Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы учета основных хозяйственных процессов




Процесс снабжения (заготовления) – это совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.

Основными задачами процесса снабжения (заготовления) являются:

· выявление всех затрат по заготовлению средств и предметов труда;

· определение их фактической себестоимости;

· выявление результатов снабженческой деятельности.

Рассмотрим учет процесса снабжения на примере приобретения материалов. Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы - ТЗР). Наряду с этими расходами могут иметь место и другие: оплата информационно-консультационных и посреднических услуг и т.п.

Все эти расходы составляют фактическую заготовительную себестоимость материалов. Структура себестоимости заготовленных материалов зависит от порядка ценообразования. Цены на материалы могут устанавливаться с учетом расходов по доставке их до определенного пункта или без их учета. Различают, например, цену франко – склад поставщика. В этом случае все расходы по доставке материалов от склада поставщика покупатель оплачивает сверх договорной цены материалов. Если цена установлена франко – станция отправления, то поставщик включает в цену материалов доставку их до станции отправления. Цена на продукцию, установленная с учетом затрат на транспортировку товаров до станции получения – это цена франко – станция назначения. Есть и другие виды франко.

В бухгалтерском учете материальные ресурсы учитываются на счетах "Материалы", "Заготовление и приобретение материальных ценностей", "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов – это перечень отдельных видов, наименований и сортов материалов, используемых на предприятии.

Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю материалов присваивается постоянный номер (код). Этот код называется номенклатурным номером. Во всех документах, связанных с учетом материалов, указываются номенклатурные номера вместо словесного их названия.

Номенклатура потребляемых материалов велика, поэтому определять фактическую себестоимость каждого материала практически не представляется возможным. Во избежание трудоемкой работы текущий учет материалов ведется по твердым учетным ценам. В качестве такой цены могут выступать оптовые цены поставщиков, плановая себестоимость.

На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления материалов может осуществляться одним из нескольких способов.

В первом случае на счете "Материалы" отражается оптовая цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете "Транспортно-заготовительные расходы" (“ТЗР”), открываемом к счету "Материалы".

Таким образом, в учете делаются записи:

1) дебет сч. "Материалы" и кредит сч. "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражена договорная стоимость материалов;

2) дебет сч. "Материалы" субсчет "ТЗР" и кредит сч. "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражены транспортные расходы;

3) дебет счета "Материалы" субсчет "ТЗР" и кредит сч. "Расчеты с подотчетными лицами", "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. – отражены погрузочно-разгрузочные расходы;

Фактическая себестоимость материалов будет складываться из оборотов по дебету счета "Материалы" и субсчета "ТЗР".

4) Материалы отпускаются в цеха для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, что отражается:

дебет сч. "Основное производство", "Вспомогательное производство" и др. и кредит сч. "Материалы"

5) Одновременно рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат: дебет сч. "Основное производство", "Вспомогательное производство" и др. и кредит сч. "Материалы" субсчет "ТЗР". Сначала определяется процент ТЗР:

6)

Сн субсчета “ТЗР”+Об.субсчета “ТЗР”

 

ТЗР,%= Сн сч.»Материалы» +Об.сч.»Материалы» *100%;

 

Затем рассчитывается сумма ТЗР:


Учет процесса заготовления (первый способ)

 

 

При втором способе затраты по приобретению материалов учитываются на счете "Заготовление и приобретение материальных ценностей", а на счете "Материалы" отражается их твердая оценка. Разница между фактической стоимостью материалов и их твердой оценкой собирается на счете "Отклонение в стоимости материальных ценностей". В дебете счета "Заготовление и приобретение материальных ценностей" собираются фактические расходы по приобретению материалов (операции 1, 2, 3). С кредита счета "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в дебет счета "Материалы" списывается стоимость поступивших на склад предприятия материалов в твердой оценке (операция 4). Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету "Заготовление и приобретение материальных ценностей" показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учетной оценки, которое списывается на счет "Отклонение в стоимости материальных ценностей" дополнительной записью (если фактическая себестоимость выше учетной цены), либо сторнировочной записью (если фактическая себестоимость ниже учетной цены).

Отпуск материалов в производство отражается по дебету счетов учета затрат и кредиту счета "Материалы" (операция 6) в течение месяца.

