам без апостола Фомы. Явление Христа на море Тивериадском. 2. Вознесение Господне. Заключение Евангелия.
Преподаватель протоиерей С. Жила
Май 1986 года 1 Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история. 4, 25. 1 С греческого «синоптики» — смотрящие в одну точку. [1] Правда, это имя имеется в русском переводе Священного Писания и взято из рукописей IX - X веков. В древних рукописях его нет. [2] Вином в Палестине именуется только чисто виноградное вино, а все остальные спиртные напитки ¾ это сикера. [3] Праведная Елисавета ¾ двоюродная сестра Пресвятой Девы Марии (св. Ипполит, Никифор). [4] Это был один из священнических городов колена Иудина: по мнению одних ¾ Хеврон, по мнению других ¾ Иутта. [5] Звезда, которую волхвы видели на Востоке, могла быть настоящей, невидимой раньше и по яркости света необыкновенной, Звезда же, которая указала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема, уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением. Видя эту звезду, волхвы действительно, возрадовались великой радостью, так как в этом явлении нашли новое подкрепление своей веры в действительность рождения необыкновенного Младенца. [6] Звезда, которую видели волхвы на Востоке, могла быть настоящей, не видимой раньше и по яркости света необыкновенной. Звезда же, которая указала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема, уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением. Видя эту звезду, волхвы действительно возрадовались великой радостью, так как в этом явлении нашли новое подкрепление своей веры в действительность рождения необыкновенного Младенца.
[7] Об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также древние предания Римской Церкви. [8] При рождении девочки ¾ в течение 80 дней. [9] Молитву Симеона Богоприимца выучить наизусть. [10] Так назывались знатные люди, мудрецы, занимавшиеся особенно изучением звездного неба и верившие, что по тому или иному положению звезды или сочетания её с другими можно предугадывать судьбу отдельных лиц и даже целых городов. [11] Тайна рождения Богомладенца оставалась сокровенной. Пресвятая Дева Мария и старец Иосиф не считали полезным и нужным открывать её, и в глазах жителей Назарета Иосиф был мужем Марии и отцом Иисуса. Евангелист поэтому и употребляет это выражение применительно к общему мнению. В другом месте (Лк. 3, 23) он прямо говорит, что Иосиф только считался отцом Иисуса, на самом деле он таковым не был. 1 C дозволения начальника синагоги всякий желающий и способный мог всходить на кафедру в синагоге, читать писания пророков в назидание собрания и учить. 2 Братья и сестры Иисуса Христа, по мнению одних, ¾ это дети Иосифа Обручника от его первой жены. Другие толкователи считают, что это дети Клеопы, брата Иосифова.
[12] Апостол — с греческого означает посланник. [13] Алавастр ¾ вид мрамора. 1 «Если бесноватые, ¾ говорит он, ¾ избавятся от своего недуга и потом будут не радеть о себе, то этим привлекают сами на себя привидения, которые еще лютее прежних: в таком же состоянии находитесь и вы. И прежде вы одержимы были бесом, когда поклонялись идолам, когда закололи ваших сыновей в жертву демонам, и тем оказывали в себе сильное бешенство, но не взирая на это, Я все не оставлял вас: Я изгонял из вас того беса через пророков, а потом пришел и Сам, желая еще более вас очистить. Если же после всего этого вы не хотите внимать Мне, если вы решились еще на большее злодейство (потому что заклать Самого Господа ¾ гораздо большее и тягчайшее преступление, чем убивать пророков), то и потерпите за то несравненное более, нежели отцы ваши, бедствовавшие в Вавилоне и в Египте» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7. Кн. 1. — СПб., 1901. С. 456). «За грехи, совершенные нами после просвещения, мы понесем более тяжкое наказание» (Там же. С. 457). 1 На Востоке горчичное растение достигает величины громадных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев того времени была даже поговорка: «мал, как горчичное семечко». 1 Ад ¾ царство смерти, царство диавола, широко раскрывающее ворота коварных замыслов и планов. Этот образ проистекает из обычая древних держать совещания при воротах города, собирать отборные войска у ворот, чтобы победить врага. 1 Это был восьмой день, который в соответствии с законом Моисеевым (Лев. 23, 36) присоединялся к семидневному празднику Кущей и отличался особенной торжественностью. [14] Особый ящик в храме, куда опускали старые деньги, предназначенные для плавки. 1 Святое Святых изображало собой небо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|