Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное оснащение ортодонтического отделения и лаборатории




ПРЕДИСЛОВИЕ


 


Авторский коллектив: 3. М. Акодис, Г. А. Анжеркушян, О. И. Арсенина, В. М. Бычкова, Э. Я. Варес, Т. Ф. Виноградова, Р. Г. Гашимов, И. В. Гуненкова, Л. М. Демнер, Л. П. Зубкова, Ю. М. Малыгин, Д. Осман, Г. Б. Оспанова, Ф. Я. Хорошилкина, Г. Б. Шилова, С. А. Шкуратов

Рецензент проф. /. Б. Шилова

Руководство по ортодонтии/Под ред. Ф. Я. Хорошилки-Р85 ной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1999. — 800 с: ил. ISBN 5-225-01053-9

Ф. Я. Хорошилкина — профессор, зав. кафедрой орто-донтии факультета усовершенствования врачей-стомато­логов Министерства здравоохранения РФ.

Во втором издании руководства (1-е изд. вышло в 1982 г.) ^тражены результаты эпидемиологического изучения зубочелю-стно-лицевых аномалий. Описаны методы клинической диагно­стики нарушений функций мышц челюстно-лицевой области, местных и общих нарушений в организме, методы изучения диагностических моделей челюстей, антропометрического, фо­тометрического и телерентгенологического исследований голо­вы, а также кистей рук. Изложены принципы планирования лечения и его ускорения. Большое внимание уделено профилак­тике зубочелюстных аномалий в различных возрастных периодах и методам их комплексного лечения. Отмечены особенности оказания ортодонтической и протетической помощи при поро­ках развития лица и челюстей.

Для ортодонтов.

ББК 56.6

ISBN 5-225-01053-9 О Издательство «Медицина»,

Москва, 1982 © Коллектив авторов, 1999

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без пред­варительного письменного разрешения издателя.


Ортодонтия — бурно развивающийся раздел стоматологии, занимающийся изучением этиологии и патогенеза зубочелюст­ных аномалий, совершенствованием методов их диагностики, разработкой способов профилактики и устранением аномалий положения зубов, формы зубных дуг, нарушений прикуса, уп­равлением ростом челюстей, нормализацией функций зубоче-люстной системы, устранением эстетических нарушений, изу­чением влияния зубочелюстных аномалий на развитие смежных органов и организма в целом.

Проблема оказания ортодонтической помощи детям, под­росткам и взрослым остается актуальной, поскольку зубочелю-стные аномалии имеют значительное распространение. В связи с расширением представлений о взаимосвязи аномалий при­куса с общими нарушениями в организме требуется качествен­но новый подход к организации ортодонтической помощи в нашей стране. В настоящее время наметилось шесть основных направлений ее развития с учетом возраста лиц, нуждающихся в лечении, и специфики врачебных мероприятий: 1) профи­лактическая ортодонтия среди организованных детских коллек­тивов; 2) специализированное лечение детей в условиях укруп­ненных ортодонтических отделений или кабинетов; 3) орто­донтическое лечение подростков и допризывников; 4) орто­донтическое лечение взрослых; 5) ортодонтическое лечение и зубочелюстное протезирование больных с врожденными несра­щениями в челюстно-лицевой области в системе их комплек­сного лечения; 6) ортодонтическое лечение в условиях стаци­онара как предварительный и заключительный этапы после хирургического устранения зубочелюстно-лицевых аномалий.

В результате планомерного укрупнения ортодонтических отделений для детей и организации отделений или кабинетов для Лечения подростков и взрослых назрела необходимость в профилированной подготовке кадров для оказания этого вида помощи и в связи с этим — в переиздании «Руководства по ортодонтии». Новое издание подготовлено в основном коллек­тивом кафедры ортодонтии факультета усовершенствования



врачей-стоматологов Министерства здравоохранения РФ, заве­дующим кафедрой стоматологии детского возраста того же факультета, заведующими кафедрами ортопедической стомато­логии Казанского, Львовского, Полтавского медицинских институтов, заведующим курсом детской стоматологии Азер­байджанского медицинского института. В руководстве обобще­ны результаты многолетних и многогранных клинических на­блюдений и научных исследований.

