Раздел 3. Современное состояние общей семиотики
1. Семиотические процессы и явления. 2. Типология знаков и знаковых систем. Современная классификация знаков. Классификация знаковых систем по их базисному знаку. 3. Семиозис (знаковая ситуация). Характеристика знаковых ситуаций. Смысловые и знаковые ситуации. Адресант, адресат, целеустановка, референт.
Ключевые слова: усложнение формы знака, варьирование как формы, так и значения знака, функции знаков, знаковые системы по степени нарастания семиотических свойств, смысловая и знаковая ситуации, статическая и динамическая знаковые ситуации.
Требования к компетентности: · - знать и понимать сущность семиозиса; · - знать закономерности, принципы построения типологии знаков и знаковых систем; уметь использовать эти знания в профессиональной сфере; · - уметь анализировать и проектировать семиотические процессы и явления; · - знать и понимать смысловые и знаковые ситуации; · - уметь выстраивать различные семиотические модели коммуникации.
Каждый из нас осмысленно употребляет в практической жизни слова «стул», «стакан», «вода». А попытайтесь сами или попросите кого-нибудь указать существенные признаки соответствующих предметов, и вы увидите, что эта задача далеко не из простых. Потребуется немало времени, чтобы перечислить существенные признаки названных предметов. Тем не менее мы правильно используем упомянутые слова в нашей практике, отсылая с их помощью слушателя именно к тем предметам, какие имеем в виду. «Принеси стакан воды» – и нам приносят именно стакан именно воды, а не какой-либо другой предмет. В этих случаях смысловым значением слов являются не понятия, а общие или единичные (образ конкретного предмета) представления – наглядные, чувственные образы предметов, о которых мы рассуждаем.
Следовательно, отсутствие понятий об окружающих вещах до поры до времени не нарушает общения между людьми. Это общение возможно и на базе чувственных образов представления, ассоциативно связанных со словами. Итак, смысловым значением слов, образующих язык человека, могут быть и представления и понятия. Смысловое значение слова вместе с его предметным значением составляет познавательную компоненту значения слова. другой основной компонентой этого значения является экспрессивное значение. Сравним следующие высказывания: Мать обещала зайти сегодня, Мама обещала зайти сегодня, Мамуля обещала зайти сегодня, Мамочка обещала зайти сегодня. Слова «мать», «мама» отсылают слушателя к одному и тому же лицу при посредстве одного и того же смыслового значения. В этом отношении между ними нет никакого различия. Различие касается эмоциональной, экспрессивной стороны значения. Дело в том, что языковые единицы используются в качестве средств общения живыми организмами (людьми), наделенными определенными чувствами (эмоциями). Эти чувства люди испытывают к обсуждаемым вопросам, к предметам, затрагиваемым в разговоре, к своим собеседникам. Все эти чувства не могут не найти отражения в речи говорящего, причем для выражения чувств применяются самые разнообразные средства: эмоциональные суффиксы (уменьшительно-ласкательные), междометия, громкость звуков, интонация, высота тона и т.д. Элементы, обозначающие чувства говорящего и необязательные для сообщения чего-либо о познавательном предмете, называются выразительными средствами, а их отношение к чувствам – отношением выражения. Выражение есть обозначение, которое сообщает не основную информацию об объекте, а дополнительную информацию о чувствах говорящего. Выражение в принципе может и отсутствовать.
В зависимости от характера предметов, к которым отсылают знаки, мы можем говорить о трех способах, или модусах, обозначения: предметном, смысловом и словесном. Знак, как мы уже выяснили, всегда отсылает к какому-нибудь предмет. В качестве такого предмета выступает некоторый факт действительности, необходимость совершить какое-либо действие, дать ответ на какой-то заданный вопрос. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, отсылающие слушателя к факту, к необходимости совершить некоторое действие или сообщить определенную информацию, относятся к предметному модусу обозначения. Если знак отсылает к предмету опосредованно, через кого-то (мысли другого человека, его мнение, его точка зрения, его влияние), то в данном случае объектом обозначения будут мысли и мнения другого человека. Модус обозначения – смысловой. Сравните: «На Земле побывали пришельцы из космоса» (предметный модус обозначения); «Журналист Иванов сказал, что на Земле побывали пришельцы из космоса» (смысловой модус обозначения). Предложения, передающие чужую речь – косвенную речь, мысли другого человека, смысл того, что им сказано, относятся к смысловому модусу обозначения. Смысловой модус обозначения занимает несколько особое положение по сравнению с другими модусами. Слова в предметном модусе отсылают к некоторому факту (или действию, ответу на вопрос) посредством смыслового значения. В смысловом модусе отсылка к смыслу слов, сказанных кем-то, к его мысли также происходит с помощью смысловых значений. В словесном же модусе смысловые значения в обычном понимании отсутствуют: слова как таковые отсылают к словам же. В словесном модусе сказанное кем-то воспроизводится буквально: Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно…». Проанализируем две ситуации: 1) условный рефлекс собаки на звонок (связь в мозгу между звонком и наличием пищи в ящике). Что является знаком в данной ситуации? Звонок. Функция звонка –- указать собаке на другой предмет, а не в том, чтобы обратить внимание на самого себя. Звонок не интересует собаку сам по себе. Он выполняет посредствующую функцию, сигнализируя о наличии пищи в определённом месте.
