Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МАХАТМЫ, КТО ОНИ (Е.И.РЕРИХ) 6 глава




<...>

Мы усматриваем огромную разницу между двумя качествами двух равных количеств энергии, израсходованной двумя людьми, один из которых, предположим, находится на пути к месту своей ежедневной спокойной работы, а другой – направляется предать своего собрата в полицейский участок, в то время как люди науки не видят здесь никакой разницы. И мы, не они, видим определённую разницу между энергией в движении ветра и в движении вращающегося колеса. Почему? Потому что каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путём присоединения, мы могли бы назвать это срастанием, к элементалу – то есть к одной из полуразумных сил в [низших] царствах. Она (мысль) продолжает существовать как активная сущность – порождённое умом существо – больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей её. Так, добрая мысль остаётся как активная, благотворная сила, злобная мысль – как злобный демон (элементал). И таким образом человек постоянно заселяет свой поток в пространстве [56] миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности. Буддист называет это своей Скандха, индус именует это «Карма» (так называемое «Внутреннее царство», «мир следствий»: Кама-лока и другие). Адепт выделяет эти формы сознательно, другие люди образуют их бессознательно. <...>

 

 

ПИСЬМО 32 (§ 3, 5–6А, 7)

 

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ МОРИИ СИННЕТТУ. ПОЛУЧЕНО В ЯНВАРЕ 1882 Г. В АЛЛАХАБАДЕ.

<...>

3. Вопрос. Расположены ли миры следствий в промежутках между мирами деятельности в серии нисхождения?

Ответ. Миры следствий не есть lokas (Локи) или местонахождения. Это – тень мира причин, [тень] его души [57], – ибо миры (планеты), подобно людям, имеют свои семь принципов, которые развиваются и растут одновременно с [их] телом.

[Назовём эти семь тел-принципов человека, имеющих отличную друг от друга судьбу]:

1) так, тело человека неразрывно связано с телом его планеты (planet) и остаётся навсегда внутри него;

2) его (тела) индивидуальная дживатма ([животный] жизненный (пранический) принцип), – то, что в физиологии называется животными духами (животностью) [58], – возвращается после смерти к своему источнику – Фохату [59];

3) его линга-шарира будет вовлечена в Акашу [60];

4) его кама-рупа вновь соединится с Всемирной Шакти – Силою Воли или всеобщей [психической] энергией [61];

5) его «животная душа» [62] (низший манас, пятый принцип животной пятерицы), заимствованная из дыхания Мирового Разума [63], возвратится к [низшим земным] Дхиан-Коганам [64];

6) его шестой принцип [65], втянутый ли в материнское лоно [66] Великого Пассивного Принципа или извергнутый из него [67], должен остаться в его собственной сфере (sphere) – либо как часть сырого материала, либо как индивидуализированная сущность [68], чтобы вновь переродиться в высших мирах причин;

7) седьмой [при новом воплощении на Земле] понесёт его из Дэва-чана и последует за новым эго (новой личностью, рождённой при нисхождении из Дэва-чана) к месту его перерождения [69]...

<...>

5. Вопрос. Откуда он (эволюционирующий дух) берёт свою животную душу [70], свой пятый принцип? Пребывал ли его (пятого принципа) потенциал с самого начала в первоначальном магнетическом импульсе, который образовал минерал <...>?

Ответ. Как вы знаете, его пятый принцип (кама-манас) развивается изнутри него самого (ибо человек имеет, как вы хорошо выразились, «потенциально» все семь принципов в зачатке с самого момента своего появления в первом (земном) мире причин) [пребывая как и всё остальное] в состоянии [огненного] туманного дыхания, которое сгущается и твердеет [71] вместе с родной ему сферой.

Дух, или ЖИЗНЬ, – неделим [72]. И когда мы говорим о седьмом принципе (индивидуальном Атма), то не качество и не количество, ещё меньше форма имеются в виду, но скорее пространство [73], занятое в Океане Духа результатами или следствиями (жизнедеятельности индивида), запечатлёнными в Нём.