Во второй половине XX века в нашей стране и за рубежом достигнуты значительные успехи при разработке новых методов дифференциальной диагностики, функциональных и механи­ческих методов лечения аномалий прикуса. Недостаточное зна­комство с достижениями ортодонтии приводит в практической работе к применению устаревших, малоэффективных методов лечения, неправильному техническому изготовлению новых конструкций ортодонтических аппаратов и клиническим ошиб­кам.

Несмотря на увеличение научно-практической информации по ортодонтии, некоторые важные вопросы остаются недоста­точно освещенными. Мало внимания уделяется планированию ортодонтических мероприятий при лечении детей, страдающих кариесом зубов, заболеваниями краевого пародонта, и детей с плохим гигиеническим состоянием полости рта. Имеются лишь разрозненные данные о зависимости сроков и объема ортодон-тического лечения от выраженности морфологических и фун­кциональных нарушений, а также от контакта пациента с лечащим врачом. Недостаточно сведений об оказании ортодон-тической и протетической помощи при зубочелюстных анома­лиях, обусловленных врожденными пороками развития лица и челюстей, а также повреждениями зубочелюстной системы. На освещении этих вопросов был сделан акцент в первом издании руководства.

В настоящее время открываются новые возможности изуче­ния причин возникновения зубочелюстных аномалий, их ди­агностики и разработки методов лечения. Большие надежды возлагаются на медико-биологические и медико-генетические исследования. В связи с этим при подготовке второго издания руководства авторы постарались осветить ряд актуальных воп­росов.

С целью улучшения качества диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий, а также уточнения прогноза лечения отмечены необходимость медико-генетического консультиро­вания больных, изучения направления роста челюстей и учета оссификации скелета, а также сотрудничества больного с врачом, планирования объема и срока не только ортодонтического, но и комплексного лечения.


Впервые рассмотрены вопросы диспансеризации, проводи­мой ортодонтом. Подробно описаны методы ортодонтической диагностики, особенно рентгенологической: методы экспресс-диагностики, расшифровки телерентгенограмм лицевого ске­лета с применением специальных устройств и телерентгеноме-ра. Перспективно усовершенствование методов рентгенокине-матографической и голографической ортодонтической диагно­стики. Особое значение имеет разработка методов диагностики с помощью электронно-вычислительных машин. Авторами описан собственный опыт компьютерной диагностики анома­лий прикуса.

Зубным аномалиям, т. е. аномалиям величины, формы, цвета, числа и структуры твердых тканей, посвящена самостоятельная глава.

Большое внимание уделено современным методам ортодон­тического лечения. Впервые в нашей стране описаны исполь­зование эджуайз-техники, магнитотерапии, бюгельных конст­рукций ортодонтических аппаратов, конструктивные особен­ности и технология изготовления новых аппаратов, а также применение клеевых композитных материалов для непосред­ственного крепления деталей аппаратов на зубах.

Более детально изложены вопросы комплексного лечения: ортодонтические показания к удалению отдельных зубов, при­менение электростимуляции и вакуум-терапии с целью уско­рения ортодонтического лечения. Указаны гигиенические осо­бенности ухода за полостью рта и кормления больных, пользу­ющихся сложными конструкциями ортодонтических аппаратов.

Авторы руководства с благодарностью примут все критичес­кие замечания читателей.



Глава 1

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ И ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

1.1. Эпидемиологическое изучение

зубочелюстных аномалий и нуждаемость в ортодонтическом лечении

Изучение распространенности и нозологических форм зубоче­люстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет научный интерес. Данные такого рода исследова­ний используются для разработки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий и специализирован­ной лечебной помощи.

В 20—40-х годах научные исследования в области эпидеми­ологии зубочелюстных аномалий были единичными. Значитель­но большее внимание уделено этому вопросу за последние три десятилетия, о чем свидетельствует возросшее количество публикаций.