2) один человек говорит другому: «Принеси стакан воды!». Адресат идёт к столу, берёт стакан, наливает воды, а затем приносит адресанту. Он совершает, таким образом, ряд действий, услышав слова. Действия адресата направлены не на сами слова, а на другой предмет. Слова – не объект действия. Они выступают в качестве средства, указывающего адресату на определённый предмет. Сравнив функцию звонка в 1) ситуации и произносимых слов во 2), мы видим, что имеется нечто общее, а именно: один предмет указывает на другой предмет, один предмет отсылает к другому предмету некий организм. Таким образом, обозначать какой-либо предмет есть не что иное, как указывать на этот предмет, отсылать к этому предмету и т. п.. На этой основе можно дать следующее определение знака и знаковой ситуации: чувственно воспринимаемый предмет, указывающий на другой предмет, отсылающий к нему организм, называется знаком этого предмета, а сами ситуации, в которых один предмет функционирует в качестве знака другого предмета, называются знаковыми ситуациями. Учитывая вышесказанное, будем говорить, что любой знак обладает предметным значением для определённого организма. Например, тот же звонок как громкий звук может быть выделен собакой, но он ни к чему её не отсылает, ни на что не указывает, в этом смысле он лишён для собаки предметного значения, т. е. не функционирует в качестве знака чего-то. Между знаком и предметным значением существует двусторонняя связь. С одной стороны, нет знака без предметного значения. С другой – нет предметного значения без знака как носителя этого значения. Следовательно, предметное значение является необходимым и достаточным признаком знака. Однако, предметное значение не исчерпывает той стороны знака, которая называется его значением. Наличие общего источника для многочисленных знаков разного семиотического наполнения - часто привлекало к себе внимание ученых. Одним из первых на это обратил внимание известный немецкий математик и логик Готлоб Фреге (1848 - 1925). В своей статье, которая называлась Uber Sinn und Bedeutung (О смысле и значении)* он приводил в качестве примера два предложения. В них он, говоря о Венере, употреблял разные выражения: "Венера - утренняя звезда" и "Венера - вечерняя звезда". Ясно, что в обоих предложениях мы говорим об одном и том референте, имея в виду его различные ипостаси. Но встает вопрос: а с точки зрения содержания и коннотаций использованных знаков - то ли это самое? Фреге назвал прячущееся за разными знаками общее содержание Sinn (смыслом - и мы будем следовать ему в терминологическом плане), а конкретное выражение их в знаковой системе он назвал Bedeutung (по-русски это "значение", мы же используем выражение воплощение знака).
