Б. Повторение с использованием разных методов
В исследованиях артефактов всегда повторяется одна и та же история: весьма обнадеживающий первоначальный эксперимент, построенный по схеме «использование одного воздействия и одного замера», подвергается затем критике с точки зрения конкретных правдоподобных конкурентных гипотез и сопровождается рядом других экспериментов, предполагающих использование либо контрольных групп, подвергаемых дополнительному воздействию, либо измененного метода воздействия, либо измененного метода измерения, пока, наконец, первоначальные данные не получат двойного подтверждения или не будут отвергнуты в пользу какой-нибудь конкурентной интерпретации. Даже там, где поле исследования доступно, а само исследование обходится недорого, этот цикл занимает добрый десяток лет, в чем можно убедиться на примере работы Розенберга [83] с экспериментальным исследованием диссонанса. Поэтому можно лишь приветствовать любую стратегию, которая могла бы сократить эту расточительную процедуру. Познакомившись с описанием средств контроля, представленным в предыдущем разделе о типах артефактов, нетрудно подметить их обобщенный характер и применимость к разнообразным экспериментальным процедурам. Многочисленные методы измерения имеют аналогичное значение. Это наводит на мысль взять за правило программирование гетерометодического повторения
уже на начальной фазе исследования. Так, от всякого диссертационного исследования требовалось бы вводить экспериментальную переменную двумя методически независимыми способами и в каждом случае измерять эффект воздействия двумя независимыми методами. Если какой-нибудь гипотетический закон был первоначально подтвержден в каждом из четырех произведенных таким образом гетерометодических повторений, большая часть потенциально правдоподобных конкурентных гипотез будет сразу же исключена (еще до того, как они будут сформулированы в явном виде). Если все четыре повторения не дали согласованных между собой результатов, а наблюдался ряд значительных эффектов, то соискатель столкнется с интригующей эмпирической загадкой, над которой стоит поразмыслить, но у него не будет искушения высказывать сверхкатегорические теоретические утверждения, что могло бы иметь место, если бы его взору открылась какая-то одна часть этой загадки. Однако выполнять это методическое предписание не рекомендуется. Если я правильно оцениваю наши сегодняшние теоретические успехи и экспериментальные умения, полного подтверждения все равно почти никогда нельзя получить. Описанный процесс в целом был бы более обескураживающим, чем принятая ныне практика, притом настолько, что у многих вовсе пропала бы охота проводить исследования. При нынешних стандартах, не поощряющих публикацию негативных результатов, не подтверждающих новые гипотезы, редакторы журналов почти наверняка отказались бы опубликовать честный отчет, и были бы, вероятно, правы, если смотреть на дело с точки зрения оптимальной коллективной переработки информации (Campbell [20, с. 168—170]). Науке как социальной системе требуется мотивация, достаточная для того, чтобы продуцировать научные исследования в избыточном количестве. Эта мотивация гораздо выше, когда каждый исследователь считает, что он пользуется оптимальным методом, а когда его ожидания подтвердились, верит, что доказал истинную теорию. Какая-то степень сверхоптимизма, возможно, необходима как при предвосхищении еще не сделанного, так и при ретроспективном взгляде на выполненное исследование. Так же обстоит дело и с проблемой артефактов вообще: с точки зрения мотива-
ции самое лучшее, по-видимому, не думать о них заранее как о неотвратимом закономерном аспекте любого исследования, а, напротив, закрыть глаза на их возможность и рассматривать всякого рода возмущение, коль скоро оно возникло, как специфическую аномалию в целеустремленном во всех других отношениях научном поиске. Если избранное нами поприще и в самом деле чрезвычайно трудно, то систематическое появление на свет поражающих воображение результатов, в которых позднее станут подозревать артефакты, в мотивационном плане даже полезно. Они служат подкреплениями, которые побуждают потенциальных первооткрывателей и знающих свое дело критиков (чем поразительнее результат, тем выше репутация беспочвенных заявлений). Это подкрепления и мотивация, побуждающие к экспериментальной работе и эмпирическим исследованиям. И то и другое было бы утрачено, если обратиться к процедуре, успешно страхующей от чрезмерно оптимистических псевдоподтверждений будоражащих умы теорий.