На основании статистического анализа данных эпидемиоло­гических исследований, опубликованных в 1200 источниках отечественной литературы за период с 1947 по 1976 г., уста­новлено, что общее число обследованных составило 466 821 человек в возрасте до 59 лет; определена средняя частота зу­бочелюстных аномалий, а также их отдельных нозологических форм и нарушений функций [Хорошилкина Ф. Я. и др., 1978]. Распространенность зубочелюстных аномалий колебалась от 11,4 до 71,7%, что зависело от методического уровня исследований, профессиональной подготовки врачей, ошибок репрезентатив­ности.

Анализ литературы по географическому признаку позволил установить, что эпидемиологические исследования проводи­лись только на 22,2% территории СССР. Большая часть их была выполнена в РСФСР, Украинской ССР и Латвийской ССР.

Зубочелюстные аномалии в среднем встречались у 33,7% обследованных, в столицах союзных республик и крупных промышленных городах — у 37%, в период молочного прику­са—у 24%, в период сменного — у 49%, в период постоянного, в возрасте до 17 лет — у 35%. Число аномалий в период от начала формирования молочного прикуса до начала сменного увеличивалось на 25%, в период постоянного прикуса оно уменьшалось на 14%, т. е. саморегуляция зубочелюстных ано­малий наблюдалась в среднем у 11% обследованных. Зубочелю-


стные аномалии обнаружены у сравнительно небольшого кон­тингента обследованных подростков и взрослых. Подростки и взрослые составляют большую часть населения страны, в связи с чем были необходимы детальные эпидемиологические обсле­дования в старших возрастных группах.

Процент зубочелюстных аномалий значительно возрастал у обследованных, страдавших другими стоматологическими забо­леваниями (кариес, пародонтоз), и составлял в среднем 58,5, при наличии общих заболеваний организма он увеличивался до 74,6. При обследовании 2465 детей в первой группе (болевшие) с аномалиями прикуса выявлено 67,2%, а во второй (неболев-шие) — 36,1% пациентов. Отрицательное влияние рахита на зубочелюстную систему отражено в работе Л. В. Ильиной-Маркосян (1961).

Частота аномалий зубов, зубных рядов и прикуса примерно одинакова. Наиболее часто наблюдается нейтральный прикус с аномалиями положения зубов (39%), глубокий (23%), дисталь-ный (20%) и мезиальный (13%).

Нарушения функций зубочелюстной системы — жевания, речи, дыхания, закрывания рта и глотания — встречаются у 40% больных с аномалиями прикуса. При дистальном прикусе они определяются у 69% обследованных [Малыгин Ю. М., 1970].

Для определения распространенности зубочелюстных ано­малий целесообразно применять медико-географическую мето­дику исследования, предложенную Центральным научно-ис­следовательским институтом стоматологии (ЦНИИС), с уче­том научно-практических рекомендаций по применению мето­да эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий, разработанного стоматологическим отделом штаб-квартиры ВОЗ и Комиссией по эпидемиологии стоматологических болезней Международной стоматологической ассоциации (форма ВОЗ/ МСА). Эпидемиологическое изучение проводят по определен­ной схеме, позволяющей максимально полно и в краткой форме зарегистрировать стоматологический и ортодонтический статус. Для подготовки ортодонтической информации к машинной обработке и последующего статистического анализа введен цифровой шифр в виде колонок около каждого признака.

В карте для эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий регистрируют следующую информацию:

1) паспортные и демографические данные;

2) стадию формирования зубных рядов;

3) аномалии числа, формы и величины зубов;

4) аномалии положения зубов;

5) аномалии прикуса — в области передних и боковых сег­ментов зубных дуг в вертикальном, дистально-мезиаль-ном и трансверсальном направлениях;


6) другие выраженные аномалии;

7) необходимость лечения и его разновидность;

8) замечания.

Для ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий у детей от 3 до б лет необходимо выявлять ранние признаки аномалий. Известны следующие морфологические предпосылки, способствующие возникновению зубочелюстных аномалий: ранняя потеря молочных зубов (8,9±2,0%), анома­лии уздечки верхней губы (15,5±2,5%), аномалии уздечки языка (4,2±1,4%), нестершиеся бугры молочных зубов (9,8+2,1%), отсутствие трем между молочными зубами (14,8±2,5%), нали­чие сагиттальной щели между резцами при нейтральном соот­ношении зубных рядов (у 5,2+1,5%). Нарушение функций зу-бочелюстной системы выявлено у 34,2±8,3% обследованных. Чаще других встречалось нарушение дыхания (14,1±2,4%), глотания (11,2+2,2%), реже — нарушение речи (6,8+1,7%) и жевания (2,1±1,0%) [Самохина Е. С, 1974].