Как показал в 1892 г. Готтлоб Фреге, кроме предметного значения существует ещё и смысловое значение. В общем случае треугольник Фреге («СТРОЕНИЕ ЗНАКА») схематизируется так: II Знак
I Денотат III Сигнификат I – ДЕНОТАТ (предмет, вещь, явление действительности, число) II – ЗНАК (слово звучощее или записанное, символ, имя) III – СИГНИФИКАТ (понятие о предмете, вещи, смысл имени, концепт денотата) Семиотика может рассматривать треугольник Фреге в любом направлении: от II к III – знак имеет сигнификат (смысл); от III к I – знак имеет денотат (предмет); от I к II – денотат имеет знак; от I к III – денотат имеет сигнификат; от III к I – сигнификат имеет денотат. В то же время А. Соломоник представляет взаимоотношения между знаком, обозначаемым предметом и понятийными категориями тоже в виде треугольника, но наполненного иным содержанием:
понятийные категории в мозгу (концептуализации)
референт знак
По мнению А. Соломоника, знак отражает одновременно и сам референт из любой области науки и практики и то, что отражается в нашем мозгу по поводу данного референта. В знаке мы отображаем что-то иное, чем самый знак, но это иное должно прежде пройти через наши рецепторы, достичь нашего мозга и быть там обработанным по своим законам. Словом, все онтологически и гносеологически значимое может быть зашифровано (закодировано) в виде знаков. Даже такие компоненты знаковых систем, как их грамматические и логические направляющие, могут быть представлены в виде знаков. Скажем, суффиксы и окончания слов в языковых системах фиксируются в словарях и учебниках для их последующей обработки и изучения. Это тоже "реальность", взятая из существующих знаковых систем. Когда мы включаем фрагмент "реальности" в сферу нашего внимания, нам необходимо представить его в виде знака, и именно его, этот сегмент реальности, мы зашифровываем. Так что отношения "референт - знак" представлены в треугольнике в виде сплошной, а не пунктирной линии. В вершине треугольника стоят "понятийные категории в мозгу". Ученый намеренно не использовал слова "понятия", "концепты" и пр., а написал в скобках расплывчато "концептуализация", потому что реальность отражается в нашем сознании вовсе не только в указанных категориях, связанных исключительно с языковыми кодами. Она отражается там и в виде образов, и в виде письменных или символических знаков. Кроме того, и сами языковые категории могут быть выражены по-разному: понятием, отдельным словом либо целой группой слов. Таким образом, речь идет о любой мыслительной категории, которая получает отражение в знаке разной степени абстрактности. Мы закрепляем эту категорию в виде знака, который ее фиксирует и либо включает в знаковую систему для последующей обработки, либо оставляет в виде отдельного изолированного знака. И опять-таки существуют непосредственные связи между мыслительными категориями и соответствующими знаками, в которых они отражаются. Изменения в одном из трех компонентов взаимодействия ведут к изменениям в остальных двух. Так, шифровка чего-либо в виде знака и, тем более, его обработка в терминах знаковой системы ведут к изменениям в его отражении в мозгу и к изменениям самого изучаемого феномена. Изученное явление не равняется для нас тому же самому явлению до его изучения: оно становится "вещью для нас", оставаясь "вещью в себе", но уже не такой "вещью в себе", как раньше.
Объяснить это трудно воспринимаемое утверждение можно на очень простых примерах. Допустим, у меня в мозгу есть понятие "змея" и соответствующие ему знаки разного семиотического уровня: образ змеи (весьма туманный), слово "змея" по-русски (либо его эквиваленты на других языках) и пр. Услышав, что в нашей местности появились ядовитые змеи, я бросаюсь к справочникам или к специальным книгам о змеях и извлекаю оттуда информацию об этих пресмыкающихся. Я узнаю, какие змеи встречаются в наших местах, как они выглядят, каковы их повадки и т.д. Отныне мои представления о змеях вообще и о ядовитых змеях в частности конкретизируются и приобретают совсем другой вид, нежели раньше. Так же и знаки, их означающие, приобретают иное содержание и форму. Я уже могу отличить ядовитых змей по виду и принять против них некоторые меры предосторожности. "Змея" как таковая остается для меня, познающего субъекта, вещью в себе, но уже другой вещью в себе, чем раньше. И знаки, ее изображающие, получают для меня иное содержание. Собаку с выработанным условным рефлексом звонок не просто отсылает к некоему предмету, т. е. обладает для неё предметным значением. Он сигнализирует ей о наличии пищи в строго определённом месте. Благодаря чему становится возможной такая конкретная сигнализация? Почему звонок указывает данной собаке, что пища находится в данном ящике? Почему другую собаку он может отсылать в другое место или даже вообще не иметь для неё сигнального значения? Очевидно, всё дело в прошлом опыте собаки. Если после звонка собака каждый раз находила пищу в строго определённом месте, то последнее обстоятельство фиксируется её памятью. Факт нахождения пищи в определённом месте