В. Замаскированные эксперименты В естественных условиях
Формальная схема, намеченная в предыдущем разделе, дает полезное общее представление о возможных артефактах и в то же время выделяет один из основных классов правдоподобных конкурентных гипотез. Мы можем обозначить его как осведомленность об экспериментировании, или, как я когда-то назвал его, реактивные настройки. В 1957 г. я писал: «При использовании любого экспериментального плана респонденты могут установить, что они участвуют в эксперименте, и такая осведомленность может привести к эффекту взаимодействия, вызывая реакции на X (экспериментальное воздействие), которых не было бы, если бы X было встречено без установки «Я подопытный кролик». Лазарсфельд [63], Керр [58], Розенталь и Франк [81] выступили с ценными обсуждениями этой проблемы. Такого рода эффекты ограничивают возможности обобщения. Полученные результаты могут быть отнесены только к тем респондентам, у кого естъ
такая осведомленность, н не могут быть распространены на популяцию, у которой в отношении X нет экспериментальных установок.
Этот эффект может давать сдвиг в сторону негативизма вроде нежелания внять какому бы то ни было убеждению или пойти на какое бы то ни было изменение. Это можно было бы сравнить с отсутствием, какого бы то ни было непосредственного эффекта в случае, когда коммуникатор не пользуется доверием (Hovland et al. [55]). Чаще же, вероятно, наблюдается своего рода результат взаимодействия, когда респондент принимает ожидания экспериментатора и снабжает его псевдоподтверждениями. Отчасти имеет место положительная реакция, вероятная в ситуациях, где респондентами являются добровольцы, заинтересованные возможностями, связанными с X. Так, хоуторнские исследования (Roethlisberger, Diskson [77]) иллюстрируют изменения, вызванные осведомленностью об экспериментировании, а не специфической природой X. Проблема реактивных настроек касается всех особенностей эксперимента, которые могут привлечь внимание респондента к факту экспериментирования и его целям. Очевидное предварительное тестирование представляет собой особенно уязвимое звено, поскольку оно сигнализирует о предмете и целях экспериментатора. В случае сообщений, явно направленных на убеждение респондента, о содержании намерений экспериментатора сигнализирует само воздействие X, если только это сообщение не выглядит как часть естественной обстановки. Даже группы, подвергающиеся одному только итоговому тестированию, не составляют исключения: факт итогового тестирования может вызвать тот или иной реактивный эффект. Респондент может сказать себе: «Ага, теперь понятно, почему нам показывали этот фильм». Это соображение оправдывает практику маскировки связи между О (наблюдение или измерение) и X... как, например, путем смены персонала, участвующего в эксперименте, использования различных способов предъявления, включения фрагментов содержания О, которые имеют отношение к X, в некое маскирующее многообразие других тем» (Campbell [19, с. 308—309]).
Многие, хотя и не все, артефакты, отмеченные в работах, посвященных артефактам, можно охватить гипотезой, согласно которой результаты таковы, каковы они есть, только потому, что испытуемые знали, что с ними экспериментируют, а также потому, что степень осведомленности участников экспериментальной группы может быть различной. Таковы по своей природе характеристики, отмеченные Орном, в то время как на эффекты плацебо, рассматриваемые в его обзоре наряду с первыми, это не распространяется, поскольку они, несомненно, присущи также неэкспериментальному медицинскому применению лекарств. Сенсибилизирующее влияние предварительного тестирования, будь оно эмпирически установлено, тоже вошло бы в этот класс, и, возможно, предписывающее влияние предварительного тестирования также проистекает из сознания, что данные предварительного и итогового тестирований подлежат экспериментальному сравнению. Добровольное участие в эксперименте предполагает знание об эксперименте, в котором испытуемые намерены участвовать. Влияние со стороны экспериментатора в целом имеет иную природу (в самом деле, для эффектов Пигмалиона нет надобности в том, чтобы учитель или ученик сознавали, что они участвуют в эксперименте), но эффекты, связанные с влиянием экспериментатора и обязанные своим происхождением сотрудничеству с ним респондента в достижении целей эксперимента, как он их себе представляет, относятся сюда же. Подозрительность, вызываемая намерением экспериментатора, — это чуть ли не синоним используемой здесь главной категории, и меры, вводимые Мак-Гайром, равно как и его экспериментальные процедуры, могут служить конкретной иллюстрацией этого. Боязнь оценки полностью зависит от осведомленности об экспериментировании, судя по крайней мере по тем примерам, которые приводит Розенберг. Эффекты взаимодействия при измерении, которые отмечались при косвенном измерении социальных установок (Campbell [17], Kidder, Campbell [59]), и ненавязчивые измерения (Webb et al. [94]) имеют ту же природу. Вопрос об «экспериментальном реализме» и «примитивном реализме» (Aronson, Carlsmith [5]) во многом связан с проблемой осведомленности. Многие из существующих исследований свидетель-