По данным Т. М. Кучумовой, частота потери молочных моляров следующая: двух молочных моляров — 12,9±2,9%, трех — 12,112,8%, четырех - 44,6±4,3%, пяти - 10,6+2,8%, шести -9,8+2,6%, семи — 5,4+2%, восьми — 4,6±1,8%. Последствиями ранней потери молочных моляров, нарушающими формирова­ние прикуса, являются зубоальвеолярное удлинение в области боковых зубов (28,8±3,9%), мезиальное смещение или наклон первых постоянных моляров (26,8+3,8%), дистальный наклон коронок премоляров, недостаток для них места в зубном ряду и нарушение сроков прорезывания (преждевременное, запоз­далое или ретенция зубов), повороты зачатков этих зубов по оси, снижение высоты прикуса. Наибольшее смещение зубов в сторону дефектов отмечается у детей, потерявших молочные моляры до прорезывания первых постоянных моляров на вер­хней челюсти (поворот моляров вокруг небного корня). Степень смещения зависит от давности потери молочных моляров.

После ранней потери молочных моляров наблюдается нару­шение функций зубочелюстной системы: смещение нижней челюсти, снижение эффективности жевания, неправильное положение языка в полости рта. Вредные привычки — прокла­дывание языка между зубными рядами в области дефектов (59+4,3%), присасывание щек (13,8+2,9%) — отрицательно влияют на прорезывание премоляров, их расположение и смыкание, а также ухудшают устойчивость съемных протезов. Установлены прямая корреляция частоты проявления дис-тального (0,77+0,16) и мезиального (0,55±0,19) прикуса с количеством рано потерянных молочных моляров и обратная зависимость для нейтрального (—0,85+0,12) прикуса [Кучу-моваТ. М., 1972].


Большинство зубочелюстных аномалий подлежит ортодон-тическому или комплексному лечению. Некоторые из них вы­ражены настолько слабо, что не приводят к существенным функциональным и эстетическим нарушениям. Нуждаемость детского и подросткового населения в ортодонтической помо­щи колеблется от 35 до 42% [Владиславов А. Л., 1968; Зво-линская Р. М., Демнер Л. М., 1970; Малыгин Ю. М., 1971; Снагина Н. Г., 1972; Каламкаров X. А. и др., 1973; Телебаева Г. Т., 1973; Акодис 3. М., 1974; Самохина Е. С, 1974]. У 33,6% обсле­дованных дошкольников с правильно сформированным при­кусом дистальная поверхность вторых молочных моляров на­ходилась на одном уровне в одной вертикальной плоскости, у 66,4% имелась мезиальная ступень. Низко прикрепленная уз­дечка верхней губы лишь у 48,7% сочеталась с диастемой. В возрасте от 3 лет до 6,5 года 35,1% детей нуждается в орто­донтической профилактике и 12% — в ортодонтическом лече­нии. С возрастом процент нуждающихся в специализированном лечении возрастает. В период сменного прикуса (в 7—8 лет) нуждаемость в профилактических мероприятиях составляет 24,6%, в аппаратурном лечении — 36,9%, в период постоян­ного прикуса — соответственно 7 и 40%.

Выявлена нуждаемость детей в различных видах лечебно-профилактической помощи. Поданным Е. С. Самохиной (1974), она составляет: в хирургическом лечении — 10,9±2,2%, в логопедическом обучении — 6,7+1,7%, в миотерапевтическом лечении — 6,2+1,7%, в помощи оториноларинголов — 9,5+2,0%, в терапевтическом стоматологическом лечении — 8,1 + 1,9% и в зубочелюстном протезировании — 8,9+1,8%. После ранней потери молочных моляров нуждаемость в различных видах лечения, по данным Т. М. Кучумовой, несколько иная: в протетическом — 85,2+1,8%, в ортодонтическом — 62,5±2,5%, в хирургическом — 29,6+2,3%, в миотерапевтическом — 49,3+2,5%, в логопедическом обучении — 11,2+1,6. Для устра­нения зубочелюстных аномалий необходимо сочетать методы лечения.

