МАХАТМЫ, КТО ОНИ (Е.И.РЕРИХ) 10 глава
***
(Продолжение Письма № 106) Итак, вышеуказанная сущность (далеко продвинувшийся чёрный адепт), при всей своей порочности, не может уйти в Восьмую сферу – поскольку её порочность слишком духовного, утончённого свойства. Это чудовище, а не просто бездушное животное. Оно не может быть просто уничтожено, но должно понести НАКАЗАНИЕ; ибо уничтожение, т.е. полное забвение, и собственно изъятие из сознательного существования, не составляет per se (по сути) никакого наказания, и как выразился Вольтер: «le néant ne laisse pas d’avoir du bon» (небытие не может не иметь хороших сторон). Это не слабо мерцающая свеча, которую может задуть лёгкий ветерок, но сильная и зрелая преступная энергия, вскормленная и развившаяся в силу обстоятельств, часть из которых, возможно, действительно была ей неподвластна. Для таких натур должно существовать состояние, отвечающее Дэва-чану, и таково Авичи – полная противоположность Дэва-чану – превращённые западными народами в вульгарные Ад и Рай <...>. Запомните: «Чтобы стать бессмертным в добре, человек должен отождествить себя с добром (или Богом); чтобы стать бессмертным во зле – отождествить себя со злом (с Сатаною)». Неправильное понимание истинной сущности таких слов, как «Дух», «Душа», «индивидуальность», «личность» и «бессмертие» (в особенности), вызывает словесные войны между многими идеалистическими спорщиками<...>, и чтобы завершить ваш «Фрагмент» <...> я нахожу необходимым добавить к Дэва-чану – [его альтернативную тень –] Авичи – в качестве пополнения, к которому приложимы те же законы, что и к Дэва-чану. С вашего разрешения это сделано в приложении (см. выше статью Элифаса Леви). Осветив в достаточной мере положение в целом, я могу теперь непосредственно ответить на ваши вопросы.
1. Да, несомненно, в Дэва-чане имеется «смена занятий», смена постоянная, в такой же степени – и в гораздо большей, – как и в жизни любого человека, мужчины или женщины, которому случается всю свою жизнь заниматься одним и тем же, с тою только разницей, что обитателю Дэва-чана его особое занятие всегда приятно и наполняет его жизнь восторгом. Смена же здесь должна быть, ибо эта жизнь-сон есть результат, пора сбора плодов психических семян-зародышей, которые обронены с древа физического существования в минуты наших мечтаний и надежд, и проблесков блаженства и счастья, дарованных фантазией, которые заглушаются в неблагодарной общественной почве, но расцветают в розовых лучах зари Дэва-чана и созревают под его вечно животворным небом. Нет никаких неудач здесь, никаких разочарований! Если за всю свою жизнь человек испытал одно-единственное мгновение идеального счастья – как вы подумали, – то и тогда, если Дэва-чан существует, он не мог бы являть собой, как вы ошибочно предполагаете, неограниченное продолжение этого «единственного мгновения», но представлял бы собой бесконечное развёртывание, разнообразные случаи и события, опирающиеся на это «единственное мгновение» или мгновения, смотря по обстоятельствам, и проистекающие из него или них, – одним словом, всё, что представится воображению «сновидца». Эта одна нота, как я уже говорил, взятая на лире жизни, задаст лишь основной тон субъективного состояния этого существа и выльется в бесчисленные гармонические тона и полутона психической фантасмагории. Здесь – все неосуществлённые надежды, стремления, мечты полностью реализуются, и мечты объективного существования становятся реальными фактами субъективного. И здесь, за завесой Майи, вся призрачность и обманчивая внешность её постигаются адептом, познавшим великий секрет проникновения в глубь этих Тайн бытия.
