Технология формирования генерального бюджета.
Формирование бюджета – это процесс формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы. Для составления бюджетов рекомендуется иметь на предприятии стандарты по составлению бюджета, которые содержат инструкции и схемы организационных потоков. Использование стандартов помогает построить бюджет, оценить выполнение, проанализировать и способствовать принятию правильного решения. Когда работа выполнена, фактические данные сравниваются со стандартом для выявления отклонений. Эта обратная связь помогает совершенствованию норм. Техника составления бюджета, последовательность его формирования определяется руководителем предприятия. Применительно к практике отечественных предприятий следует придерживаться порядка формирования бюджетов (рис. 14)
Рис. 14. Последовательность составления бюджетов Конечно, представленная схема планирования носит упрощенный характер и не отражает всех взаимосвязей составляемых планов. Рассмотрим предметное содержание представленных на данной схеме бюджетов. Процедура планирования начинается с составления бюджета реализации. Бюджет реализации (план продаж) показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл. 9). Таблица 9 - Бюджет продаж
Подготовка бюджета продаж - самый ответственный момент в процедуре планирования. Во-первых, в последовательности составления планов он стоит первым, поэтому любое искажение показателей в плане продаж скажется на всех последующих планах. Во-вторых, как никакой другой, план продаж непосредственно связывает предприятие с внешней средой - покупателями.
При подготовке плана продаж должны быть учтены две группы факторов - внутренние и внешние. Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием. К ним могут относиться, например: - возможности проектирования новых продуктов (предприятие не может разработать продукт, который требуется покупателю); - уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, предприятие не имеет необходимого оборудования); - уровень производственных мощностей (предприятие не способно производить продукт в необходимом покупателю количестве и в необходимые сроки); - отсутствие необходимых материалов (или средств для их приобретения); - и т.д. Поскольку данные факторы связаны с самим предприятием, определение их величины не составляет особого труда. Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде. К ним, например, могут относиться: - уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний; - эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен); - платежеспособность покупателей и динамика ее изменений; - сложившаяся доля предприятия на данном рынке; - количество и поведение конкурентов; - общая экономическая ситуация в стране и т.д. Очевидно, что крайне затруднительно достаточно точно определить количественные и качественные значения перечисленных факторов. Тем не менее, они должны быть учтены при формировании бюджета продаж. При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. Далее на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:
- математические методы (средних квадратов, трендовый анализ); - экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров). На основе данных, сформированных в бюджете продаж, формируется бюджет производства. Бюджет производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде (табл. 10). Таблица 10 - Бюджет производства
Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов, следует воспользоваться балансовым уравнением. В общем виде его формула выглядит следующим образом: Запасы Поступление Выбытие Запасы на начало + запасов в = запасов в + на конец периода течение периода течение периода периода Применительно к плану производства балансовое уравнение примет следующий вид: Запас Запас Выпуск Количество готовой готовой готовой = реализуемой + продукции - продукции продукции продукции на конец на начало периода периода С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода: Запуск Выпуск НЗП на НЗП на продукции = готовой + конец - начало продукции периода периода На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах. Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию (табл. 11). Таблица 11 - Бюджет прямых материальных затрат
При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запасы, то есть для проведения расчетов используется рассмотренное выше балансовое уравнение:
Количество Производственная Запасы Запасы заготавливаемых = потребность в + материальных - материальных материальных материальных ресурсов на ресурсов на ресурсов ресурсах конец периода начало периода Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде (табл. 12). Таблица 12 - Бюджет прямых затрат на оплату труда
План потребности в мощностях отражает необходимый для выполнения плана производства фонд рабочего времени оборудования и затраты, связанные с использованием оборудования в предстоящем периоде (табл. 13). Таблица 13 - План потребности в мощностях
Бюджет общепроизводственных затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана (табл. 14). Таблица 14 - Бюджет общепроизводственных затрат
Бюджет цеховой себестоимости содержит информацию о себестоимости видов продукции и затратах на производственную программу в предстоящем бюджетном периоде (табл. 15).
Таблица 15 - Бюджет цеховой себестоимости
Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты на содержание в предстоящем бюджетном периоде обеспечивающей инфраструктуры по предприятию в целом (табл. 16). Таблица 16 - Бюджет общехозяйственных затрат
Бюджет коммерческих затрат отражает затраты, связанные со сбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде. Поскольку часть статей коммерческих затрат может носить прямой характер по отношению к видам продукции, а часть - косвенный, желательно при составлении бюджета коммерческих затрат разделить затраты на две названные группы (табл. 17). Таблица 17 - Бюджет коммерческих затрат
Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде.
"Доходная" часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации. "Расходная" - на основании бюджета цеховой (производственной) себестоимости, бюджета общехозяйственных затрат, бюджета коммерческих затрат (табл. 18). Таблица 18 - Бюджет доходов и расходов
Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования (табл. 19). Таблица 19 - Бюджет инвестиций
Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути - это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе. Бюджет движения денежных средств призван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным. При подготовке бюджета движения денежных средств используется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из бюджета продаж берется информация о суммах поступления денежных средств от реализации продукции. Из бюджета прямых материальных затрат - информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда - информация о суммах выплат по заработной плате и социальным отчислениям (табл. 20). Таблица 20 - Бюджет движения денежных средств
Рекомендуется для целей анализа обеспечить сопоставимость и единый формат плана (бюджета) и отчета о движении денежных средств. Прогнозный баланс (расчетный баланс) представляет собой планируемый баланс предприятия на конец предстоящего бюджетного периода. Иными словами, прогнозный баланс есть планируемое соотношение активов и пассивов предприятия, которое складывается в соответствии со структурой активов и пассивов на начало бюджетного периода и изменением в ходе реализации других планов. Прогнозный баланс есть итоговый план, венчающий собой процедуру планирования. Бюджеты могут создаваться для предприятия в целом (консолидированные бюджеты) и для отдельных структурных единиц, называемых центрами финансовой отчетности. Таким образом, под центрами финансовой отчетности понимаются структурные единицы предприятия: для которых формируются планы; которые отчитываются за результаты выполнения планов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|