 

*** В приложении II.4 дан Комментарий к вышеприведенному ответу (32.5).

 

6. Вопрос. «... пробежав цикл... животная душа при своём следующем погружении в Океан Духа приобретает седьмой принцип... (а при завершении цикла) тоже теряет его и перестаёт существовать в качестве отдельной сущности? [74]

Ответ. а) Седьмой принцип всегда присущ, как латентная сила, каждому принципу – даже [физическому] телу. Как макрокосмическое Целое он присутствует даже в низшей сфере [75], но там нет ничего, что могло бы ассимилировать его.

 

7. <...> Вся индивидуальность сосредоточена в трёх средних, или в 3-м, 4-м и 5-м принципах. В течение земной жизни всё сосредоточено в 4-м – центре энергии, желания-воли. Г-н Хьюм отлично определил различие между личностью и индивидуальностью. Первая едва переживает земную жизнь, вторая же, чтоб успешно пробежать свой семеричный нисходящий и восходящий путь, должна ассимилировать вечную Жизне-Энергию [76], пребывающую лишь в 7-м, и затем слить три принципа (4-й, 5-й и 7-й) в один – 6-й. Те, которые преуспевают в этом, становятся Буддами, Дхиан-Коганами и т.д. Главная цель нашей борьбы и посвящений заключается в достижении этого единения, пока мы ещё на земле. Для тех, кто будут успешны в этом, нечего опасаться, когда придёт время Пятого, Шестого и Седьмого Кругов (rounds). Но это – Тайна. Наш любимый К.X. [в этот период его отсутствия] находится на пути к этой цели, высочайшей за всеми нами на этой сфере (sphere).

<...>

 

ПИСЬМО 15

 

К.Х. – СИННЕТТУ ПОЛУЧЕНО В БОМБЕЕ 8 ИЮЛЯ 1881 Г.

<...>

Адептам, т.е. воплощённым духам, запрещается нашими мудрыми и непреступаемыми законами полностью подчинять себе другую более слабую волю – волю свободнорождённого человека. Последний способ действий есть наилюбимейший метод, к которому прибегают «Братья Тьмы», колдуны, элементарные призраки (элементарии) и который, как редчайшее исключение, употребляется Высочайшими Планетными Духами, теми, которые уже не могут более заблуждаться [77]. Но это [редкое вмешательство] случается на Земле лишь при основании каждого нового человеческого рода, при соединении и заключении двух концов Большого Круга [78]. И они остаются с человеком не более времени, необходимого для того, чтобы вечные Истины, которым они учат, могли бы настолько сильно запечатлеться на пластичном уме новых рас, чтобы уберечь их от возможности быть утраченными или преданными окончательному забвению в последующие века отдалённым потомством. Миссия Планетного Духа – лишь явить основной тон Истины. И как только Он направил эту вибрацию для непрерывного следования естественному ходу вдоль цепи этой Расы и до конца [Жизне-] цикла (одного Большого Круга) – эти обитатели высочайшей населённой сферы (sphere) исчезают с поверхности нашей планеты (planet) до следующего «воскрешения во плоти». Вибрации Первичной Истины и есть то, что ваши философы именуют «врождёнными идеями».

<...>

На ваш вопрос, <...> «Возможно ли, чтобы у Планетного Духа были человеческие воплощения?», я прежде всего замечу, что не может быть такого Планетного Духа, который не был бы когда-то материальным, то есть тем, что вы называете человеком. Когда наш великий Будда – покровитель всех Адептов, реформатор и учредитель законов оккультной системы, достиг вначале Нирваны на Земле, он стал «Планетным Духом» – его Дух в одно и то же время мог мчаться в полном сознании в междузвездном пространстве и оставаться по желанию на Земле в своём первоначальном человеческом (физическом) теле. Ибо его божественное «Я» настолько совершенно освободилось от материи, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями, неделями, иногда годами, никоим образом не повреждая такой заменой ни жизненного принципа, ни физического ума своего [земного] тела. К слову сказать, это есть высочайшая ступень Адепта, на которую человек может надеяться на нашей планете (planet). Но это так же редко, как и сами Будды. Последний Хубилган (Адепт), который достиг этого, был Цзон-КаПа из Кукунора [79], реформатор эзотерического и простонародного ламаизма. Многие «пробиваются через скорлупу яйца», но малочисленны те, кто вне её способны сознательно действовать своей Шарира Намастака [80], совершенно выделенной из тела.