<...> 2. Какой цикл имеется в виду [для наступления момента полного воспоминания]? Имеется в виду конечно же «minor cycle (малый цикл)» (от Глобуса «А» до «Z»), завершение Седьмого Большого Круга (round), как было принято [это называть] и объяснено. Кроме того, в конце каждого Большого Круга (round) из этих Семи наступает менее «полное» воспоминание: только о переживаниях в Дэва-чане, имевших место между многочисленными рождениями в конце каждой личной жизни. Но полное воспоминание всех жизней (земных и Дэва-чана) – всезнание, короче сказать, наступает лишь при великом конце полных Семи Больших Кругов (rounds) (если до этого времени человек не сделался [как Будда] Бодхисатвой или Архатом), на «пороге» Нирваны, означая бесконечный период. Конечно, человек Седьмого Круга (rounder) (завершивший свои земные странствования в начале последней Расы и малого круга /ring/) будет ждать дольше у этого порога, нежели человек самого последнего из этих Больших Кругов (rounds). Это Жизнь Избранных, между малой Пралайей (minor Pralaya, в период дезинтеграции планеты после Седьмого Большого Круга) и Нирваной, или, скорее, перед Пралайей [всей Солнечной системы], есть Великое Вознаграждение, величайшее в действительности, ибо оно делает Эго (хотя бы оно никогда не было Адептом, но просто достойным, нравственным человеком в большинстве своих существований) фактически Богом, всезнающим, сознательным существом, кандидатом в вечности эонов на Дхиан-Когана... Довольно – я выдаю тайны посвящения. Но какое отношение имеет Нирвана к этим воспоминаниям объективных существований? Это состояние ещё более высокое, и в котором всё объективное предано забвению. Нирвана есть Состояние абсолютного Покоя и слияния с Парабрахманом – это сам Парабрахман. О, прискорбное невежество Запада в отношении наших философских Истин и неспособность ваших крупнейших умов постичь истинный дух этих учений! Что же делать нам – что можем мы сделать? 3. Вы постулируете общение между сущностями в Дэва-чане, что применимо лишь к взаимоотношениям при физическом существовании. Две близкие души будут, каждая, вырабатывать свои собственные Дэва-чанные чувства, делая другую участницей своего субъективного блаженства, но тем не менее они разобщены друг с другом, в смысле настоящего взаимного общения. Ибо какое же дружеское общение может происходить между двумя субъективными сущностями, которые даже ещё менее материальны, чем эфирное тело-тень – майяви-рупа!
4. Дэва-чан есть состояние, а не местность (лока). Кама-лока, Рупа-лока и Арупа-лока – три сферы (spheres) в порядке возрастающей духовности, куда различные группы субъективных сущностей притягиваются своими влечениями [155]. В Кама-локе (полуфизической сфере) обитают оболочки, жертвы и самоубийцы, и эта сфера (sphere) разделена на бесчисленные области и подобласти, отвечающие душевному состоянию приходящих сюда в час их смерти. Это и есть прекрасная «Страна вечного лета» спиритуалистов, горизонтами которой ограничены видения их лучших ясновидцев – видения несовершенные и обманчивые, ибо такие видения не дисциплинированы и не руководимы Алайа Виджняной (тайным знанием). Кто на Западе хоть что-нибудь знает об истинном Сахалокадхату, этом таинственном Хилиокосме [156], из многочисленных областей которого лишь три могут быть выданы внешнему миру – Трибхувана (три мира), а именно: Кама-, Рупа и Арупа-лока. <...> Итак, из Кама-Локи, в великом Хилиокосме, недавно взятые с земли «дýши», как только они пробуждаются от своего посмертного оцепенения, все (кроме оболочек) следуют согласно своим влечениям – либо в Дэва-чан, либо в Авичи. Эти два состояния, в свою очередь, опять дифференцируются ad infinitum (до бесконечности). Их восходящие степени духовности заимствуют наименования от тех лок (местностей), в которые они входят. Например: чувства, восприятия и способность формирования и восприятия идей у обитателей Дэва-чана в Рупа-Локе, конечно, будут менее субъективного свойства, нежели в Арупа-локе; и в обоих этих локах переживания у субъективных сущностей [их населяющих] будут разниться не только в смысле формы, цвета, субстанции, но также и по потенциалу своего развития. Но даже самое высочайшее переживание монады в высочайшем состоянии Дэва-чана – в Арупа-локе (последнем из его семи состояний) – несопоставимо с тем совершенно субъективным состоянием чистой духовности [непроявленного плана], из которого монада некогда вышла, чтоб «низойти в материю», и к которому по завершении Великого Цикла (grand cycle) [157] она должна вернуться. Также и сама Нирвана не сравнима с Пара-Нирваной.