Поданным Ю. М. Малыгина, определение фактической нуж­даемости в ортодонтической помощи важно для решения воп­роса о выборе способов медицинского обслуживания населения. В течение года ортодонт должен отработать 289—290 рабочих дней и обеспечить 3625 посещений. На его участке среди 10 000 детей — около 3000 больных с зубочелюстными аномалиями (33,7%), и каждому в течение года ортодонт может дать 1,3 посещения. За это время невозможно не только вылечить, но и детально обследовать больного. По данным ряда авторов, средняя продолжительность лечения различных зубочелюстных деформаций составляет 30—40 мес (2,5—3,5 года).


В настоящее время имеются сведения о средней продолжитель­ности ортодонтического лечения (в месяцах) и объеме лечебных мероприятий (в посещениях) в зависимости от степени выражен­ности морфологических и функциональных нарушений и труд­ности их лечения (в баллах). Расчеты показали, что 1 ортодонт может вылечить за 1 год в среднем 130 больных, а нуждаются в лечении на его участке в среднем 2812. Становится очевидным, что при имеющемся количестве ортодонтов невозможно оказать помощь столь большому числу больных. Однако нельзя рассчи­тывать только на экстенсификацию, т. е. увеличение штатного ко­личества ортодонтов. Необходимо изыскивать внутренние резервы для интенсификации ортодонтической помощи. Один из путей — внедрение участково-территориального принципа организации ор­тодонтической и детской стоматологической помощи, разработка комплексной стоматологической профилактики и ортодонтичес­кой диспансеризации.

Т. И. Коваленко (1985) при обследовании взрослых от 17 до 60 лет обнаружила зубочелюстные аномалии у 30,9+1,1%. Наибольшее число больных (32,7±2,0%) было в возрасте от 21 года до 30 лет. Аномалии зубных рядов составили 53,5+2,4%, аномалии прикуса — 46,5±2,4%. Дефекты зубных рядов отме­чены у 57,1 ±2,0% обследованных, т. е. чаще, чем в отсутствие аномалий (42,5+1,2%; р < 0,05).

Кроме зубочелюстных аномалий, обусловленных нарушени­ями развития и роста тканей и органов зубочелюстной систе­мы, наблюдаются вторичные деформации зубных дуг в резуль­тате кариозного разрушения отдельных зубов, их расшатывания при парафункциях и заболеваниях пародонта, после ранней потери, вследствие привычного смещения нижней челюсти, при заболеваниях височно-нижнечелюстных суставов, в резуль­тате травмы, хронических воспалительных процессов, онколо­гических заболеваний, ошибок, допускаемых при зубочелюс-тном протезировании и др.

Нарушения прикуса наиболее выражены при ослаблении организма в связи с общими нарушениями и старением.

Основные причины обращения взрослых больных с зу-бочёлюстно-лицевыми аномалиями к ортодонту — это на­рушения эстетики лица, смыкания губ, положения пере­дних зубов, видимых при разговоре, и улыбке, их цвета, формы, величины, затруднения при откусывании и пере­жевывании пищи, неприятные ощущения и боль в области десен, альвеолярного отростка, твердого неба, височно-нижнечелюстных суставов, чувство утомления в жеватель­ных мышцах.

Расширение представлений о взаимосвязи аномалий прику­са с общими нарушениями организма требует качественно нового


подхода к организации ортодонтической помощи, подготовке кадров ортодонтов (врачей и техников), среднего медицинско­го и вспомогательного персонала.

1.2. Принципы организации ортодонтической помощи

Распространенность зубочелюстных аномалий у детей и под­ростков, значительный объем профилактических и лечебных мероприятий по ортодонтии вызывает необходимость органи­зации стоматологической помощи, при которой каждый нуж­дающийся в ней может получить необходимый комплекс ле­чебных мероприятий.

