Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вариационный ряд и данные для расчета его параметров




V (оценка от 1 до 9) P (число экспертов) VP V P
       
       
       
       
       
       
Итого: n VP V P

Примечание: строк в таб. 3.1 может быть больше или меньше – в зависимости от числа экспертов, давших одинаковые оценки.

 

б) проводится расчет параметров вариационного ряда:

- средней арифметической величины – :

=

- среднего квадратического отклонения - :

=

- коэффициента вариации – V:

V = 100 (%)

 

7) оценивается вариабельность ряда:

· если коэффициент вариации V 33%, то переходят к пп. 8;

· если V>33% (что говорит о нетипичности мнений экспертов), то проводится второй (третий и т.д.) тур ЭО с новым бланком 3.2. (в соответствии с пп. 4 и ознакомлением экспертов с полученными в предыдущем туре средними оценками).

8) производится расчет ошибки средней арифметической () - m:

m =

9) для каждой величины определяется размах ее колебания (в 95-процентном доверительном интервале): 2m.

10) параметры вариационного ряда каждого признака проставляются в соответствующие графы бланка 3.3.

Теперь для сопоставления самооценки специалиста и экспертных оценок его коллег на бланке 3.1 обозначаются точками красного цвета - отклонения -2m и +2m, которые соединяются соответственно сверху вниз.

В результате получаются 3 графических линий, после чего можно сформулировать следующие выводы:

а) если самооценка выходит за пределы -2m и +2m – самооценка отличается от мнения экспертов;

б) если самооценка не выходит за пределы -2m и +2m – она совпадает с обобщенными мнениями экспертов.

Анализировать профессиограмму можно так:

I. Анализ самооценки специалиста:

- констатация качеств, получивших хорошие оценки;

- констатация качеств с наиболее низкими оценками;

- констатация признаков, получивших средние оценки.

II. Анализ оценки коллег:

- констатация качеств, получивших хорошие оценки;

- констатация качеств с наиболее низкими оценками;

- констатация признаков, получивших средние оценки.

III. Сопоставление самооценки специалиста с мнениями коллег (табл.3.2):

Таблица 3.2

Сопоставление самооценки специалиста с мнениями коллег

Признак Оценка коллег Самооценка Рекомендации
зани-жена совпа-дает завы-шена
  плохая     +   Мнения специалиста и коллег совпадают. Необходимо избавляться от этого признака.
  плохая     + Самооценка специалиста завышена. Необходимо более критически относиться к своим способностям. Нужно избавляться от этого признака.
  средняя +     Самооценка специалиста занижена. Нужно выявить причины этого. Необходимо внимание к этому признаку, как со стороны руководителя, так и самого сотрудника с целью развития этого признака и соответствующего повышения оценки
  средняя   +   Мнения специалиста и коллег совпадают. Но необходимо уделить внимание этому признаку.
  средняя     + Самооценка специалиста завышена. Необходимо более критически относиться к своим способностям.
  хорошая     +           Самооценка специалиста занижена. Необходимо выявить причины этого. Необходимо внимание к данному признаку со стороны самого специалиста.
  хорошая   +   Мнения специалиста и коллег совпадают. Нужно и в дальнейшем поддерживать такой уровень

 

Пояснения к таб.3.2:

Плохая оценка коллег - оценка по 9-мерной масштабной линейке от 1до 3;

Средняя оценка коллег – оценка в пределах 4 - 6;

Хорошая оценка – оценка от 7до 9;

Знак «+» - соответствие самооценки специалиста тому или иному мнению коллег.

 

Рассмотрим сопоставление самооценки работника с коллективным мнением коллег на примере.

Приводимый пример является учебным и условным, используется для иллюстрации и разъяснения описанной методики. Те или иные положения примера не могут считаться единственно верными для всех ситуаций. В каждом конкретном случае перечень оцениваемых признаков отличается и по их названиям, и по количеству. Причем указанные различия могут возникать даже при решении одноименных задач в различных ЛПУ.

Пусть требуется сопоставить самооценку менеджера Иванова Р.И. с мнением его коллег.

На бланке 3.4 приведена профессиограмма специалиста как менеджера. На профессиограмме по горизонтали используется девятимерная масштабная линейка. По вертикали даны четыре группы оцениваемых признаков: управленческие, личностные качества, интеллектуальные и психофизические. Графическая линия, выделенная черным карандашом соответствует самооценке менеджера, красным цветом - отклонениям -2m и +2m.

По данной профессиограмме можно сформулировать следующие выводы.

I. Анализ самооценки специалиста:

1.по управленческим признакам:

a) нет хорошо выраженных признаков,

b) плохо со степенью выраженности лидера, способностью организовать работу, умением довести дело до успеха, необходимыми знаниями и навыками, требовательностью, степенью личной ответственности, терпимостью к разным точкам зрения, решительностью в принятии решений, раскованностью в управленческих делах, способностью к разумному риску, умением управлять в нештатной ситуации, умением организовать взаимодействие, авторитетностью, умением повести за собой людей,

c) нет средне выраженных признаков;

Бланк 3.4

Профессиограмма менеджера Иванова Р.И.