5. Сознание начинает оживать, пробуждаться после борьбы в Кама-Локе у врат Дэва-чана, и только после «периода нарастания». <...> 6. <...> Пребывание в Дэва-чане пропорционально незаконченному психическому импульсу, зародившемуся в продолжение земной жизни. Те личности, чьи влечения были преимущественно материальными, будут ранее притянуты к новому рождению силою танха. Как правильно заметил наш лондонский противник, эти темы (метафизические) только частично поддаются постижению. Более высокий дар, свойственный высшей жизни, должен раскрыться, и воистину невозможно добиться этого понимания – просто словами. Человек должен прозревать своим духовным зрением, слышать своим дхармакаическим (духовным) ухом, воспринимать чувствами своей Ашта-виджняны (духовного я), прежде чем сможет полностью усвоить эту доктрину, – в противном случае это может лишь умножить его «печаль» и очень мало что прибавить к его знаниям. 7. «Воздаяние, предусмотренное природою для людей», чьи привязанности не сосредоточены [узко] на единичной личности или специальности, заключается в следующем: если они чисты – они тем скорее благодаря этому переходят через Кама и Рупа-Локи в более высокую сферу Трибхуваны, ибо это та область, где формирование абстрактных идей и созерцание, и обсуждение общих принципов наполняет мысли её обитателей. [Низшая] личность – это синоним ограниченности, и чем ýже мышление человека, тем сильнее будет он цепляться за низшие сферы бытия, и тем длительнее его праздношатание на плане себялюбивых общественных сношений (цепляние за жизнь воплощённых людей). Общественное (социальное) положение человека конечно же есть результат Кармы, ибо закон гласит, что «подобное притягивается подобным». Нарождающееся существо вовлекается в тот поток нарастания (созревания), с которым ассимилируются его преобладающие влечения, перенесённые из его последнего рождения. Так, тот, кто скончался земледельцем, может вновь родиться королём, а покойный монарх может следующий раз увидеть свет в хижине кули [158]. Этот закон притяжения проявляется в тысячах [как у вас говорят – ] «случайностях рождения», – нельзя придумать более ложного наименования! Когда вы осознаете хотя бы, что скандхи суть элементы ограниченного существования, – тогда вы поймёте и одно из условий Дэва-чана, которое сейчас имеет для вас такой глубоко неудовлетворительный аспект.
Также ваши выводы (насчёт благополучия и наслаждения высших классов, обусловленных лучшей Кармой) не совсем правильны, в широком их приложении. Эти люди заключены в эвдемонистический круг, в ведущее к счастью кольцо вокруг себя, которое едва ли примиримо с кармическим законом, раз «эти довольства и наслаждения» чаще бывают причинами новой и отягощённой Кармы, нежели продуктом следствий последней. Скорее даже, и как «общее правило», бедность и скромное положение в жизни реже служат причиной горя, нежели богатство и высокое рождение, но об этом – потом. <...>
ОТВЕТЫ МАХАТМ НА ВОПРОСЫ О ДЭВА-ЧАНЕ
Нижеследующий «Меморандум» был написан британским теософом и адресован А.П.Синнетту, автору «Эзотерического буддизма» (1883). Синнетт написал эту книгу на основе Писем Махатм. На Меморандум поступили ответы, один из которых приведён ниже [159]. Чрезмерное внимание, которое было уделено данному вопросу, связано с библейско-церковными стереотипами западного читателя относительно посмертного существования и в связи с распространённым заблуждением многих западных оккультистов в однократности земной жизни и последующей «небесной вечности». Понимание Дэва-чана как сновидческого трансмутатора земных накоплений, а с другой стороны – необъяснимая тяжесть земных воплощений при таком отношении превращают жизнь людей в какой-то спектакль с гнетуще пессимистическим сценарием. Западный оппонент, не разделяющий в себе индивидуальность и личность, выступая против концепции Дэва-чана, подсознательно защищал своё ветхое наследие – свою личность, низший астрал, вечное существование этого лунного посредника. В Агни Йоге даны дополнительные разъяснения, согласно которым Адепты и светлые духи избегают иллюзий Дэва-чана (Дэвакхана) и после смерти пребывают в некой промежуточной области астрально-ментального плана возле Земли – Докиуде.