Организация работы в ортодонтическом кабинете или отделе­нии. Ортодонтическое отделение или кабинет оснащают обору­дованием, инструментарием и другими изделиями индивиду­ального пользования (из расчета на одну врачебную должность), а также оборудованием, инструментарием и другими издели­ями для коллективного пользования. Рабочее место врача дол­жно быть оборудовано с учетом эргономики, т. е. такой системы движения врача по кабинету, при которой затраты физических сил и времени наименьшие.

Предусматривают место для хранения диагностических мо­делей челюстей больных, находящихся на лечении, и рентге­новских снимков (телерентгенограммы головы, ортопантомо-граммы челюстей и др.).

Объем лечебно-профилактических мероприятий для детско­го населения, прикрепленного к поликлинике, планируемый на год, должен соответствовать реальным возможностям всех звеньев лечебного учреждения, включая зуботехническую ла­бораторию. В комплекс лечебной помощи больным с зубоче-люстными аномалиями включаются следующие мероприятия: профилактика, аппаратурное ортодонтическое, хирургическое, терапевтическое и протетическое лечение, физиотерапия, миотерапия, логопедическое обучение, помощь оториноларин­гологов, психоневрологов и других специалистов.

При составлении плана работы ортодонтического отделения необходимо:

1) уточнить потребности в ортодонтической помощи раз­личных возрастных групп детского населения;

2) определить объем всех видов специализированной помо­щи при лечении ортодонтического больного;

3) изыскать штатные и материальные резервы и эффективно использовать их;

4) применять новые организационные формы работы, на­учной организации труда (НОТ), системы учета, анализа


 




и планирования, определения затрат рабочего времени ортодонта и обслуживающего персонала. Осуществление этих мер обеспечивает плановую рациональную систему оказания ортодонтической помощи детскому и подрос­тковому населению. Должны быть определены задачи и функции каждого сотруд­ника поликлиники соответственно уровню его квалификации и объема работы. Их излагают в инструкциях для заведующего ортодонтическим отделением, ортодонта, медицинской сестры ортодонтического отделения. Учитывая, что экстенсивное раз­витие ортодонтической службы небеспредельно, необходимо наряду с увеличением штатов ортодонтов изыскивать и реали-зовывать интенсивные способы развития этого вида помощи. Положительные результаты могут быть достигнуты при внедре­нии НОТ в работу как ортодонтических подразделений, так и всей поликлиники. Хронометраж позволяет установить, что 87% рабочего времени ортодонт затрачивает на основную работу (прием больных, ведение истории болезни, консультации, беседы с родителями), а остальные 13% — на вспомогательную (работа с зубным техником, архивом, служебные разговоры, конференции, совещания и т. д). Использовать резервы време­ни, сократить его потери, организовать ритмичную работу отделения можно при четкой взаимосвязанной работе персо­нала поликлиники.

Рациональное использование времени врача зависит от сте­пени привлечения медицинской сестры к участию в лечебной работе. Для освобождения медицинских сестер от подготови­тельной работы целесообразно иметь штатные должности об­служивающего персонала без медицинского образования (дис­петчеры) из расчета одна должность на 3 должности ортодон­тов. Вызов больных открыткой или по телефону в поликлинику осуществляется через диспетчера отделения и регистратуру поликлиники, вызов больных в кабинет — с помощью мик­рофонной связи.

Количество посещений больными врача в утренние часы и летние месяцы ниже нормы, что объясняется спецификой работы с детским и подростковым контингентом. Это снижает годовую нагрузку ортодонта. Графики работы рекомендуется составлять с учетом закономерности обращения больных, т. е. планировать максимальное число ортодонтов в часы и дни, наиболее удоб­ные для населения.

Облегчают работу штампы-клише, готовые рецепты, бланки для регистрации результатов обследования детей и др. Целесо­образно применять учетную форму по ортодонтии, позволяю­щую провести количественный и качественный анализ пока­зателей работы как отдельных врачей, так и всего ортодонти-


ческого отделения. Форма «Учет работы ортодонта» позволяет вести учет больных, явившихся на прием для получения ор­тодонтической и зубопротезной помощи, рассчитать среднее число посещений за период лечения, сравнить число больных, принятых на лечение и окончивших его в течение месяца.