оставляет определённый след в памяти собаки, след, связанный со звонком. Именно этот след и воплощает смысловое значение звонка. Так же и во 2)-й ситуации. Слова «Принеси стакан воды» отсылают адресата к определённому предмету. Почему они обладают такой способностью? Почему последняя не свойственна словам, произносимым на незнакомом языке? Знакомые слова пробуждают образы предметов, связанные с этими словами в процессе их усвоения. Незнакомые же слова не находят отклика в сознании человека. Слова отсылают слушателя к определённому предмету благодаря тому, что слушатель понимает их смысловое значение. Без смыслового значения не могла бы осуществиться знаковая функция и слова не имели бы для человека предметного значения. Таким образом, смысловое значение – след предмета, к которому отсылает знак, след, оставляемый в памяти организма прошлым опытом. Такое разделение двух видов значения знака возможно лишь условно: в самой действительности дело обстоит иначе. Нет двух явлений, существующих независимо друг от друга: предметного значения и смыслового значения. Не бывает так, чтобы знак отсылал к предмету сам по себе, вне смыслового значения. Знак отсылает к предмету, т. е. обладает предметным значением, лишь через посредство смыслового значения. Таким образом, знак есть предмет, обладающий предметным и смысловым значением для некоторой организованной системы. В научной литературе рассматриваются следующие функции знаков: контакто-устанавливающая - соприкосновение, соединение, непосредственное общение; активационная - побуждение к действию; интердиктивная - запрет, торможение; инструментальная - средство, способ, применяемые для достижения цели; дестабилизирующая - угрозы, оскорбления; синдикативная - создание группы, коллектива; функция самовыражения - экспрессивность; трансляционная - передача информации с помощью каких-либо средств; координационная - согласование, установление целесообразных отношений между какими-нибудь действиями или явлениями; регулятивная - упорядоченность, налаживание, направление развития. Общеизвестно, что при изобретении систем записи языков люди шли разными путями, причем вектор развития этих систем можно схематически представить как путь от систем меньшей к системам большей степени абстрактности. Сначала возникали схемы, где превалировали нарисованные символы, потом - системы иероглифов, пока люди не пришли, наконец, к наиболее оптимальной форме письма: письму алфавитному. И внутри одной системы письма происходило развитие принятой в ней символики. Так внутри древнеегипетской иероглифики мы обнаруживаем несколько систем письма - от менее к более абстрактным схемам, так что постепенно система письма менялась кардинально и становилась менее рисуночной и более абстрактной.
1. иероглиф ~ 1500 лет до н.э. Совершенно очевидно, что в иероглифах пытались отразить традиционную фигуру сидящего писца и что дальнейшее развитие знака здесь шло в сторону увеличения степени его абстрактности. Делалось это, однако, постепенно, в рамках уже существовавшей письменной системы, регулировавшей последовательную трансформацию знака в его сочетаемости с другими знаками системы. Тем же образом и в том же направлении изменялись и все другие знаки, как и сама система в целом. В результате энтропия системы уменьшалась, а значит, увеличивалась ее внутренняя стройность (устойчивость). Система становилась структурно всё более организованной, а потому более легкой в использовании. Как можно заметить, природа знака неоднозначна. Знак имеет сложное структурное строение и выполняет различные функции. Но если знаковая система есть материальный посредник между двумя другими материальными системами, то таков же и знак в простейшем случае.
Исходя из типологии знаковых систем и тех тенденций в развитии знаковых систем, которые сложились в настоящее время, можно предположить, что знаковые системы в совокупности образуют непрерывный ряд явлений в объективной действительности. Мы живём в мире ЗНАКОВ. Мы не можем получать информацию вне семиозиса. Следовательно, знаковая система – материальный посредник, служащий обмену информацией между двумя другими материальными системами. Знаковые системы можно упорядочить по степени нарастания семиотических свойств: 1. Тропизм (растение поворачивается под влиянием солнца): до падения луча солнца изгиб растения был один, после воздействия солнца иной; знак необходим для существования растения (биологически релевантен); означающее знака и означаемое им одно и то же (тождественные друг другу). 2. Физиологическая система связи (распределение капелек жидкости («медовый нектар») на поверхности тела пчелы матки): знак также биологически релевантен, но означаемое и означающее не тождественны. 3. Этограмма –- от лат. этос – обычай, нрав, характер (раздувание брюшка у рыбы колючки, вздыбленная шерсть у кошки): знак биологически релевантен; означающее и означаемое не тождественны; знак выделим, выделима и вся система, её можно смоделировать в обобщённой форме. 