ствуют об этом, хотя другие — нет. Симуляция (см., например, Broun [14], Kelman [57], Orne [83]) может служить здесь полезной дополнительной альтернативой, но она не может быть заменой, так как осведомленность об эксперименте доводится при ней до крайности. Очевидным средством избежать все эти артефакты является замаскированный эксперимент, в котором респонденты (а то и сами экспериментаторы) не знают, что они принимают участие в эксперименте, не знают, что «с ними экспериментируют». Такие эксперименты лучше всего проводить в естественных, а не в лабораторных условиях не потому, что естественные условия в большей мере репрезентируют объект дальнейших обобщений, а, скорее, потому, что в естественных условиях респонденты не подозревают, что с ними экспериментируют. Лаборатория, как правило, воспринимается именно как совокупность условий, созданных специально для экспериментов.
Этот аргумент может стать еще более убедительным, если мы обратим внимание на то, что большинство лабораторных исследований, характеризующихся большим «экспериментальным реализмом», добиваются его, отвлекая респондента каким-нибудь правдоподобным прикрытием или легендой, в то время как воздействие вводится как неожиданное или случайное событие. Так, Френч [45] собирал группы для дискуссии, а затем, применяя в качестве экспериментального воздействия дым, впускал его в комнату сквозь дверные щели. Орн пользовался «случайной неудачей», а Дарли и Латане [37] —эпилептическим припадком. В некоторых случаях реальный эксперимент проводится среди респондентов, ожидающих своей очереди участвовать в эксперименте. В бесчисленном множестве экспериментов с использованием подставных испытуемых воздействие состоит в выполнении задания кем-нибудь из партнеров. Использовался и такой случайный факт, что один экспериментатор был по происхождению негр, а другой — кавказец (Rankin, Campbell [76]). Респондента часто заставляют поверить, что он является экспериментатором (см., например, Festinger, Carlsmith [42], Milgram [66] и т. д.). Все это попытки использовать естественные факторы ситуации, чтобы избежать эффек-
тов осведомленности об экспериментировании. Становясь достоянием гласности, эти меры утрачивают свою полезность, однако они могут обрести ее вновь, если будут совсем вынесены из стен лаборатории. К настоящему времени социальная психология накопила уже достаточный опыт замаскированных экспериментов в естественных условиях, чтобы обеспечить базу для их зрелой таксономии и методологии. Работы Уэбба и его соавторов [94] могут служить весьма полезным началом, хотя внимание этих авторов сосредоточено скорее на измерении, чем на экспериментальных воздействиях. Аронсон и Карлсмит [5] разрабатывают другой аспект проблемы. Следует упомянуть работу Гросса, Коллинса и Байрен [50], а также Розенблата и Миллера [80]. Однако задача все еще не решена, не будет решена она и в настоящей работе. Тем не менее не повредит делу несколько соображений и иллюстраций. Прежде чем дать иллюстрации, мы остановимся на двух вопросах, чтобы сформулировать точки зрения, нужные для дальнейших оценок. 1. Ограничения, обусловленные содержанием. Все, что нужно для вполне замаскированного эксперимента в естественных условиях, — это какая-нибудь естественная форма контакта с людьми (или с социальными единицами, достаточно малыми и достаточно многочисленными, чтобы, подвергнув их воздействию в случайном порядке, достичь эффективного уравнивания) при требуемом личном характере этого контакта, не вызывающем подозрения, что другие единицы подвергаются воздействиям иного рода, и при возможности для респондентов в тех же условиях давать на воздействие какую-нибудь естественную реакцию, которой можно было бы воспользоваться как релевантным средством измерения эффекта. Коль скоро такие условия должны сохранять естественность, они не могут создаваться произвольно для всех возможных воздействий и с использованием всех возможных мер. Наоборот, их следует своевременно найти. Каждая данная совокупность условий неизбежно будет накладывать серьезные ограничения на те классы проблем, которые могут в ней изучаться. Эти ограничения будут касаться разновидностей экспериментальных переменных, которые могут быть включены в исследование, и доступных форм измерения.