Сознательная жизнь в духе так же трудна для некоторых натур, как и плавание для некоторых тел. Хотя человеческое тело в целом легче воды, и хотя каждый человек рождается со способностью держаться на воде, столь немногие развивают в себе это умение, что смерть от утопления – наиболее частый из несчастных случаев. [Столь высокий] Планетный Дух (подобный Будде) может по желанию переходить в другие тела – более или менее лучистой материи [81], населяющие другие области Вселенной. Существует много других состояний и степеней, но нет отдельного и навеки установленного класса Планетных Духов.

<...>

«Вы правы, что каждый алмаз, каждый кристалл, каждое растение и звезда имеют свою индивидуальную душу, не говоря уже о человеке и животном, и существует иерархия душ от самых низших форм материи вверх до Мира Духа; но вы ошибаетесь, прибавляя к указанному утверждению, что «духи ушедших поддерживают непосредственную психическую связь с душами, всё ещё связанными с телом», – ибо это не так. Взаимное положение обитаемых миров в нашей Солнечной системе уже одно исключало бы эту возможность. Ибо я надеюсь, что вы отказались от забавной идеи – естественный результат раннего христианского воспитания, что могут быть человеческие разумы, населяющие чисто духовные [внетелесные] области [82]? [ А.В.: Иными словами, давно ушедшие живут в другом, хотя и пространственно далёком, но всё же телесном мире]. Вы тогда так же легко поймёте заблуждение христиан, которые собрались сжигать нематериальное в материальном физическом аду, как и ошибку более образованных спиритов, которые убаюкивают себя мыслью, что кто-то другой, а не обитатели двух миров (эфирного и низшего астрального), непосредственно соединённых с нашим, могут сообщаться с ними. Как бы ни были [в общепринятом понимании] бестелесны и очищены от грубой материи чистые Духи, всё же они подлежат физическим и всемирным законам материи. Они не могут, даже если бы захотели, заткать пропасть, отделяющую их миры от нашего [83]. Они могут быть посещаемы [чистосердечным человеком] в духе, но их дух не может спуститься и достичь нас. Они притягивают [из земного мира к себе высшую составную человека], но они не могут быть притягиваемы [сами] – их духовная полярность будет непреодолимым препятствием в этом.<...> Раз уж мы начали говорить об этом предмете, то постараюсь объяснить вам ещё яснее, в чем заключается эта невозможность. И таким образом, вы получите ответ относительно Планетных Духов и о духах спиритических сеансов.

<...>

Но моё объяснение на этом не заканчивается. Вы желаете знать, почему считается чрезвычайно трудным, если и не совершенно невозможным, для чистых развоплощённых духов сообщаться с людьми посредством медиумов, или фантомософии. Отвечаю:

а) вследствие антагонистичности соответственных атмосфер, окружающих эти миры;

б) вследствие полного различия физиологических и духовных условий; и

в) потому, что эта цепь миров, о которой я только что говорил вам, есть не только эпициклоидная, но и эллиптическая орбита существований, имеющая, как каждый эллипс, не один, но две точки, два фокуса [объективный и субъективный, «белый» и «чёрный»], которые никогда не могут приблизиться один к другому. Человек находится у одного фокуса (у объективного), чистый Дух – у другого (у субъективного).

На это вы могли бы возразить (сославшись на факты спиритических вызываний), но я не могу ни помочь, ни изменить факта, но существует ещё гораздо более мощное препятствие [общению с умершими духами]. Подобно чёткам, составленным из чередующихся белых и черных бус, так же и эта [земная] связка миров [84] составлена из [семи] миров ПРИЧИН и [семи миров] СЛЕДСТВИЙ (субъективных миров), последние – непосредственный результат, произведённый первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера Причин [85], а наша Земля [86] есть одна из них, не только соприкасается и окружена, но в действительности отделена от её ближайшего соседа – высшей сферы Причинности [87], непроницаемой атмосферой (в её духовном смысле) следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой [88], ибо одна (– наша Земля)активная, другая (– область трансформации накопленного)пассивная: мир причин – позитивен, мир следствий – негативен.