Планирование помощи в зависимости от степени трудности ортодонтического лечения и оценка эффективности работы орто­донта. Оценку эффективности работы ортодонта проводят по следующим количественным показателям:

1) трудовые единицы;

2) число больных, принятых в течение 1 ч, 1 рабочего дня, 1 мес, 1 года;

3) число больных, у которых ортодонтическое лечение за­кончено;

4) число детей, находящихся под наблюдением в каждой диспансерной группе, и их перемещение из одной груп­пы в другую.

Затраты времени ортодонта на одного больного составляют в среднем 24±0,7 мин, а средняя нагрузка на один рабочий день при шестидневной рабочей неделе 12,5 посещения, при пяти­дневной — 15 посещений. В течение рабочего для ортодонт должен выполнить 15 трудовых единиц при шестидневной рабочей неделе или 18 при пятидневной. Для оценки качественных показателей работы ортодонта и ортодонтического отделения в целом учи­тывают число принятых больных с различными нозологичес­кими формами зубочелюстных аномалий, длительность и эф­фективность их лечения.

Учет зубочелюстных аномалий по нозологическим формам недостаточен для выбора плана лечения, оценки достигнутых и прогнозирования отдаленных результатов, поскольку для больных, в том числе с одинаковыми заболеваниями, требу­ются различная продолжительность лечения, разный объем мероприятий, что в значительной мере зависит от учета сте­пени выраженности морфологических и функциональных на­рушений в зубочелюстной системе и трудности их устранения. Метод определения степени трудности ортодонтического лече­ния в баллах (по Зиберту—Малыгину) позволяет отразить многообразие клинических проявлений зубочелюстных анома­лий в количественной форме, определить объем лечебных мероприятий, сопоставить особенности лечения различных аномалий прикуса, оценить результаты и эффективность при­мененных методов лечения. Это в свою очередь способствует решению вопросов организации и планирования ортодонти­ческой помощи (см. таблицу).

Установлено, что наибольшее число составляют больные с зубочелюстными аномалиями, которым необходимо ортодон-


 




           
   
 
   
 
 

Ф. и. о.
Пол

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ТРУДНОСТИ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ

Возраст.

. Дата обследования.

 

 

 

Лечебные мероприятия Оценка, баллы Количество баллов у больного
  верхняя челюсть о/^от^/л
  нижняя челюсть всего
Исправление формы зубного ряда      
Число зубов или групп зубов, подлежащих перемещению: 1—2 зуба одна группа зубов все группы зубов 1 2 3    
Величина перемещения, мм: 1-3 3-5 5 и более 1 3 5    
Вид и направление необходи­мого перемещения зубов: с благоприятным наклоном с неблагоприятным » корпусное перемещение 1 3 5    
Используемая опора: реципрокная стационарная 1 5    
Реактивность больного: благоприятная хорошая неблагоприятная 1 3 5    
Установление нижней челюсти в правильное положение      
Величина необходимого изме­нения прикуса: 1—2 мм до 0,5 ширины коронки лремоляра 0,5—1 ширина коронки премоляра 1 3 5    
Локализация: односторонняя двусторонняя 1 3    
Направление, в котором не­обходимо изменить прикус мезиальное      

Продолжение

 

 

 

 

Лечебные мероприятия Оценка, баллы Количество баллов у больного
  верхняя челюсть всего
  нижняя челюсть
латеральное ди стальное Реактивность больного: благоприятная хорошая неблагоприятная Нормализация функций зубо-челюстной системы: закрывания рта жевания речи дыхания глотания 3 5 1 3 5 1 2 3 4 5    
Итого...      

Примечания.

1. Наклонное перемещение зубов: а) благоприятное — мезиальное перемещение боковых зубов, протрузия или ретрузия передних; б) не­благоприятное — небное или дистальное перемещение боковых зубов, латеральное — передних, зубоальвеолярное удлинение или укороче­ние, поворот зубов по оси.

2. Опора: а) реципрокная, когда сила противодействия использу­ется для лучшей опоры ортодонтического аппарата и перемещения опорных зубов; б) стационарная, когда опорная часть ортодонтичес­кого аппарата должна оставаться неподвижной.