2. Обман, демаскировка (debriefing) и другие этические проблемы. Очевидно, что замаскированные эксперименты в какой-то мере предполагают обман, и, как ясно показали Мак-Гайр [83] и Келмен [57], это нежелательный момент, оправданный разве что соображениями более высокого порядка. Одно из этих соображений — моральная ценность созидания нетривиальной социальной науки. При всяком таком сравнительном взвешивании соперничающих ценностей становятся важными количественные характеристики каждой из них, например масштаб обмана. Если рассматривать страдания того, кто обманывает (экспериментатора), то неявная «белая ложь» не столь болезненна, как злонамеренная «черная» (например, «активный обман» Мак-Гайра), и, хотя и та и другая могут одинаково травмировать реципиента, он также будет склонен признать первую менее аморальной в силу наших языковых привычек. Ложь того и другого типа менее болезненна и не столь аморальна, когда ее ждут и когда она конвенциально оправданна. В связи с неточностью языка и нашей общей способностью опираться на словесные отчеты других людей (Asch [6], Campbell [22]) этот эффект тем выше, чем заметнее выявляется ложь в ситуациях, связанных с высоким престижем. Во всех этих случаях уровень адаптации, обязанный своим происхождением другим сферам общественной практики, служит своего рода релятивистским основанием для сравнения. Какая-нибудь сладкая ложь не столь аморальна в сообществе, где подобные случаи часты, нежели там, где она прозвучала бы впервые. В этом плане замаскированные естественные эксперименты в значительной мере отличаются друг от друга и в принципе не ставят, вероятно, перед исследователем более сложных проблем, чем лабораторные эксперименты. Они, по-видимому, больше опираются на невербальную, или «белую», ложь и меньше — на прямой обман. Они обычно находят себе применение в таких ситуациях словесного общения, которые уже разъедены обманом в большей мере, чем ситуация обучения. Если ложь обнаружена, то смоделированное влияние будет, вероятно, ниже, чем это имеет место в отношениях между профессором и студентом. Однако в естественных условиях обычно отсутствует молча-
ливое соглашение по поводу приемлемой лжи, которое, возможно, достижимо в психологической лаборатории 1. Особняком стоит проблема получения от респондента согласия на участие в эксперименте, — проблема, которая приобрела большую практическую важность теперь, когда стала актуальной для части наших мероприятий по поддержке исследований. В случае тех экспериментов, которые мы собираемся здесь описать, такое согласие — вещь, очевидно, невозможная, коль скоро речь идет о том, чтобы добиться их маскировки и неосведомленности испытуемых. С другой стороны, в условиях, где используются каналы коммуникации, по средствам и размаху представляющие общественный интерес, и эти каналы без всякого разрешения на то свободно используются лицами, не являющимися экспериментаторами, это требование становится просто неразумным. Другая этическая проблема — это вторжение в личную жизнь. Оно не обязательно в замаскированных естественных экспериментах, а иной раз и невозможно. Одну из сторон этой проблемы составляет анонимность регистрационных записей. Однако, когда сбор сведений доверительного и.сугубо личного характера осуществляется таким способом, который дает возможность связать их с именем данного человека, маскировка и отсутствие согласия в любом случае усугубляют опасность вторже- _____________________________________________________________________________ 1 Действительно, на практике, чтобы избежать этических проблем в университетской аудитории, можно было бы, например, в начале семестра собрать всех испытуемых и обратиться к ним с таким заявлением: «Примерно в половине всех экспериментов, в которых вы будете принимать участие в течение этого семестра, потребуется во имя валидности эксперимента полностью или частично держать вас в неведении относительно его истинных целей. Не будет у нас и возможности информировать вас о том, что это были за эксперименты и в чем заключалась их действительная цель, до тех пор, пока не будут собраны все экспериментальные данные. Мы гарантируем вам, что какая бы то ни было опасность или вторжение в личную жизнь исключены и ваши ответы будут анонимны и будут содержаться в полной тайне. А теперь мы просим вас скрепить своей подписью соглашение, составленное по надлежащей форме, которое будет свидетельствовать о вашем согласии участвовать в экспериментах на этих условиях». Тем самым мы попросту сделали бы явным то, что понимается сегодня всеми, не усугубляя, по-видимому, существующую сейчас проблему осведомленности и подозрительности.