<...>

 

 

ПИСЬМО 59

 

К.Х. – СИННЕТТУ

<...>

Теперь ответим на ваши вопросы.

В эзотерических учениях «Брама-loka», «Питри-loka» и «Дэва-loka» суть состояния сознания, принадлежащие различным эфирным иерархиям или классам Дхиани и Питри («создатели» и «предки» человечества) и Дэвам; некоторые из них значительно выше человека (духовно), некоторые среди классов Дэв значительно отстали, находясь на нисходящей дуге эволюции, и им суждено достичь человеческую фазу в будущей Манвантаре [89]. Эзотерически эти [разнообразные] локи представляют [три основных класса:] Нирвану (для Брама-локи), Дэва-чан (для Дэва-локи) и Астральный Мир (для Питри-локи). Значения терминов «Дэва-чан» и «Дэва-лока» идентичны; «Чан» и «лока» равно означают место или обиталище. «Дэва» есть слово, слишком беспорядочно употребляемое в Восточных писаниях, а иногда это просто завеса.

<...>

 

 

ПИСЬМО 70

 

К.Х. – СИННЕТТУ

 

1. Дэва-чан, или страна «Сукхавати», аллегорически описана Самим нашим Владыкой Буддой. Что Он сказал, может быть найдено и в «Шань Мунь-йи Тун» [90].

Говорит Татхагата: «За многие тысячи мириад систем миров за нашим находится страна блаженства, называемая «Сукхавати». Эта страна окружена семью рядами перил, семью рядами огромных занавесей, семью рядами качающихся деревьев; эта священная обитель Архатов управляется Татхагатами (Дхиан-Коганами), и Бодхисатвы ею владеют. В ней семь драгоценных озёр, среди которых текут кристальные воды, обладающие семью и одним свойством или чётко различающимися качествами (семь принципов, эманирующих из одного). Это, о Сарипутра, есть Дэва-чан. Его божественный цветок Удумбара пускает корень в тени (как отражение, как следствие) каждой земли и расцветает для всех тех, кто его достигает. Родившиеся в этой благословенной стране поистине счастливы, для них более не существует ни горя, ни скорби в этом цикле [91]... Мириады духов приходят сюда для отдыха и затем возвращаются в свои собственные области (те, кто ещё не закончил свои земные малые круги [92]). Опять, о Сарипутра, в этой стране радости многие из там родившихся являются Авайвартьями (буквально – те, кто никогда не вернутся – люди Седьмого [человеческого] Круга /round/)».

2. Конечно, новое Эго, как только оно вновь родилось (оявилось после жизни на Земле) в Дэва-чане, удерживает на некоторое время, пропорционально его земной жизни, полное воспоминание о своей жизни на Земле. Но оно никогда не может вернуться на Землю из Дэва-чана. Также это последнее, исключая даже все антропоморфические идеи о Боге, не имеет ни малейшего сходства с раем или небом какой бы то ни было религии.

3. «Кто попадает в Дэва-чан?» – Личное Эго [93], конечно, но блаженное, очищенное, святое. Каждое Эго – комбинация шестого и седьмого принципов, которое после периода бессознательного нарастания вновь рождается в Дэва-чане в силу необходимости, так же невинно, чисто, как и новорождённый младенец. Самый факт его нарождения указывает на преобладание добра над злом в его старой личности. И пока карма (зла) временно отступает, чтобы [через астральное тело] следовать за ним в его будущем земном воплощении, он приносит с собою в Дэва-чан лишь карму своих добрых действий, слов и мыслей. «Худо» является для нас относительным понятием, как вам было уже сказано. Закон Возмещения есть единственный закон, который никогда не ошибается. Потому все, кто не погрязли в тине неискупимых грехов и животности, идут в Дэва-чан. Они должны будут уплатить все свои грехи, вольные и невольные, позднее. Пока же они вознаграждены; получают следствия [благих] причин, порождённых ими. Конечно, это есть состояние, так сказать, интенсивного эгоизма, в течение которого Эго пожинает награду своего бескорыстия на Земле. Он совершенно поглощён блаженством всех своих личных земных привязанностей, предпочтений и мыслей и собирает здесь плоды своих достойных действий. Никакая боль, печаль, ни даже тень горя не омрачает светлый горизонт его чистой радости, ибо это состояние беспрерывной Майи.