тическое лечение I степени трудности (лечение простое до 27 баллов), в 3 раза меньше — II степени (лечение средней труд­ности 28—40 баллов), в 10 раз меньше — Шстепени (лечение трудное 41—54 балла) и 0,3% — IV степени (лечение очень трудное — 55 баллов и более). Статистический анализ варьи­руемых величин подтверждает правомерность суммарного изу­чения зубочелюстных аномалий в зависимости от степени выраженности морфологических и функциональных наруше­ний и трудности их устранения. С помощью регрессивного анализа Ю. М. Малыгиным и А. М. Белым (1975) математически рас­считано количество планируемых посещений больными врача, длительность лечения и затраты трудовых единиц в зависимости от степени его трудности (табл. 1.1).


 




       
   
 
 


Определив степень трудности лечения, врач в зависимости от конкретного количества баллов определяет по табл. 1.1 сред­нюю продолжительность лечения, количество необходимых по­сещений больным врача и требующихся трудовых единиц. На­пример, у больного II степень трудности лечения (35 баллов). По таблице находят, что для лечения требуется 20 мес, 39 посещений больным врача и затрата 48 трудовых единиц.

В табл. 1.1 приведены средние выравненные показатели. В связи с этим может возникать некоторое несоответствие между рас­четным и фактическим количеством посещений и месяцев лечения, зависящих от примененных методов, качества орто-донтической техники и др. Использование расчетной таблицы способствует научной организации труда, улучшению плани­рования ортодонтической помощи, пересмотру нормы рабочей нагрузки ортодонта с учетом числа принятых и вылеченных больных при различной степени трудности лечения. Этот метод пригоден для оценки эффективности различных способов ортодонтического и комплексного лечения.

И. В. Токаревич обобщил данные о продолжительности ле­чения дистального прикуса с протрузией передних зубов вер­хней челюсти, о количестве посещений больным врача и зат­раченных в процессе лечения трудовых единиц в зависимости от возраста пациентов, выраженности морфологических и функциональных нарушений и трудности их устранения. Про­гнозированные данные совпадали с фактическими при лечении дистального прикуса ортодонтическими аппаратами, правиль­ность методики Малыгина—Белого была подтверждена. При ком­плексном лечении после предварительного удаления отдель­ных зубов по ортодонтическим показаниям автор установил, что фактические величины меньше планируемых: по продолжи­тельности лечения на 8,06±0,99 мес, по объему лечебных ме­роприятий — на 14,73+1,41 посещения больным врача и на 14,05+1,83 трудовой единицы, затраченной на лечение (табл. 1.2). Для сравнения количественных характеристик автор произ­вел перерасчет продолжительности комплексного лечения и объема мероприятий на 1 балл трудности лечения. Продолжи­тельность лечения комплексным методом оказалась меньше на 0,18±0,036 мес, объем мероприятий — меньше на 0,23+0,056 посещения больным врача и на 0,2±0,072 трудовой единицы. Полученные данные подтвердили мнение Ф. Я. Хорошилкиной (1970) и Ю. М. Малыгина (1976), что применение комплекс­ных методов лечения дистального прикуса сокращает его сроки. И. В. Токаревич учел также возраст пациента, оказывающий, по его данным, отрицательное корреляционное влияние на размеры изученных параметров. Автор подтвердил целесообраз­ность применения таблиц для прогнозирования длительности


 
 


Таблица 1.2. Прогнозирование продолжительности и объема лечеб­ных мероприятий при устранении дистального прикуса с протрузиеи резцов верхней челюсти после удаления отдельных зубов

 

 

    Продолжи- Об1ем лечебных
Трудность лечения тельность мероприятий
степень оценка, ного количество количество
  баллы лечения, мес посещений трудовых единиц
I (лечение простое)   11,8 19,0 31,0
II (лечение средней   12,4 20,0 32,4
  13,0 21,5 33,9
трудности)   13,7 22,5 35,4
    14,3 23,5 36,8
    15,0 24,5 38,3
    15,6 26,0 39,8
III        
(лечение трудное)   16,2 27,0 41,2
    16,9 28,0 42,7
    17,5 29,0 42,2
    18,1 30,5 45,6
    18,8 31,5 47,1
&nb
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...