Понятие о счетах бухгалтерского учета. Виды счетов
Отражение каждой хозяйственной операции в балансе практически невозможно, т.к. всякий раз потребовалось бы составлять новый баланс. Кроме того, учет материальных ценностей необходимо вести и в натуральном выражении. Движение имущества и его источников отражается в учете при помощи бухгалтерских счетов. На счетах группируются экономически однородные объекты учета. Сведения из счетов используется для текущего контроля за состоянием отдельных видов имущества и источников, изменениями в них, которые происходят в процессе хозяйственной деятельности. Бухгалтерские счета отражают сведения о средствах предприятия в денежном и натуральных измерителях. Таким образом, система счетов представляет собой способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за имуществом предприятия, его источниками и хозяйственными процессами. Для учета каждого вида имущества, его источников и хозяйственных процессов открывается отдельный счет. Например: Счет 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 20 «Основное производство» и т.д. В зависимости от характера, отражаемых на счетах объектов, различают активные, пассивные и активно-пассивные счета. Активными называются счета, предназначенные для учета имущества, пассивными – счета, служащие для учета источников образования имущества, а активно-пассивными – счета для учета расчетов и финансовых результатов. В результате хозяйственных операций учитываемый объект изменяется, уменьшается или увеличивается. Увеличение или уменьшение имущества и его источников отражается на счетах раздельно. Поэтому счет делится на две части: левую и правую. Левая называется дебетом, правая – кредитом. Схематически счет изображается следующим образом:
Счет "Материалы"
Дебет в активных счетах показывает увеличение, в пассивных - уменьшение. Кредит в активных счетах – уменьшение, а в пассивных – увеличение. Открывая счет, на нем записывают первоначальное состояние учитываемого объекта, которое называется начальное сальдо, а затем регистрируют изменение объекта. На одной стороне счета показывается увеличение, на другой – уменьшение. Это позволяет в любой момент установить размер учитываемого объекта, включая изменения. Начальное сальдо записывается на счет на основании статей актива и пассива баланса. Остатки из актива баланса записывают в дебет соответствующего счета, а из пассива в кредит соответствующего счета. Суммы операций, записанные на бухгалтерских счетах, называются оборотами. По дебету – дебетовым оборотом, по кредиту – кредитовым оборотом. В активных счетах конечное сальдо (остаток) определяется суммированием начального сальдо с дебетовым оборотом и вычитанием кредитового оборота. По активному счету начальное сальдо, поступления и конечное сальдо отражаются только по дебету. Строение активного счета
Ск Д = Сн Д + Об Д – Об К В пассивных счетах конечное сальдо определяется суммированием начального кредитового сальдо с кредитовым оборотом и вычитанием дебетового оборота. В пассивных счетах начальное сальдо, поступления и конечное сальдо показываются по кредиту. Строение пассивного счета
Ск К = Сн К + Об К – Об Д
В активно-пассивных счетах сальдо может быть развернутым, т.е. как дебетовым, так и кредитовым. Строение активно-пассивного счета
Сальдо конечное в зависимости от его характера определяется по формуле для активных счетов, либо по формуле для пассивных счетов. Двойная запись
В результате хозяйственных операций происходит изменение имущества и его источников. Операция отражается в двух статьях баланса, вызывая одинаковое их изменение. Такие же изменения происходят и при отражении операций на счетах. При отражении операций на счетах она записывается дважды в двух взаимосвязанных счетах. Такой способ называется способом двойной записи. Например, в кассу предприятия поступило с расчетного счета 10 тыс. руб. На эту сумму увеличивается остаток наличных денег в кассе и уменьшается остаток на расчетном счете. Оба эти счет активные, уменьшение записывается по кредиту, увеличение по дебету: Д сч. 50 и К сч. 51 – 10 тыс. руб. Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции, отражаемой в учете, называется бухгалтерской записью (проводкой). Взаимосвязь счетов, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций, называется корреспонденцией счетов. Бухгалтерские записи могут быть простыми и сложными. Простыми называются такие, которые требуют записи суммы операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Сложными являются такие записи, когда дебетуется два или несколько счетов и кредитуется один счет или, наоборот, дебетуется один счет, а кредитуется два или более счетов. Сложную запись можно расчленить на две или несколько простых, но нельзя составлять сложную запись, в которой одновременно дебетуется и кредитуется несколько счетов. Такие записи не позволяют установить корреспонденцию счетов и затрудняют использование учета для контроля за хозяйственной деятельностью. При отражении операции сложной записью общая сумма на одной стороне нескольких счетов должна быть равна сумме, записываемой на противоположной стороне корреспондирующего с ними счета. Таким образом, двойная запись представляет собой способ отражения хозяйственных операций на счетах, при котором каждая операция отражается в дебете одного и кредите другого счета в одинаковой сумме.
Двойная запись имеет контрольное значение, так как записи по дебету одних счетов и кредиту других счетов должны равняться итогам всех оборотов по дебету и кредиту. Отсутствие равенства указывает на то, что в записях сумм хозяйственных операций допущена ошибка. С помощью двойной записи контролируются произведенные хозяйственные операции. Хозяйственные операции отражаются на счетах способом двойной записи путем систематизации экономически однородных сумм. Поэтому группировка операций на счетах называется систематической записью. Наряду с этой записью применяется хронологическая, т.е. запись операций в календарной последовательности их совершения. Хронологические записи ведут в специальных журналах, которые служат для контроля за правильностью систематической записи. После регистрации всех записей в журнале подсчитывают общую сумму зарегистрированных записей и сопоставляют с итогом оборотов по счетам за месяц. Этим самым устанавливается правильность систематических записей. Пример заполнения журнала регистрации операций приведен далее. Журнал регистрации операций за сентябрь 200_г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|