Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания теории знаков




Отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны, се­миотика — это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это — инструмент наук. Важное значение семиотики как науки кроется в том, что это — определенный шаг вперед в унификации науки, по­скольку она закладывает основы любой другой частной науки о зна­ках — такой, как лингвистика, логика, математика, риторика и (по крайней мере до известной степени) эстетика. Понятие знака мо­жет оказаться важным для объединения социальных, психологи­ческих и гуманитарных наук, когда их отграничивают от наук фи­зических и биологических.

Но если семиотика — это полноправная наука, изучающая вещи и свойства вещей в их функции служить знаками, то она в то же время и инструмент всех наук, поскольку любая наука использует знаки и выражает свои результаты с помощью знаков.

Процесс, в котором нечто функционирует как знак, можно назвать семиозисом. Этот процесс в традиции, восходящей к грекам, обыч­но рассматривался как включающий три (или четыре) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает (refers to ) знак; воз­действие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Эти три компонента семиозиса могут быть названы соответственно знаковым средством (или знаконосителем) (sing vehicle), десигнатом (designatum) и интерпретантои (interpretant), а в качестве четвертого фактора может быть введен интерпретатор (interpreter). Эти термины делают экс­плицитными факторы, остающиеся необозначенными в распрост­раненном утверждении, согласно которому знак указывает на что-то для кого-то.

Знак должен иметь десигнат; тем не менее очевидно, что не каж­дый знак действительно указывает на какой-либо реально суще­ствующий объект. Трудности, которые такие утверждения могут вызвать, — только кажущиеся, и для их разрешения не требуется обращения к метафизическому царству «сущностей».

Для констатации фактов о знаках семиотика как наука пользу­ется особыми знаками, это некий язык, на котором можно говорить о знаках. Семиотика включает в себя три подчиненные ей дисцип­лины — синтактику, семантику и прагматику, которые изучают со­ответственно синтактическое, семантическое и прагматическое измерения семиозиса. Каждая из этих дисциплин нуждается в соб­ственных специальных терминах; термин «имплицирует», употреб­ленный раньше, — это термин синтактики; «означает» и «денотирует» — термины семантики, а «выражает» — прагматики. А по­скольку разные измерения — это лишь аспекты одного и того же процесса, то между терминами этих дисциплин обнаруживаются определенные связи; и понадобятся особые знаки для характерис­тики этих связей и тем самым процесса семиозиса в целом. Термин «знак» — это термин семиотики в целом; его невозможно опреде­лить в пределах одной лишь синтактики, семантики или прагмати­ки; лишь при очень широком использовании термина «семиотичес­кий» можно сказать, что все термины этих дисциплин являются семиотическими терминами.

Ф. де Соссюр

Курс общей лингвистики'

Основные свойства языка:

1. Язык есть нечто вполне определенное в разнородном множе­стве фактов речевой деятельности. Его можно локализовать в опре­деленном отрезке рассмотренного нами речевого акта, а именно там, где слуховой образ ассоциируется с понятием. Он представля­ет собою социальный аспект речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни созда­вать его, ни изменять. Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива. Вместе с тем, чтобы знать его функционирование, индивид должен учиться; ребенок овладевает им лишь мало-помалу. Язык до такой степени есть не­что вполне особое, что человек, лишившийся дара речи, сохраня­ет язык, поскольку он понимает слышимые им языковые знаки.

2. Язык, отличный от речи, составляет предмет, доступный самостоятельному изучению. Мы не говорим на мертвых языках, но мы отлично можем овладеть их механизмом. Что же касает­ся прочих элементов речевой деятельности, то наука о языке вполне может обойтись без них; более того, она вообще возможна лишь при условии, что эти прочие элементы не примешаны к ее объекту.

3. В то время как речевая деятельность в целом имеет характер разнородный, язык, как он нами определен, есть явление по сво­ей природе однородное — это система знаков, в которой един­ственно существенным является соединение смысла и акустичес­кого образа, причем оба эти компонента знака в равной мере психичны.

4. Язык не в меньшей мере, чем речь, конкретен по своей при­роде, и это весьма способствует его исследованию. Языковые зна­ки хотя и психичны по своей сущности, но вместе с тем они — не абстракции; ассоциации, скрепленные коллективным согласием и в своей совокупности составляющие язык, суть реальности, лока­лизующиеся в мозгу. Более того, знаки языка, так сказать, осязае­мы: на письме они могут фиксироваться посредством условных на­писаний, тогда как представляется невозможным во всех подробно­стях фотографировать акты речи; произнесение самого короткого слова представляет собою бесчисленное множество мускульных движений, которые чрезвычайно трудно познать и изобразить. В языке же, на­против, не существует ничего, кроме акустического образа, кото­рый может быть передан посредством определенного зрительного образа. В самом деле, если отвлечься от множества отдельных движе­ний, необходимых для реализации акустического образа в речи, вся­кий акустический образ оказывается, как мы далее увидим, лишь суммой ограниченного числа элементов, или фонем, которые в свою очередь можно изобразить на письме, при помощи соответ­ствующего числа знаков. Именно возможность фиксировать явле­ния языка позволяет сделать словарь и грамматику верным изобра­жением его: ведь язык — это сокровищница акустических образов, а письмо обеспечивает им осязаемую форму.

Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнивать с письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. и т.п. Он только наиважнейшая из этих систем.

Следовательно, можно представить себе науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества; такая наука явилась бы частью социальной психологии, а следовательно, и общей психологии; мы назвали бы ее семиологией (от греч. sēmeion «знак»). Она должна открыть нам, что такое знаки и какими законами они управляют­ся. Для нас же проблемы лингвистики — это прежде всего проблемы семиологические, и весь ход наших рассуждений получает свой смысл лишь в свете этого основного положения. Кто хочет обнаружить истинную природу языка, дол­жен прежде всего обратить внимание на то, что в нем общего с иными системами того же порядка; а многие лингвистические факторы, кажущиеся на первый взгляд весьма существенными (например, функционирование органов речи), следует рассматри­вать лишь во вторую очередь, поскольку они служат только для выделения языка из совокупности семиологических систем. Благодаря этому не только прольется свет на проблемы лингвистики, но, как мы полагаем, при рассмотрении обрядов, обычаев и т.п. как знаков все эти явления также выступят в новом свете, так что явится потребность объединить их все в рамках семиологии и разъяс­нить их законами этой науки.

Умберто Эко

Когда сочиняют, думают о читателе. Так художник пишет и думает о будущем созерцателе его картины. Ударив разок кистью, он отходит на два или три шага и оценивает впечатление. То есть рассматривает картину с той же точки, с которой будет смотреть, при нормальном освещении, публика, когда картину повесят на стену. По окончании любой работы завязывается диалог между произведением и публикой. Автор из него исключается. А пока работа еще не кончена, ведутся два других диалога. Во-первых, между создаваемым текстом и остальными, ранее созданными текстами (каждая книга говорит только о других книгах и состоит только из других книг). И, во-вторых, диалог автора с идеальным читателем.
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел 1. Введение

Раздел 2. История развития семиотики

Раздел 3. Современное состояние общей семиотики

Раздел 4. Направления в современной семиотике

Раздел 5. Семиотика поведения

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЗАДАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...