...Так как сознательное ощущение своей личности на Земле есть лишь мимолётный сон, то это чувство будет также подобно сну и в Дэва-чане, только во сто крат усиленное. Тем более так, ибо счастливое Эго не в состоянии видеть сквозь покров [майи Дэва-чана] зло, горе и бедствие, которым могут подвергаться на Земле те, которых он любил. Он живёт в сладком сне с теми, кого он любил, ушедшими ранее или всё ещё живущими на Земле. Он видит их около себя таких же счастливых, блаженных и невинных, как и сам бестелесный сновидец. И тем не менее, за исключением редких видений, обитатели нашей грубой планеты не ощущают этого. Во время подобного условия полной Майи, души или астральные Egos чистых, любящих, чутких людей (сенситивов), находясь под влиянием подобной же иллюзии, думают, что их возлюбленные сходят к ним на Землю, тогда как это их собственный дух подымается к тем, кто находится в Дэва-чане. Многие из субъективных духовных сообщений – большинство, когда сенситив умственно чист, – правдивы. Но крайне трудно для непосвящённого медиума зафиксировать в своём уме верную и точную картину того, что он видит и слышит. Некоторые феномены психографии [94] (хотя реже) тоже подлинны. Дух сенситива одилизируется, так сказать, аурою Духа в Дэва-чане и становится на несколько минут этой ушедшею личностью и пишет почерком последней, её языком, её мыслями, какими они были во время сна его жизни. Два духа сочетаются в одном, и преобладание одного над другим во время подобных феноменов определяет преобладание личности в характерных признаках, выявленных в подобных писаниях и в речах, произносимых в трансе. То, что вы называете «соотношением», есть просто факт тождества молекулярной вибрации между астральною стороною воплощённого медиума и астральною стороною развоплощённой личности.

Я только что обратил внимание на статью «О запахе» одного английского профессора [95] и нахожу в ней кое-что, приложимое к нашему случаю. Как и в музыке, два различных звука могут быть в созвучии и в отдельности различаемы, и эта гармония или дисгармония зависит от одновременной вибрации и дополнительных периодов; также существует соотношение между медиумом и «контролем», когда их астральные молекулы движутся в соответствии. И вопрос, будет ли сообщение сильнее отражать ту или другую индивидуальность, определяется относительным напряжением обоих комплексов вибраций в сложной волне Акаши. Чем менее идентичны (индивидуальны) импульсы вибраций, тем более медиумистично и менее духовно будет послание. И так оценивайте моральное состояние вашего медиума состоянием так называемого «контролирующего сознания», и ваши испытания в подлинности не оставят ничего желать.

4. Да, существует огромное разнообразие в состояниях Дэва-чана. Столько же разнообразия в блаженстве, сколько на Земле оттенков ощущений и способностей оценить подобное вознаграждение. Это есть воображаемый рай, в каждом случае создание самого Эго, в обстановке им самим созданной и наполненной событиями и людьми, которых он ожидал бы встретить в подобной сфере (sphere) возмещаемого блаженства.

Это разнообразие влечёт временное личное Эго в поток, который приведёт его к новому рождению, в более низком или более высоком условии в следующем мире причин. Всё настолько гармонично приспособлено в природе, особенно в субъективном мире, что не может быть совершено ошибки Татхагатами, или Дхиан-Коганами, которые руководят импульсами.

5. Вопрос. Судя по первому взгляду на эту идею, чисто духовное состояние доступно только существам, которые на Земле были высокодуховными. Но существуют мириады очень хороших нравственных людей, которые совсем не духовны. Как они могут быть приспособлены к переходу со своими воспоминаниями из этой жизни от материального к духовному состоянию существования?