МЕМОРАНДУМ
Мне кажется, что причина нашего непонимания кроется в непоследовательности изложения этих учений. Мы постоянно слышим о «грезящих в Дэва-чане», о «субъективной изолированности» этого состояния, а потом нас упрекают, что мы считаем его «менее реальным», нежели наше нынешнее существование! Рассмотрим вопрос общения друзей в Дэва-чане. Мы хотим знать, существует ли там какое-нибудь РЕАЛЬНОЕ общение личностей – пятых принципов? «Фрагмент» №4 (мартовский номер «The Theosophist» и Приложение C, с. 136) претендует на снятие завесы с этой темы, но всё же не развеивает сомнений. Разумеется, в Дэва-чане физическое присутствие, служащее для обитателей плотного мира непосредственным и зримым свидетельством взаимодействия, для развоплощённого сознания не имеет реальности. Безусловно, не было необходимости долго останавливаться на этом факте. Нам говорят: «Две развоплощённые души, испытывающие взаимную симпатию, будут каждая по отдельности исчерпывать в Дэва-чане собственные переживания, делая другую душу соучастницей своего субъективного блаженства. Это будет для них так же реально, как если бы обе они были всё ещё на Земле». Пока всё понятно; утверждения об истинности и реальности общения кажутся вполне убедительными, хотя, разумеется, сам способ взаимодействия выходит в данное время за пределы нашего земного опыта. <...> Перед нами два развоплощённых личностных сознания, пребывающих в Дэва-чане. Они действительно воздействуют друг на друга, чтобы установить подлинную связь, или просто одна личность представляет в своём воображении другую и принимает этот образ за реальность, в то время как другая личность ничего не ведает о подобном факте? Я вовсе не «делаю противоречивых заявлений», когда не соглашаюсь с тем, что такое «общение» не является реальным, что это «просто сновидение», поскольку я могу представить себе реальную взаимосвязь, осознаваемую обеими сторонами, оказывающую действительное воздействие и вызывающую ответную реакцию, которая не относится «только к общению на физическом плане». <...>
ОТВЕТ
РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДЭВА-ЧАНА <...> Говоря языком буддизма, есть состояния – и состояния, а также множество степеней Дэва-чана, и во всех них, несмотря на объективную (для нас) изоляцию, главный герой окружён сонмом актёров, по отношению к которым он создал во время своей только что прожитой земной жизни причины, следствия которых скажутся прежде всего на субъективной ниве Дэва-чана или Авичи, а затем будут использованы для формирования кармы в очередном рождении на объективном плане. Жизнь на Земле является, так сказать, прологом драмы (или, пожалуй, мистерии), разыгрывающейся в Рупа и Арупа-локах. Итак, если бы мы сказали, что природа, заботясь об интересах личности и соблюдении законов объективности (понятой экзотерически), «устанавливает истинные отношения» между Дэва-чаническими главными и второстепенными исполнителями и, вместо того чтобы лишать монады «личностных или телесных» и даже астральных «связей», осуществляет между ними «подлинное общение», как на Земле, – тогда, пожалуй, мы избежали бы появления странных подозрений в «нечестности природы» (или обмане) в Дэва-чане. <...> До сих пор западные мыслители почти не описывали в своих теориях посмертные состояния выше Кама и Рупа-локи или ниже подземного «царства духов». В Приложении D (здесь не приводится. – А.В.) даются намёки на многие состояния и сферы. Даже согласно экзотерической философии буддизма, развоплощённые сущности делятся на три класса: 1) Кама-вачара – те, кто ещё находятся во власти страстей в Кама-локе; 2) Рупа-вачара – те, кто перешли в более высокое состояние, но ещё сохраняют остатки своей прежней формы в Рупа-локе; и 3) Арупа-вачара – те, кто стали бесформенными сущностями в Арупа-локе самого высшего уровня Дэва-чана. Всё зависит от степени духовности и устремлённости монады. Астральное тело четвёртого принципа, называемое Камой по причине его неотделимости от Кама-локи, всегда испытывает на себе влияние земного магнетизма; и монада должна добиться освобождения от более утончённого, но такого же мощного притяжения своего манаса, прежде чем она сможет достичь, пройдя череду Дэвачанических состояний, высших областей Арупа. Следовательно, существуют различные категории обитателей Дэва-чана. В Арупалоке сущности так же субъективны и фактически «даже не столь материальны, как бесплотная тень физического тела – майявирупа». И мы утверждаем, что даже там происходит «истинное общение». Но попадают туда, перескочив через низшие ступени, лишь немногие. Есть такие обитатели Дэва-чана, люди высоких нравственных устоев и добродетелей в земной жизни, которые, влекомые прежними интеллектуальными изысканиями и особенно незаконченной умственной работой, веками пребывают в Рупа-локе в состоянии строгой