Для индивидуальной работы студентов
1. Проанализировать статью Ч.Морриса «Знаки и действия»: составить краткий конспект статьи, указать на различия в понимании семиозиса Ч.Пирсом и Ч.Моррисом, рассмотреть условия действия, описанные Ч.Моррисом, изложить собственную точку зрения на терминологию, предложенную Ч.Моррисом.
2. Написать эссе «Знаки, которые нас окружают».
3. Составить таблицу различий естественных и искусственных языков.
4. Доказать интенциональность языка некоторых видов животных.
5. Рассмотреть семиотические аспекты студенческого возраста.
6. Описать проблематику семиосферы.
7. Выявить специфику знаковых систем копьютеров.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. По теме «История формирования семиотики» написать эссе «Основоположники семиотики». 2. По теме «Современное состояние семиотики» составить типологию знаков и знаковых систем. 3. По теме «Характеристика знаковых ситуаций. Основные проблемы абстрактной семиотики» сформулировать проблемы общей семиотики. 4. По теме «Специфика знаковых ситуаций и языка человека» произвести семиотический анализ фильма «Код да Винчи» (выявить знаки и описать их с позиций диахронии и синхронии). 5. По теме «Семиотические проблемы глоттогенеза»: 1) написать реферат «Гипотезы происхождения языка человека»; 2) проанализировать гипотезы происхождения языка, предложенные Ганеевым (см. раздаточный материал), аргументированно изложить свою точку зрения на происхождение языка человека. 6. По теме «Семиотические механизмы онтогенеза» составить краткий конспект статьи Ж. Пиаже «Схемы действия и усвоение языка (см. раздаточный материал), обосновать свое согласие / несогласие с позицией автора.
7. По теме «Семиотика культуры» выявить общечеловеческое, национальное и индивидуальное трактование знаков на примере языка цветов (см. раздаточный материал).
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Что такое «семиотика»? Что является объектом и предметом изучения семиотики? 2. Основные проблемы семиотики. 3. Что такое «знак»? Как рассматривается проблема знака с точки зрения разных областей научного знания? 4. Что такое «знаковая ситуация»? 5. Чем отличаются динамическая и статическая знаковые ситуации? 6. Какие подходы (потоки идей) можно выделить в истории семиотики? 7. Истоки семиотики в трудах Аристотеля, Секста Эмпирика, стоиков. Взгляды Т.Бэкона, Локка, Декарта и Лейбница на проблему знака. 8. Кто является основоположником семиотики как науки? 9. В чем принципиальное отличие строения семиозиса у Ч.Пирса, Ч.Морриса и Ф. де Соссюра? 10. Какая типология знаков принята в современной семиотике? 11. Что представляет собой треугольник Фреге? Какие еще семиотические схемы/ модели вы знаете? 12. Разная трактовка знаков и аспектов рассмотрения знаков в отечественной и зарубежной науке. 13. Тартуско-московская школа семиотики: основные проблемы, представители. 14. Французская семиотика (семиология). Постструктуралистская семиотика Р.Барта, Ю.Кристевой, Ж.Дерриды. 15. Какова современная проблематика общей семиотики? 16. Назовите самостоятельные разделы общей семиотики. 17. Каковы свойства знаков? 18. Как можно классифицировать знаки с учетом разных оснований классификации? 19. Что такое «знаковая система»? 20. Перечислите знаковые системы по степени нарастания семиотических свойств. 21. Какие элементы являются обязательными для семиозиса? 22. Как можно структурно представить знаковую ситуацию? 23. Как могут пополняться знаковые системы?