ния в личную жизнь. В случае естественного эксперимента проблема разного рода травм, включая унижения и оскорбления личности, стоит не более остро, чем в случае лабораторного эксперимента. Демаскирование, разъяснение респонденту истинной природы эксперимента, извинения за обман и, если это возможно, обеспечение обратной связи в отношении результатов суть процедуры, типичные для открытой лаборатории в университетском городке, но полностью исключенные из замаскированного полевого эксперимента. Хотя такое демаскирование и стало обычным компонентом вводящих в заблуждение лабораторных экспериментов, в этическом плане ему присущи многочисленные изъяны. Оно приносит во много раз большее облегчение экспериментатору, освобождая его от болезненных переживаний, связанных с обманом, чем респонденту, который может узнать из признаний экспериментатора о своей собственной доверчивости, конформности, жестокости или предубежденности. Обеспечивая модель обмана и разглашая его, оно тем самым лишает основательности словесное общение и для респондента, и для экспериментатора. Оно подрывает доверие к лаборатории и снижает пользу, которую мог бы иметь обман в будущих экспериментах1. Аргайл [4], Милтон Рокич (личные сообщения), Столлак [91], Мак-Гайр [83] и Аронсон и Карлсмит [5] обратили внимание на эти изъяны, и они достаточно значительны, чтобы считать оправданным отказ от демаскировки в тех случаях, когда экспериментальное воздействие не выходит за рамки обыденного опыта респондента, представляя собой всего-навсего экспериментальное использование коммуникаций на обыденном уровне. Этот нормальный диапазон, безусловно, превзойден в исследованиях Аша [7], в которых предъявленный материал вступает в резкое противоречие с обыденным опытом испытуемых — простым перцептивным суждением восьми свартморских студентов, или в исследованиях Милгрэма [66], в которых респондент должен был воздействовать сильным разрядом электрического тока на своего товарища по колледжу. Он превзойден, по-видимому, в убеждающих ______________________________________________________________________________ 1 В свете этого представляется тем более примечательным безмятежное повествование о вводящих в заблуждение экспериментах во вступительных курсах психологии.
