Посредством дополнительного варьирования
Этим заголовком обозначена очень общая методика частичного контроля или контроля за выводом, которая может быть использована во многих ситуациях, где прямой или полный контроль невозможен. Хотя она применяется главным образом в квазиэкспериментальных условиях, к ней можно прибегать и в экспериментальных ситуациях. С ней связано одно достойное упоминания следствие, согласно которому можно иной раз добиться большей ясности вывода, намеренно понизив качество какой-то части собранных данных. Начнем с примера. Одно из правдоподобных конкурентных объяснений результатов, полученных нами при изучении культурных различий в отношении подверженности оптической иллюзии (Segall et al. [87]), состояло в том, что антропологи, участвовавшие в исследовании, предъявляли визуальные задачи по-разному. Чтобы проконтролировать этот момент, мы совершили шаг, который в настоящее время представляется мне на удивление смелым: мы решили намеренно снизить качество по-
ловины наших данных, собранных в условиях самого строгого контроля. Согласно инструкции, листочки с материалом теста следовало предъявлять в вертикальном положении на расстоянии примерно 1,25 м от глаз испытуемого. Эту инструкцию не так-то легко выполнить, если тот же самый человек должен еще и регистрировать результаты. В Эванстоне наша выборка включала 200 человек, опрошенных подряд при обходе домов. Половина данных была получена по всем правилам, тогда как другой половине испытуемых материал предъявлялся так, как если бы он лежал на поверхности стола, то есть на расстоянии примерно 45 см от глаз и в горизонтальном положении. Предполагалось, что в этом последнем случае результаты проиграют в чистоте, но укажут на вероятную тенденцию отклонения. Эти две формы предъявления материала действительно порождали различия в результатах, но не большие и ни в коей мере не достаточные для того, чтобы объяснить культурные различия, которые были в 5—7 раз больше. В итоге наши выводы были более убедительны, чем в том случае, если бы все эванстонские данные были высшего качества.
Приведем еще один пример из того же исследования. После того как была собрана основная масса данных, появилась публикация, указывавшая на то, что одним из возможных конкурентных объяснений были различия во времени предъявления. Мы «проконтролировали» эти различия, набрав в Эванстоне еще одну выборку и использовав два времени экспозиции: одно — очень короткое, а другое — заведомо превышающее любое время экспозиции, какое только могло иметь место для какой бы то ни было выборки. Здесь, как и в предыдущем случае, полученные различия были слишком малы, чтобы объяснить большие культурные различия. В своей книге, посвященной контролю качества данных, Нейролл [69] относит этнографические исследования, использовавшиеся при количественных межкультурных сравнениях, по качеству к двум или большему числу уровней. Если, к примеру, этнограф прожил в данном ареале свыше двух лет и изучил при этом местный язык, этноописание попадает в разряд высококачественных. Такие переменные, как вера в колдовство
и нетипичные для европейцев положения при рождении детей, считаются скоррелированными с качеством данных: их в большей мере способны подмечать те, кто лучше знаком с местной культурой. В итоге любые две такие переменные обнаруживают между собой ложную корреляцию. Введя показатель вариативности данных по качеству, Нейролл получил возможность исключать или подтверждать наличие таких ложных корреляций.
Занимаясь совершенно иными сравнительно-психологическими лабораторными исследованиями, Биттермен [10] поставил более общий методологический вопрос, по отношению к которому эти качественные вариации являются одной из возможных его иллюстраций: «Мне, конечно, неизвестно, как организовать для рыб такую совокупность условий, которая предъявляла бы точно такие же требования к их сенсорике и моторике, какие предъявляются крысам в некоторой заданной экспериментальной ситуации. Не знаю я и того, как уравнять у этих двух видов уровень побуждения или силу подкрепления. К счастью, однако, возможность значимых сравнений тем не менее остается, так как контроль путем уравнивания мы можем заменить тем, что я называю контролем путем систематического варьирования. Рассмотрим, к примеру, гипотезу о том, что различия кривых, которые вы здесь видите, объясняются не различиями в научении, а в уровне голода. Эта гипотеза предполагает, что существует некий уровень голода, при котором рыбы будут действовать все более успешно. Такую гипотезу нетрудно проверить. Нам остается теперь только варьировать в широком диапазоне уровень голода для различных групп рыб, а мы хорошо знаем, как это делается. Если, несмотря на максимально возможный диапазон варьирования голода, не обнаруживается прогрессивного улучшения в поведении рыб, мы можем отвергнуть гипотезу, связанную с голодом. Путем систематического варьирования могут быть проверены также гипотезы относительно других переменных. В связи с вопросом о научении в измененных условиях я могу здесь лишь сказать, что у крыс прогрессивные улучшения наступают в самых разнообразных экспериментальных условиях. В самом деле, трудно найти такую совокупность условий, в которых в поведении крыс улучшений не наблюдается.
Для рыб, напротив, не получено надежных свидетельств улучшения при варьировании условий в достаточно широком диапазоне» (Bitterman [10, с. 396—410]. В этом плане можно выделить два типа контроля артефактов. Это, во-первых, интерполирующее, или протекающее в определенных рамках, варьирование, при котором дополнительное варьирование охватывает весь диапазон вероятных вариаций или выходит за его пределы. Таковы по своей природе два приведенных примера из области изучения оптических иллюзий. Взятая в качестве средства контроля, такая мера предполагает, что законы по своему характеру линейны или монотонны, то есть что промежуточные величины дадут промежуточный эффект. Обычно это предположение дает вполне разумные основания для того, чтобы счесть опасность неправдоподобной, коль скоро об этом свидетельствуют крайние величины.
Во-вторых, существует экстраполирующее варьирование, при котором нам недоступны все значения данного параметра, и, чтобы осуществить контроль, надо произвести экстраполяцию за пределы исследованного диапазона. Такова, должно быть, проблема испытуемых (респондентов)-добровольцев. Экстраполяция на популяцию, тех, кто не вызвался быть добровольным участником обследования, — вот что нам хотелось бы осуществить, но даже в самом лучшем случае какой-то процент добровольцев необходим. Известная степень контроля будет достигнута в том случае, если мы дополнительно используем в исследовании какую-нибудь ситуацию, более экстремальную по степени добровольности участия, чем та, с которой мы обычно имеем дело. Если в обеих ситуациях проявляется действие одних и тех же законов, мы, основываясь на предположении о монотонности закона, экстраполируем этот результат на ситуацию, где вообще отсутствует добровольность. Предположения, которых мы придерживаемся, представляются здесь интуитивно менее правдоподобными, чем в случае интерполирующего (ограничительного) варьирования, но степень их правдоподобия тем не менее достаточна для того, чтобы считать такой контроль оправданным. Мы и в этом случае приобщаем к делу
известную сумму данных, качество которых намеренно снижено. Использование дополнительного варьирования в качестве средства контроля получает широкое распространение в общепринятой практике классификации респондентов на основе интервью, проведенных после обследования и рассчитанных на выявление степени осознания ими целей экспериментатора, для проверки действия тех же законов в выделенных при этом подгруппах. Мак-Гайр [см. 83] сообщает о своих исследованиях, в которых он пошел еще дальше, намеренно вводя на экспериментальной основе более экстремальные степени осознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|