Дэва-чанической изоляции – в буквальном смысле, поскольку другие люди и любимые родственники вытесняются из их поля зрения этой напряжённой и чисто духовною страстью к интеллектуальным исследованиям. В качестве примера состояния наукомании (простите этот неологизм ввиду его выразительности) представьте умирающего Берцелиуса, последнею мыслью которого было отчаяние, что смерть прерывает его работу. Это танха (индийск. «тришна») – неудовлетворённое желание, которое должно исчерпать себя, прежде чем сущность сможет перейти в совершенное состояние Арупа. В каждом случае создаётся заготовка в виде последнего самого сильного желания умирающего человека. Учёный, который жил в основном под влиянием [низшего] манаса и, наслаждаясь развитием своего высшего физического интеллекта, был постоянно поглощён тайнами материальной Вселенной, в силу своих умственных предпочтений будет магнитно удерживать в своём сознании учёных и их работу, влияя на них и испытывая их влияние субъективно (хотя и в манере совершенно отличной от той, что практикуется медиумами и на спиритических сеансах) до тех пор, пока эта энергия не исчерпает себя и влияние буддхи не станет преобладающим. Это правило применимо ко всем видам активности (будь то страсть или нежное чувство), которые запутывают блуждающую монаду (индивидуальность) в сетях отношений в каждом воплощении. Развоплощенец должен постепенно подниматься на новую ступень лестницы бытия от субъективности земной к субъективности абсолютной. И когда это ограниченное Дэва-чаническое состояние нирваны достигнуто, существо наслаждается им и его живою, хотя и духовною реальностью, пока не завершится эта фаза кармы и физическое влечение к следующей земной жизни не даст о себе знать. Следовательно, в Дэва-чане существо испытывает на себе влияние и ответно влияет на психическое состояние любого другого существа, связь с которым достаточно прочна, чтобы пережить, как отмечалось выше, очистительное прохождение через низшие посмертные сферы. Их взаимодействие будет восприниматься духовно, но всё же на протяжении всего общения (в его нынешнем понимании западными философами) каждый будет «отделен от остальных». Если вопрошающий сможет представить себе состояние монады в виде чистого духа, как самую субъективную сущность, доступную пониманию, без формы, цвета и веса, величиною с атом; сущность, чьи воспоминания о последней личности (или земной жизни) заимствованы из недавнего союза манаса с пятью низшими принципами, – тогда он сумеет ответить на собственный вопрос. Согласно эзотерической доктрине, эволюция предполагает не уничтожение индивидуального сознания, а его бесконечное расширение. Существо не погибает, а объединяется со Вселенскою Сущностью, и его сознание становится способным вспоминать сцены из жизни не только одной из своих личностей, воплощавшихся на земле, но и всех тех, что были у него на протяжении кальпы, а затем и эпизоды из жизни любой другой личности. Короче говоря, из конечного сознание превращается в бесконечное. Но это происходит только в конце цикла всех воплощений, в великий день абсолютного Воскрешения. Однако по мере перехода монады из одного воплощения в другое, то есть во время её прохождения через низшие и Дэва-чанические сферы с очередным багажом земного опыта, взаимные связи, создаваемые в каждой жизни, должны ослабевать и в конце концов исчезнуть до её нового рождения. Запись этих связей вечно хранится в Акаше, и в каждом воплощении они всегда доступны обозрению существа, развившего свои потенциальные духовные силы до «дхьяны [160] четвёртой ступени», – но они уже не имеют власти над ним. Эта власть заканчивается в каждом промежуточном Дэва-чане между двумя инкарнациями, и когда личностные узы (магнитные или психические, кто как предпочитает их называть), связывавшие обитателя Дэва-чана с другими существами в прошлой жизни (будь то родственники, друзья или члены семьи), развязываются, он может свободно продвигаться по циклам эволюции. Если бы забвение личных связей не было фактом, то каждое существо путешествовало бы в течение кальпы, обвешанное паутиной прежних связей, с мириадами своих отцов, матерей, сестёр, братьев, мужей и т.д., и т.д. из бесчисленных прожитых жизней, – это была бы поистине неразбериха! Именно невежественные геоцентрические гипотезы породили все экзотерические теологии с их абсурдными догмами. И более того, именно безграмотная теория о моногенезисе – однократном рождении сущности на земле – сильно затрудняет европейским метафизикам решение загадки нашего существования и препятствует пониманию различий между индивидуальностью монады и её появлением в последовательности земных воплощений в физическом облике таких совершенно разных личностей. В Европе много знают о весе атомов и химических символах, но имеют смутное представление о Дэва-чане.