24. Каковы современные тенденции в развитии знаковых систем? 25. Предмет и задачи абстрактной семиотики. 26. В чем отличие языковой знаковой системы от других знаковых систем? 27. В чем проявляется специфика знаковой ситуации и языка человека (понятие и представление как формы смыслового значения)? 28. В чем своеобразие языкового знака? 29. В чем суть проблемы языковой способности с позиций семиотики? 30. Перечислите свойства языковых знаков. 31. Чем отличаются естественные языки от искусственных? 32. Что такое «интенциональные» и «неинтенциональные» языковые знаки? 33. Какими чертами характеризуются неинтенциональные языки животных? 34. Используют ли животные интенциональные языки? 35. Определите сущность языка животных. 36. Формы человеческого общения. 37. В чем отличие человеческой речи от кодов животных? 38. Что такое «глоттогенез»? Гипотезы происхождения языка человека. 39. Что такое «онтогенез»? Каковы семиотические механизмы онтогенеза? 40. Как происходит овладение знаками в младенчестве? 41. Семиотическая деятельность дошкольников. 42. Как происходит усвоение знаковых систем в школьном возрасте? 43. Каковы семиотические аспекты студенческого возраста? 44. Что такое «семиосфера»? 45. Почему триада «человек – текст – семиосфера» является предметом исследования семиотики культуры? 46. Объясните принципиальное различие между внутренним пространством семиосферы и внешним. 47. Что такое «параграфемика»? 48. Что такое «концепт»? 49. Что такое «культурно-семиотические ряды»? 50. Какие задачи связывают семиотику и кибернетические устройства?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. История формирования семиотики. 2. Знаковые концепции стоиков и Аристотеля. 3. Семиотика эпохи Возрождения. 4. Г. Лейбниц - теория исторического происхождения языков. 5. Симультанность мышления и линейность речи в трудах Э. Кондильяка. 6. Синхронный и диахронный семиотические подходы к изучению языков. 7. "Внутренняя форма" В. фон Гумбольдта. 8. "Означаемое" и "означающее" Ф. де Соссюра. 9. Значение трудов Ч. Пирса для развития семиотики. 10. Основные понятия семиотики и изложении Ч. Морриса. 11. Семиотические идеи А.А. Потебни и П. Гриеже.
12. Особенности мировоззрения Ролана Барта. 13. Стили мышления Ю. Кристевой и Т. Толстой. 14. Постмодернизм У. Эко - текст художественного произведения как новая реальность. 15. Формальное направление русской семиотики (Р. Якобсон, Ю. Тынянов, А. Реформатский). 16. «Взгляд на развитие семиотики» Р.О. Якобсона. 17. Концепция семиосферы Ю.М. Лотмана. 18. Проблема знака в работах Л.С. Выготского. 19. Приоритетные направления современной семиотики. 20. Коммуникативное пространство современной культуры: знаки и символы. 21. Особенности знаковых и речевых ситуаций. 22. Аполлоническое и дионисийское начало в мировой культуре. 23. Особенности иконических знаков А. Дюрера. 24. Интенциональность и неинтенциональность языка животных. 25. Язык зрительных образов. 26. Проблема внутренней речи. 27. Безмолвной мысли знак: семиотика жестов. 28. Универсальные знаковые системы. 29. Семиозис развития личности. 30. Орудие и знак в развитии ребенка. 31. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. 32. Формирование семиотического значения в онтогенезе. 33. Индивидуальные и социальные факторы в семиозисе. 34. Способы пополнения / изменения семиотических систем.
ТЕМАТИКА ЭССЕ
1. Проблема базисного знака. 2. Критика принципов произвольности и линейности языкового знака. 3. Семиотический треугольник Г. Фреге. 4. Вильгельм Гумбольдт - язык как деятельность, выражающая глубинный дух народа. 5. Специфика взглядов Ф. де Соссюра на теорию языкового знака. 6. Концепция письма Ж. Дерриды. 7. Постструктурализм и критика замкнутого текста. 8. Культурно-семиотические ряды ремесел. 9. Человек как знак. 10. Семиотика концептов (по Ю.С. Степанову). 11. Ассимиляция знаков в окружающем мире. 12. Артефакт как внешний символ эстетического объекта. 13. Янус как символический знак античности. 14. Символика красоты. 15. Внутренняя форма национального обряда. 16. Феномен "старой вещи" в культуре. 17. Семиотический анализ происхождения и развития живописи. 18. Динамика сигнификата знака «Зеркало».
19. Концептуализация смыслов в произведениях П. Коэльо. 20. Символы с изображением животных и растений: история и современность обозначения. 21. Приветствие как знак в разных семиотических системах. 22. Семиотика детского словотворчества. 23. Семиотические механизмы младшего школьного возраста. 24. Семиотическая деятельность среднего и старшего школьного возраста. 25. Семиотика ролевого общения. 26. Паралингвистика как семиотическая система. 27. Структура и семантика языка кино. 28. Семиотическая организация поэтических текстов. 29. Священные письмена: религиозные знаки и их предметное значение. 30. Учебная деятельность как особая семиотическая система. 31. Языковая игра как форма жизни. 32. Надкультурное в поведении человека. 33. Символизм этикетных форм общения. 34. Знаковые ситуации и язык компьютеров.
ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Аветян, Э.Г. Семиотика и лингвистика / Э.Г. Аветян. – М., 1980. 2. Агеев, В.Н.Семиотика / В.Н. Агеев. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002. 3. Ветров, А.А. Семиотика и ее основные проблемы / А.А. Ветров. – М.: Изд-во политической литературы, 1988. 4. Гринев, С.В. Основы семиотики / С.В. Гринев. – М., 2000. 5. Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР / В.В. Иванов. – М., 1983. 6. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. 7. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры, 1999. 8. Моррис, Ч. Основания общей теории знаков / Ч. Моррис // Семиотика. – М., 1983. 9. Плотников, Б.А. Семиотика текста: параграфемика / Б.А. Плотников. – Минск, 1992. 10. Пирс, Ч.С. Из работы «Элементы логики» / Ч.С. Пирс // Семиотика. – М., 1983. 11. Пирс, Ч.С. Логика как семиотика: теория знаков / Ч.С. Пирс // Метафизические исследования. Вып. 11. Язык. – СПб,.1999. – С. 199-217. 12. Семиотика / сост. Ю.С. Степанов. – М., 1983. 13. Соломоник, А. Философия знаковых систем и язык / А. Соломоник. – Минск: МЕТ, 2002. 14. Соломоник, А. Позитивная семиотика (о знаках, знаковых системах и семиотической деятельности) / А. Соломоник; Ред. Г. Крейдлин // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. Совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков; программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского; спонсор "Прожект хармони. Инк". - Электрон. журн. с библиотекой. – М.: OIMRU, 2000 -. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. 15. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. – М., 1977.
16. Степанов, Ю.С. Язык и метод / Ю.С. Степанов. – Часть 1. Семиотика. – М.: Языки русской культуры, 1998. 17. Почепцов, Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года / Г.Г. Почепцов. – М.: Лабиринт, 2007. 18. Фреге, Г. Смысл и денотат / Г. Фреге // Семиотика и информатика. Вып. 35. – М, 1997. – С. 351–379. 19. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998 20. Эко, У. Введение в семиологию / У. Эко. – М., 2005. 21. Ю.М. Лотман и Тартуско-Московская семиотическая школа. М.: Школа "Языки русской культуры", 1994. 22. Якобсон, Р.О. Взгляд на развитие семиотики / Р.О. Якобсон // Язык и бессознательное. – М., 1996. – С. 139-161. Дополнительная литература 1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Аристотель. – Т.2. – М., 1976. 2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – Изд. 2-е. – М., 1976. 3. Барт, Р. Лингвистика текста / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1978. – Вып. 8. 4. Барт, Р. Основы семиологии / Р. Барт // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. Г.Косикова. – М: Прогресс, 2000. – С. 247–310. 5. Гаспаров, Б. Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х гг. / Б. Гаспаров – М., 2002. 6. Головин, Б.Н. Знаковый характер языка / Б.Н. Головин // Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979. 7. Горный, Е. Что такое семиотика? / Е. Горный //http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/what_is_semiotics_r.html 8. Гринев, С.В. К уточнению некоторых основных понятий семиотики / С.В. Гринев // Филологические науки. 1997. – Вып. 2. – С. 67-76. 9. Деррида, Ж. Голос и феномен /Ж. Деррида. – СПб: Алетейя, 1999. 10. Крейдлин, Г.Е. Семиотика, или азбука общения / Г.Е. Крейдлин, М.А. Кронгауз. – М.: МИРОС, 1997. 11. Культурология. В 2-х т. – Т. 2. – С. 194-197. – Киев, 2000. 12. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 440-442. 13. Лосев, А.Ф. Учение о словесной предметности (лектон) в языкознании античных стоиков / А.Ф. Лосев // Знак. Символ. Миф. – М., 1982. 14. Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. – М., 1998. 15. Советский энциклопедический словарь. – М., 1985. – С. 205. 16. Фоли, Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. – М., 1999. 17. Якушин, Б.В. Гипотезы о происхождении языка / Б.В. Якушин. – М., 1984.
semiotics.ru/rus/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|