Ответ. Это есть «духовное состояние» лишь в силу контраста с нашим грубым материальным состоянием; и, как уже указано, степени духовности образуют и определяют великое разнообразие состояний в пределах Дэва-чана. Мать из дикого племени не менее счастлива со своим утерянным ребёнком на руках, нежели мать из королевского дворца. И хотя, как настоящие Egos, дети, преждевременно умершие, до усовершенствования их семеричной сущности не находят пути в Дэва-чан, тем не менее, материнское любящее воображение находит своих детей [там], ни разу не почувствовав недостатка в том, к чему её сердце стремилось. Скажете – это лишь только сон. Но что есть объективная жизнь сама по себе, как не панорама ярких недействительностей, нереальностей? Радости, испытываемые краснокожим индейцем в его счастливых охотничьих землях в этой «Стране Снов», не менее интенсивны, нежели экстаз, ощущаемый знатоком, который проводит эоны, погруженный в восторг, слушая божественные Симфонии воображаемых ангельских хоров и оркестров. Так как это не вина первого, если родился дикарём с инстинктом убивать, хотя это и причинило смерть многим невинным животным, то почему, если со всем этим он был любящим отцом, сыном, мужем, почему ему не наслаждаться, не иметь своей доли в вознаграждении? Случай был бы совершенно иным, если эти же самые жестокие действия были бы совершаемы образованным и цивилизованным человеком ради простого спорта. Дикарь, будучи вновь рождённым, просто займёт низкое место по шкале, по причине своего низкого морального развития, тогда как Карма другого будет заражена моральным преступлением.

Каждое Эго, за исключением тех, кто влекомый своим грубым магнетизмом, попадает в поток, затягивающий его на «планету Смерти» («восьмая сфера») – ментальный, так же как и физический (т.е. вполне материально-объективный) спутник нашей Земли, – пригодно к переходу в относительно «духовное» состояние [Дэва-чана] [в субъективном мире] в соответствии с его предыдущим условием в жизни и образом мышления.

Поскольку я помню, Е.П.Б[лаватская] объяснила мистеру Хьюму, что человеческий шестой принцип, как нечто чисто духовное, не может существовать, или иметь сознательное бытие в Дэва-чане, если он не ассимилировал что-либо из более абстрактного и чистого из умственных свойств пятого принципа или животной души – его Манаса и памяти. Когда человек умирает, его второй и третий принципы умирают вместе с ним; низшая триада исчезает, а четвёртый, пятый, шестой и седьмой принципы образуют переживающую четверицу.

С этого времени наступает «смертельная» борьба между высшей и низшей дуадами. Если побеждает высшая, то шестой принцип, привлекши к себе квинтэссенцию Добра из пятого или животной души – его благороднейшие привязанности, его наиболее священные (хотя бы и земные) устремления и наиболее одухотворённые части его ума, – следует за своим божественным родоначальником (седьмым принципом) в состояние «Нарастания» («Созревания»); пятый же и четвёртый остаются в соединении, как пустая оболочка (выражение совершенно точное), чтобы скитаться в атмосфере Земли с наполовину утерянной личной памятью и с наиболее грубыми инстинктами, вполне живучими на протяжении известного периода, – одним словом, «элементарий». Это и есть «ангел-руководитель» рядового медиума.

Если же, напротив, поражение терпит высшая дуада, то именно пятый принцип ассимилирует всё, что могло остаться от личных воспоминаний и восприятий её личной индивидуальности в шестом принципе. Но со всем этим добавочным материалом (элементалами) она (не взошедшая вверх личная индивидуальность)не останется в Кама-Локе – «мире желаний», или атмосфере нашей Земли. По истечении очень короткого срока, подобно соломинке, плавающей в сфере притяжения водоворотов и впадин Мальстрома, она захватывается и втягивается в великий водоворот человеческих Egos; тогда как шестой и седьмой – теперь чисто духовная, индивидуальная МОНАДА, без какого-либо остатка от последней личности, – минуя обычный период «нарастания» («созревания») (ибо нет очищенного личного Эго для возрождения), после более или менее длительного периода бессознательного Покоя в безграничном Пространстве (субъективности), – обретёт себя в новой личности, рождённой на следующей планете (planet) (т.е. на новой планете или в новом Большом Круге прежней планеты после её обскурации). Когда [на Седьмом человеческом Круге] наступит период «полного индивидуального Сознания», которое предшествует Абсолютному Сознанию в Паранирване, – эта потерянная личная жизнь становится как выдернутая страница из великой Книги Жизней, даже без несвязного слова, оставленного, чтоб отметить её отсутствие. Очищенная монада не заметит и не вспомнит её среди своих прошлых жизнерождений – что непременно произошло бы, если б она ушла в «Мир Форм» (Рупа-Локу), – и при взгляде назад не заметит даже малейшего признака, указывающего, что такая жизнь существовала. Свет Самма-Сумбуддх – «.. тот свет, который светит за пределами нашего смертного умственного кругозора, черта всех жизней во всех мирах», – не бросит ни одного луча на эту личную жизнь в серии пройденных жизней.