ДОКИУД
«Поясню предположение Ур[усвати] о Нашем Ашраме в Астрале. Что же иное Докиуд? Понятно, Мы должны иметь место, где Мы могли бы приближать способных духов. Не в Дэвакхане, но именно до границы его, где много мятущихся духов. Там можно разбрасывать неожиданные всходы» [161]. «Дух может долго оставаться в Дэвакхане, но активный дух силой воли может избегнуть его и прямо пойти под руководство М[ории], где в Докиуде будет набирать знания и учиться, пока в лучший момент не воплотится вновь. Что и может быть крайне быстро» [162]. «Она же (охранительная ткань) охраняет Докиуд, где отдыхают Наши сотрудники перед принятием нового труда» [163]. «Когда вы посещали Докиуд, вы видели достаточно света. Но некоторые поместья Тонкого Мира (Астрального плана) поражают сумерками» [164]. «Кто же эти дети, которые устремлялись к Ур[усвати в Докиуде]? Конечно, это духи, готовые к перевоплощению. Такое войско не выдаёт, может нести тягости. Ради сознания таких сотрудников можно принять многое. Можно хранить землю, если висит один огонёк Докиуда. <...> Жизнь в Докиуде далеко не всем нравится. Там творчество допускается с разбором и нельзя засорять обихода малыми вещами. Таким образом, не все ценят Докиуд» [165]. «Каждый сотрудник Братства приходит в близкое соприкасание с Тонким Миром. Мы имеем целые Твердыни в этом Мире. Уже знаете названия их, уже слышали об удивительном дереве и строениях, созданных мыслью. Нужно особенно ясно осознать эти обстоятельства, чтобы направиться в Докиуд. Мысль, не преграждённая сомнением, приведёт в Наши Надземные Обители. Обитель Гималаев находится в постоянном общении с Обителями Тонкого Мира, и битва земная также звучит и гремит и в Тонком Мире. Люди не хотят понять это соотношение, потому и Армагеддон для них бывает лишь земным столкновением народов. Самая главная область Армагеддона остаётся непринятой. Но как можно принимать в чем-то участие, если известна лишь малая часть происходящего? Мы подтверждаем, что в Тонком Мире происходит битва гораздо сильнейшая, нежели на Земле. Поистине и на Земле отзвучит многое от Битвы пространственной» [166].
Совершенно закрытой темой для периода Писем Махатм и «Тайной Доктрины» было знание о возможности выхода человека из круга земных воплощений и переходе к жизни на других планетах Солнечной системы. О подобном было сообщено лишь в Агни Йоге. Без полноты картины астральной жизни пытливый читатель, естественно, стремился разобраться в сути Дэва-чана, перспектива которого, как и неправильно понятый смысл буддийского состояния Шуньята, мало кого могли удовлетворить. Конечно, Дэва-чан является очень широким названием достаточно разнородных состояний. Своего рода Дэва-чан испытывает любой дух перед обретением новой личности и новым воплощением. Иное дело, что этими одеждами можно облачиться, например, на духовной сфере Сириуса или же в сферах планет Солнечной системы.
КНИГА ТРЕТЬЯ
ПЛАНЕТНЫЕ КРУГИ
Когда спросят, обитаемы ли миры, скажите утвердительно. Конечно, с точки зрения земной – пребывание не везде, но как таковые по существу, миры обитаемы. Конечно, всё это различные эволюции, не всегда доступные друг для друга. Но не будет большой ошибкой сказать, что все проявленные пространства обитаемы. Микроскоп покажет жизнь на любом протяжении планеты; тот же закон и в пространстве [для духовного взора].
Агни Йога. Мир Огненный, 1.229.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|