4. Паралингвистика (действия, жесты и поза человека, такие, как подталкивание – знак удалиться): знак воздействует физически, но биологически нерелевантен (не важен для существования организмов); знак выделим не всегда (например: «Всё поведение его выражало неприязнь»); означаемое и означающее не тождественны, но подобны друг другу. 5. Неявный уровень материальной культуры (действия, жесты и позы человека, такие, как культовый танец, манера сидеть, этикет прощания. Например, в России при прощании машут рукой от себя вперёд, а во Франции – из стороны в сторону): знак и система выделимы не всегда; означаемое и означающее уже не тождественны и не подобны. 6. Неявный уровень языка (эмоциональная интонация, неосознанный отбор слов, неосознанная стилистика речи): означаемое – неявный уровень психики, поэтому знак, как и в предыдущем типе, выражает внутреннее состояние самого говорящего (оно – означаемое); означаемое и означающее не подобны друг другу. 7. Денотативный уровень языка (обычная устная и письменная речь): означаемое знака (слово) есть предмет объективного мира (называемый «денотат»), означающее принадлежит субъекту. 8. Явный уровень культуры (быт, этикет, мораль): означаемое – осознанный, осознаваемый уровень психики; знак абсолютно выделим; означаемое и означающее сближаются: означаемое – общие отношения в системе, а означающее – форма этих отношений. 9. Абстрактная семиотика (символическая (математическая) логика: фонемы, цифры, формулы): означающее и означаемое совпадают. Абстрактная семиотика – абстрактная теория знаковых систем (любых). Её предмет – общие отношения между знаковыми системами, правила эквивалентности знаков, правила построения сложных знаков, правила введения новых знаков с помощью уже имеющихся и т. д.. Эта теория сама есть знаковая система, семиотика в первом смысле слова. К примеру, существует формула детерминации: «Если А, то Б», т. е. элемент А непременно требует элемента Б. Наличие же элемента Б ничего не говорит о наличии элемента А. Так, предложный падеж никогда не может быть употреблён без предлога (о друге, об учении), но предлог может быть употреблён и с другими падежами (к другу, пойти в ученики).
На основании характеристики знаковых систем и знаков можно сделать выводы о характере знаковых ситуаций. АДРЕСАНТ КОНТАКТ РЕФЕРЕНТ КОД АДРЕСАТ Адресант вступает с адресатом в контакт по поводу определенного референта, используя определенный код. Под референтом понимается то, что соответствует слову (языку) на уровне предметной действительности. Код – это конкретный язык. Знаковая ситуация характеризуется наличием следующих элементов: 1) предмета, выполняющего при определённых условиях функцию знака; 2) предмета, к которому знак отсылает; 3) смыслового значения (следа), при помощи которого осуществляется отсылка; 4) организованной системы, отсылаемой к определённому предмету; 5) в некоторых случаях – организованной системой, производящей знаки (человек). Среди этих элементов, как нетрудно заметить, нет предметного значения. И это неудивительно: предметное значение является не отдельным элементом семиозиса, а соотносительным свойством одного из её элементов, появляющимся у него при наличии других элементов, т. е. при возникновении знаковой ситуации. Каждый из первых 4 элементов необходим, чтобы ситуация стала знаковой. При отсутствии хотя бы одного из них отсутствует и знаковая ситуация. Иногда некоторый предмет (например, определённое сочетание звуков), воздействуя на организованную систему (например, человека), не имеет для неё знакового значения. Причины могут быть следующие: 1) организованной системе (человеку) неизвестен смысл воспринимаемых звуков (речь на незнакомом языке); 2) произносимые другим человеком (адресантом) слова не приобретают в данном контексте знаковой функции, хотя смысловое значение присутствует (речь на знакомом адресату языке, но не преследующая целей сообщения чего-либо о действительности: заучивание правил). Обозначим ситуацию, характеризующуюся наличием смыслового значения, термином «смысловая ситуация». Тогда мы можем сформулировать вывод, имеющий первостепенное значение для всей теории знаков: недопустимо отождествлять смысловую ситуацию со знаковой ситуацией. Чтобы предмет функционировал в качестве знака другого предмета для определённой организованной системы (человека), недостаточно наличия у него смыслового значения, он должен обладать ещё и предметным значением. Смешение смысловых ситуаций со знаковыми является одной из самых распространённых ошибок (употребление в Словаре синонимов слова ГНАТЬ – смысловая ситуация; ответ адресата на выступление и пр.; «Гнать таких надо! Гнать!» – отсылка к определённому предмету –- действию, которое необходимо совершить – знаковая ситуация). Знаковая ситуация может быть: статической (как неподвижный факт) и динамической (как процесс). В динамической ситуации один из элементов может занимать промежуточное положение, быть неоднозначным, сливаться с другим элементом. Статическую знаковую ситуацию можно представить следующим образом:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|