№ пп. Признаки   Плохая Средняя Хорошая
                     
  Управленческие                  
  Степень выраженности лидера            
  Необходимые знания и навыки              
  Способность организовать работу                
  Умение довести дело до успеха            
  Решительность в принятии решений            
  Степень личной ответственности            
  Раскованность в управленческих делах              
  Способность к разумному риску              
  Умение управлять в нештатной ситуации              
  Умение организовать взаимодействие              
  Терпимость к разным точкам зрения            
  Авторитетность              
  Умение повести за собой людей            
  Личностные качества                
  Доступность            
  Справедливость            
  Преданность организации              
  Обязательность, верность слову              
  Честность            
  Интеллектуальные                  
  Общая культура            
  Стремление к учебе, знаниям                
  Новаторство, инициатива              
  Стремление готовить себе смену              
  Рассудительность              
  Владение речью              
  Эрудиция          
  Общая грамотность              
  Психофизиологические                  
  Физическое здоровье              
  Устойчивость к стрессам              
  Работоспособность                  

 

Условные обозначения:

Сплошная кривая – самооценка специалиста;

Прерывистая кривая - отклонения -2m и +2m.

 

2.по личностным качествам:

a) хорошо выражены доступность, справедливость, преданность организации, обязательность, верность слову, честность, порядочность,

b) нет плохих качеств,

c) средне выраженных качеств нет;

3.по интеллектуальным:

a) хорошо выражены общая культура, стремление к учебе, знаниям, новаторство, инициатива, рассудительность, владение речью, эрудиция, общая грамотность

b) нет плохих качеств,

c) средне выражены стремление готовить себе смену;

4.по психофизиологическим:

a) нет хорошо выраженных признаков,

b) плохо с физическим здоровьем,

c) средне выражены устойчивость к стрессам, работоспособность.

 

II. Анализ оценки коллег:

1.по управленческим признакам:

a) нет хорошо выраженных признаков,

b) плохо с необходимыми знаниями и навыками, раскованностью в управленческих делах, умением управлять в нештатной ситуации,

c) средне выражены степень выраженности лидера, способность организовать работу, умение довести дело до успеха, требовательность, степень личной ответственности, терпимость к разным точкам зрения, решительность в принятии решений, способность к разумному риску, умение организовать взаимодействие, авторитетность, умение повести за собой людей;

2.по личностным качествам:

a) хорошо выражены доступность, справедливость преданность организации, обязательность, верность слову, честность, порядочность,

b) нет плохих качеств,

c) средне выраженных качеств нет;

3.по интеллектуальным:

a) хорошо выражены общая культура, стремление к учебе, знаниям, новаторство, инициатива, рассудительность, владение речью, эрудиция, общая грамотность,

b) нет плохих качеств,

c) средне выражено стремление готовить себе смену;

4.по психофизиологическим:

a)хорошо выражены физическое здоровье, устойчивость к стрессам, работоспособность,

b) нет плохо выраженных признаков,

c) нет средне выраженных признаков.

III. Сопоставление самооценки Иванова с мнениями коллег (табл.3.3):

Таблица 3.3

Сопоставление самооценки Иванова с мнениями коллег

 

Признак Оценка коллег Самооценка Рекоменда ции
зани жена совпа дает завы шена
Управленческие: Степень выраженности лидера   средняя +       Самооценка специалиста в основном занижена. Специалисту необходимо пересмотреть свои возможности, может помочь беседа с психологом на предмет реального оценивания своих возможностей. Провести мероприятия по повышению профессиональной подготовки как специалиста (обучение профессиональным знаниям и навыкам, посещение тренингов для повышения управленческих качеств). Особое внимание уделить на занятиях на такие характеристики как необходимые знания и навыки, раскованность в управленческих делах, умение управлять в нештатной ситуации
Необходимые знания и навыки плохая   +  
Способность организовать работу средняя +    
Умение довести дело до успеха средняя +    
Решительность в принятии решений средняя +    
Степень личной ответственности средняя +    
Раскованность в управленческих делах плохая   +  
Способность к разумному риску средняя +    
Умение управлять в нештатной ситуации плохая   +  
Умение организовать взаимодействие средняя +    
Терпимость к разным точкам зрения средняя +    
Авторитетность средняя +    
Умение повести за собой людей средняя +    
Личностные качества: Доступность   хорошая       +       Мнение Иванова и его коллег совпадает, нужно и в дальнейшем поддерживать такой уровень
Справедливость хорошая   +  
Преданность организации хорошая   +  
Обязательность, верность слову хорошая   +  
Честность хорошая   +  
Интеллектуальные: Общая культура хорошая   +   Мнение Иванова и его коллег совпадает. Необходимо закреплять эти качества, уделить особое внимание стремлению готовить себе смену
Стремление к учебе, знаниям хорошая   +  
Новаторство, инициатива хорошая   +  
Стремление готовить себе смену средняя +    
Рассудительность хорошая   +  
Владение речью хорошая   +  
Эрудиция хорошая   +  
Общая грамотность хорошая   +  
Психофизиологические Физическое здоровье хорошая +     В целом мнения совпадают, но необходимо пересмотреть свои физические возможности
Устойчивость к стрессам хорошая   +  
Работоспособность хорошая   +  

 

Как видно из приведенного примера, третий вариант анализа профессиограммы (сопоставление самооценки специалиста с мнениями коллег) в принципе интегрирует в себе два предыдущих и может рекомендоваться как оптимальный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...