К чести человечества я должен сказать, что такое полное стирание существования со скрижалей Мирового Бытия случается не так часто, чтоб составить большой процент. В действительности же, как и часто упоминавшийся «прирождённый идиот», подобный случай есть lusus naturae (игра природы) – исключение, а не правило.

6. Вопрос. Каким образом духовное существование, в котором всё слито в шестой принцип, совместимо с тем сознанием индивидуальной и личной материальной жизни, которая должна быть приписана Эго в Дэва-чане, если он удерживает своё земное сознание, как изложено в заметке «Теософа».

Ответ. Вопрос теперь достаточно объяснён, как мне кажется: 6-й и 7-й принципы, отдельно от других, составляют вечную, неуничтожаемую, но и бессознательную «Монаду». Чтоб пробудить к жизни её спящее сознание, в особенности сознание личной индивидуальности, требуется Монада плюс высочайшие свойства пятого [принципа] – [человеческая, или божественная надстройка] животной души. Именно это (высочайшее свойство души) создаёт личное Эго, которое живёт и наслаждается блаженством в Дэва-чане.

Дух, или чистые эманации Единого (последний образует с шестым и седьмым принципами высшую Триаду) и ни одна из этих двух эманаций – не способны ассимилировать что-либо, кроме самого доброго, чистого и святого; потому никакие чувственные, материальные или нечистые воспоминания не могут последовать за очищенною памятью Эго в эту область Блаженства. Карма воспоминаний дурных (злых) поступков и мыслей настигает Эго, когда оно сменит свою личность в следующем мире причин (при новом земном воплощении).

Монада, или «Духовная Индивидуальность», остаётся незапятнанной во всех случаях. «Нет горя или страдания для тех, кто рождается здесь (в Рупа-Локе Дэва-чана); ибо это Чистая страна. Все области (локи) в пространстве имеют подобные земли (Sakwala), но эта земля Блаженства наиболее чистая». В Джнана-прастхана шастре сказано: «Личною чистотою и глубоким созерцанием мы переносимся поверх грани Мира Желаний (астрального плана) и вступаем в Мир [Перво]Форм (ментальный план)».

7. «Бардо» есть период между смертью и новым рождением, и он может продолжаться от нескольких лет до целой Кальпы. Он подразделяется на три субпериода:

1. Когда Эго, освобождённое от своих смертных уз, вступает в Кама-Локу (местонахождение элементариев).

2. Когда оно вступает в «Состояние Нарастания» («Созревания») [96].

3. Когда оно вновь рождается [97] в Рупа-Локе Дэва-чана.

Субпериод (1) может продолжаться от нескольких минут до ряда лет. Субпериод (2) «весьма длинен», как вы говорите, иногда даже длительнее, нежели вы можете себе представить, всё же пропорционален духовной силе Эго. Субпериод (3) продолжается пропорционально доброй КАРМЕ, после которого Монада снова воплощается. «Агама Сутра» говорит: «Во всех этих Рупа-Локах дэвы (духи) одинаково подвержены рождению, увяданию, старости и смерти». Это означает только то, что Эго рождается там, затем начинает увядать и, наконец, «умирает», т.е. погружается в то бессознательное состояние, которое предшествует новому рождению. И кончается эта шлока следующими словами: «Когда дэвы выходят из этих Небес, они вновь вступают в более низкий мир», – т.е. они покидают мир Блаженства, чтобы возродиться в мире причин.

8. Конечно, Дэва-чан не есть исключительное население Адептов. И конечно, существуют «Небеса», если вы хотите употребить этот астрогеографический христианский термин для огромного числа ранее ушедших. Но жизнь Земли не может быть наблюдаема ни одним из них (обитатели Дэва-чана) по уже данным причинам Закона Блаженства плюс Майи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...