сообщениях, содержащих вымышленные данные ни поводу весьма серьезных проблем, но не превзойден, вероятно, в большинстве исследований убеждающей коммуникации. В экспериментальной социальной психологии мы исчерпали возможности наших лабораторий. По этой причине мы уже покидаем стены колледжа, отдавая предпочтение средней школе и улице. Гласность погубит в конце концов и эти лаборатории, но это произойдет намного быстрее, и гнев общественности, вызванный обманом, не уменьшится, если мы в ходе замаскированных естественных экспериментов будем заниматься саморазоблачениями. 3. Примеры классических исследований. Госнелл [48] рассылал зарегистрированным избирателям убеждающие сообщения, имевшие целью побудить их к голосованию, и по протоколам избирательных участков определял в дальнейшем, проголосовал ли член той или иной экспериментальной или контрольной группы; он провел, таким образом, никем не замеченный эксперимент, пользуясь рядом сообщений, вполне укладывающихся в пределы нормы. Хотя сегодня не очень-то доверяют протоколам, составленным в избирательных участках Чикаго, к нашим услугам избирательные участки других городов. Это лаборатория, которая к настоящему времени могла бы быть использована сотни раз, однако, насколько мне известно, ею не воспользовались с тех пор ни разу. Хотя тематика здесь крайне узкая, убеждающие сообщения можно было бы варьировать в широком диапазоне экспериментальных параметров, к которым прибегают при исследовании убеждающей коммуникации в лаборатории. Ценность этой лаборатории значительно возросла бы, если бы наряду с информацией о том, проголосовал ли данный избиратель, можно было бы получить сведения о том, как он проголосовал. Хотя применительно к отдельным индивидам эта информация не подлежит огласке, в отношении избирательных участков в целом она является гласной, благодаря чему эти последние и использовались Гартманном [52] в качестве единицы выборки в его классическом исследовании влияния, оказываемого политическими листовками с рациональными или эмоциональными доводами. Пользуясь этим приемом в таком штате, как Калифорния, где избиратели участвуют в
голосовании не только по поводу тех или иных кандидатур, но и тех или иных вопросов, можно проверить обширный класс теорий убеждающей коммуникации. Однако и лаборатория Гартманна больше не использовалась. В подобных исследованиях согласие и демаскирование были бы совершенно неуместными, разве что в сообщениях содержались бы клевета и прямой обман; но в этом случае демаскирование после выборов наверняка вызвало бы бурю вполне законного негодования. Таким образом, диапазон экспериментальных воздействий, конечно, ограничен, но он мог бы тем не менее охватывать и односторонние, и двухсторонние сообщения, экстремальность защищаемых в них позиций или их насыщенность льстивыми эпитетами. И Госнелл, и Гартманн защищали ту позицию, в которую они действительно верили. (Гартманн сам баллотировался в мэры от социалистической партии.) Эта искренность и связанная с ней правдивость были бы утрачены в исследованиях первичности и новизны, в которых защищаются обе противоположные альтернативные позиции, разве что в эксперименте сотрудничали бы экспериментаторы с противоположными убеждениями или экспериментатор получил бы от противоборствующих сторон одобрение на распространение нужных ему сообщений. Это — смещение в сторону «белой лжи». Но, с другой стороны, в эксперименте необходимо манипулировать лишь тем, когда и кому посылать сообщения, чтобы они соответствовали частичному и случайному распределению. (В подобных исследованиях мы часто склонны предавать непропорционально широкой гласности второстепенные вопросы просто потому, что другие сообщения на ту же тему почти отсутствуют.) Пользуясь этой лабораторией при изучении проблемы конформности (Campbell [18]), следовало бы воздержаться от использования в функции обратных связей вымышленных результатов опроса общественного мнения, столь охотно применяемых в лаборатории колледжа, и ограничиться сравнением случаев наличия и отсутствия обратной связи, а также соответствующих источников (избирательный участок, штат или страна), от которых эта обратная связь поступила. В некоторых случаях это ограничение означало бы весьма реальную жертву в отношении ясности и четкости экспериментального вывода, однако предъявление фаль-
сифицированных результатов опроса было бы недопустимым манипулированием голосованием, а это уже совсем иное дело, чем, если бы речь шла не о столь важной акции, как выборы. Замаскированные полевые эксперименты по большей части не имели столь обширной лаборатории и служили от случая к случаю весьма конкретным целям. Так, в одном из исследований конформности Лефкович, Блейк и Мутон [64] моделировали поведение пешеходов при переходе перекрестка на красный свет. «Пешеходы» были в одежде, которая символизировала либо высокий, либо низкий их социальный статус. Отмечалось влияние этого фактора на тенденцию наблюдателя пренебрегать сигналами. Шварц и Сколник [85] варьировали содержание посланий, адресуемых нанимателям с просьбой о предоставлении временной подсобной работы на летнем курорте, и изучали при этом, как влияет на найм сообщение о данных уголовного порядка. Шварц и Орлеане [86] пользовались налоговыми декларациями, чтобы измерить страх, возникавший перед юридическими санкциями. Брайан и Тест [16] предоставляли испытуемому возможность совершить альтруистический поступок, оказав помощь женщине, у которой села покрышка; в одних случаях этому предшествовало предъявление модели поведения по оказанию помощи, в других — нет. Пейдж [70] в случайном порядке делал на ученических работах замечания, содержащие мотивационные суждения, и с помощью последующих проверок измерял впечатление, которое они производили на учащихся. Дуб и Гросс [38] сравнивали реакцию водителей высокого и низкого статуса на стоящий впереди автомобиль, который (в чем и состояло экспериментальное воздействие) не мог сдвинуться с места, когда зажигался зеленый свет. Некоторые из этих лабораторий настолько узки, что трудно представить себе еще какую-нибудь проблему, для решения которой они могли бы подойти; однако некоторые из них могут найти и более широкое применение. Так, ситуацией, созданной Шварцем и Сколником, можно было бы воспользоваться для исследования широкого круга проблем, связанных с презентацией личности и предполагающих обращение к особым, количественным измерениям эффекта. Даже в такой на
первый взгляд узкой методике, как методика утерянных писем, предназначенной для изучения честности (Merrit, Fowler [65]), можно добавить много других переменных. Надписывая на конвертах адреса лиц, принадлежащих к группам, релевантным определенным социальным установкам, Милгрэм (Milgram, Mann, Harter [67]) получил весьма валидные на вид поведенческие количественные меры социальных установок. Гросс [49], оставляя конверты незапечатанными и используя различные варианты в содержании писем, имел возможность оперировать множеством переменных. 4. Использование рабочей силы. Важное значение в экспериментировании имеет специальный контроль за тем или иным отрезком личного времени индивида. Именно эта мера разрывает причинные связи, существующие между прошлыми условиями и экспериментальными воздействиями, и позволяет случайным образом подвергать эквивалентные выборки различным воздействиям. Чем больше этот контроль, тем выше полезность эксперимента во многих отношениях. Одной из таких совокупностей условий является ситуация использования рабочей силы. Я не буду говорить здесь о разработке этой области в прикладных экспериментальных исследованиях, сосредоточенных на проблемах нанимателя и праве выбора, имеющемся у администрации (см., например, Feldman [40], Kerr [58]), и остановлюсь вместо этого на использовании производственной ситуации для исследований в области теоретической социальной психологии. Особенно ярким примером здесь могут служить исследования Адамса [2], посвященные несправедливой оплате за выполненную работу. В них использовались работники, нанятые на короткий срок и занятые в течение неполного рабочего дня, при этом им выплачивалось денежное вознаграждение того же порядка, как испытуемым в обычной лаборатории. Стюарт Кук [30] воспользовался этой ситуацией в своем (до сих пор не опубликованном) классическом исследовании влияния контакта лиц с равным статусом на расовые установки. Сходной ситуацией (бюро по найму) воспользовались Рокич и Мецей [78], чтобы воспроизвести в своем прекрасном исследовании результат, уже наблюдавшийся до этого в более искусственных лабораторных
условиях. (При ближайшем рассмотрении, однако, их результаты указывают на то, что люди впадают в другую крайность, тяготея при межрасовых контактах к честной игре. Эта тенденция симптоматична, возможно, для экспериментальных ситуаций, вызывающих реактивную настройку.) В приведенных в качестве иллюстраций исследованиях испытуемые не подвергались никаким чрезвычайным или опасным воздействиям: просто заранее планировался жизненный опыт, который все равно так или иначе был бы — или мог бы быть — приобретен некоторыми из них. В этих исследованиях демаскирование представляется не только не необходимым, но и, пожалуй, неразумным, а этические проблемы, связанные с обманом, сводятся к минимуму. Но весь вопрос упирается, конечно, в природу самих воздействий. Достаточно вспомнить о таком противоположном примере, как использование ситуации воинской службы для создания реальной угрозы неминуемой гибели (Berkun, Bialek, Kern, Jagi [9]; Dailu Palo Alto Times[36]; Argule [3]), красноречиво свидетельствующем о безнравственном избытке ученого рвения. 5. Контакты в общественных местах. Целый ряд экспериментальных воздействий может быть использован при изучении случайных контактов незнакомых людей. Брайан и Тест [16] ставили на тротуар кружку Армии спасения, а в качестве представителей, собирающих пожертвования, выступали лица различных этнических групп, учитывалось также наличие или отсутствие модели поведения. Фелдман [41] просил местных жителей и приезжих указать правильную дорогу, помочь отправить письмо, а также спрашивал, не ронял ли респондент только что найденную долларовую бумажку. Кук, Бин, Кьяльдини, Кровец и Рей [31] провели интересное исследование, в котором какой-то непривычно развязный, но не опасный на вид незнакомец отпускал комплименты идущим по университетскому городку женщинам; эффект измерялся с помощью нищего, стоящего с протянутой рукой на обочине (а также интервьюеров, которые говорили, что они проводят обследование, и задавали женщинам вопросы относительно их реакций на разного рода комплименты). Милгрэм с сотрудниками собирали для приманки экспериментальные
толпы разного размера и регистрировали число прохожих, которые были ими привлечены. В исследованиях межиндивидуального пространства по методике Соммера [90] использовались ситуации, в которых экспериментатор задает вопросы незнакомым людям, подсаживается к ним в транспорте, в кафетерии и т. д. В этом случае возникает множество возможностей, в том числе и неприемлемые в этическом плане. Ходят слухи об эпилептических припадках, разыгрываемых на улице, о водителях такси — экспериментаторах, устраивающих в пути необъяснимые задержки, чтобы фрустрировать тревожных пассажиров, и т. п. 6. Формирование выборки путем обращения к испытуемым. В исследованиях процесса убеждения чрезвычайно гибкой замаскированной лабораторией служат все те ситуации, в которых к незнакомым лицам обращаются с предложениями, узаконенными обычаем. Естественная реакция на обращение становится, по существу, мерой ответа на воздействие. Предложение о покупке, сбор средств, сбор подписей под воззваниями — вот примеры узаконенных целей, а непосредственная почтовая и телефонная связь или посещение на дому — примеры узаконенных средств. Институты общественного мнения обеспечивают весьма мобильную технологию и персонал для выборочного обследования (и разве существует перевоплощение более артистичное, чем сотрудник такого института, переодетый коммивояжером). Пользуясь в качестве вариантов убеждающего обращения посещениями на дому или почтовой перепиской, мы получаем прекрасную возможность создавать эквивалентность случайным образом, не давая понять респондентам, что с ними проводится эксперимент. (Чтобы уберечь респондентов от подобных подозрений, часто желательно пространственно обособить сравниваемые группы, к которым обращаются с разными предложениями, и тем самым лишить их возможности обмениваться впечатлениями.) В порядке комментария к этике «белой лжи» отметим, что и у экспериментатора, и у визитеров обман вызывал бы значительно меньший дискомфорт, если бы они были действительно заинтересованы в сборе средств или в сбыте продукта, как это часто бывает в соответствующих случаях. В случае сбора средств возможность соответствую-
щей квантификации обеспечивается суммой пожертвования, и даже по комментариям, сопровождающим отказ от пожертвования, можно судить о степени благосклонного отношения респондента к мероприятию, В случае сбыта товаров дихотомическое деление на «проданное» и «непроданное» можно обогатить серией градаций по шкале Гутмана, предоставляя почтовые карточки, которыми респондент может воспользоваться, приняв запоздалое решение о покупке, а также буклеты с дополнительной информацией и т. д. В случае сбора подписей под воззваниями естественная количественная мера дихотомична, но и ею можно воспользоваться для построения градуальной шкалы, да и комментарии респондентов могут быть при этом проанализированы, как при опросах общественного мнения (хотя регистрация комментариев при личном контакте была бы исключена). Иногда можно, не уменьшая правдоподобия, предлагать воззвание в двух вариантах — умеренном и резком. Блейк и его сотрудники (Blake, Mouton, Hain [11]; Nelson, Blake, Mouton [53]), а также Гор и Роттер [47] первыми применили сбор подписей под воззваниями для внелабораторных исследований в университетском городке. Широкое применение в рекламной промышленности находят эксперименты с использованием непосредственного рекламирования по почте. Кук и Инско [32] в качестве экспериментального воздействия использовали письма различного содержания, отправленные по почте. У Брока [13] разнообр<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|