В конце отчетного периода на счета затрат списывается сумма отклонений, относящихся к потребленным ценностям (операция 7). Для этого сначала рассчитывается процент отклонений:

 

Отпуск материалов в производство отражается по дебету счетов учета затрат и кредиту счета "Материалы" (операция 6) в течение месяца.

В конце отчетного периода на счета затрат списывается сумма отклонений, относящихся к потребленным ценностям (операция 7). Для этого сначала рассчитывается процент отклонений:

 
 

Сумма отклонений рассчитывается по формуле:

 

 

 
 

Учет процесса заготовления (второй способ)

 

 

В условиях рыночной экономики себестоимость продукции, работ и услуг – важнейший показатель деятельности любого предприятия. Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства. Основными задачами учета процесса производства являются:

§ учет объема производства и ассортимента продукции;

§ учет фактических затрат на производство продукции, работ и услуг;

§ калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг;

§ выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг.

Учет процесса производства предполагает:

− раздельный учет затрат по видам производств;

− деление всех затрат на прямые и косвенные.

Различают производства основное и вспомогательные. К основному производству относят цехи, выпускающие продукцию по профилю предприятия. Под вспомогательными понимают цехи, занятые обслуживанием основных цехов, с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому затраты на производство учитываются на счетах "Основное производство" и "Вспомогательные производства".

В аналитическом учете затраты, собираемые на этих счетах, подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам.

В течение отчетного периода на счетах "Основное производство" и "Вспомогательные производства" собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ и услуг.

Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах "Общепроизводственные расходы" и "Общехозяйственные расходы".

В дебете счета "Общепроизводственные расходы" собираются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест. На этом же счете учитываются расходы, связанные с управлением цехом, затраты по содержанию цехового персонала, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизация и расходы по содержанию и текущему ремонту зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения, расходы по испытаниям, оплате труда и т.д. (операции 1-5). В состав данных расходов включаются также расходы непроизводительного характера (оплата простоев).

 

 

Учет и списание косвенных расходов

по счету "Общепроизводственные расходы"

 

 

Собранные в течение отчетного периода расходы по счету "Общепроизводственные расходы" после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов "Основное производство", "Вспомогательные производства" (операция 6).

Счет "Общехозяйственные расходы" служит для текущего учета и контроля за исполнением сметы этих расходов. Обычно к ним относятся расходы: по содержанию общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений и инвентаря общехозяйственного назначения, военизированной, пожарной и сторожевой охраны, расходы по производственной практике, подготовке кадров, канцелярские, типографские и т.д.

Учет и списание косвенных расходов

по счету "Общехозяйственные расходы"

 

многократные записи, отражающие собирание косвенных расходов для распределения по объектам учета;

однократные записи в конце отчетного периода, закрывающие собирательно-распределительные счета, после списания распределенных косвенных расходов по объектам учета.

Собранные в течение отчетного периода расходы по счетам "Общехозяйственные расходы" и "Общепроизводственные расходы" (операции 1-5) после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов "Основное производство", "Вспомогательные производства" (операция 6). Общехозяйственные расходы могут списываться и на счет "Продажи" (операция 7).

Таким образом, на калькуляционных счетах в конце месяца будут учтены все затраты на производство продукции, работ и услуг.

Порядок учета затрат на производство можно представить следующим образом:

Учет затрат на производство

 

Записи 1-5 показывают списание прямых затрат на производство в течение отчетного периода, а записи 6-8 – списание распределенных косвенных расходов в конце отчетного периода; операция 9 – выпуск продукции.

Выпущенная из производства продукция (работы и услуги) сдается на склад, что в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета "Готовая продукция" и кредиту счета "Основное производство".

В течение отчетного периода эта запись осуществляется в твердой оценке, поскольку фактическая себестоимость готовой продукции исчисляется в конце отчетного периода. Учетная оценка может отличаться от фактической себестоимости, поэтому в конце отчетного периода ее следует довести до уровня фактической. Здесь возможны следующие записи:

1. Фактическая производственная себестоимость выше учетной оценки. В этом случае в конце месяца на сумму разницы делается дополнительная запись: дебет сч. "Готовая продукция" и кредит сч. "Основное производство"

2. Фактическая производственная себестоимость ниже учетной оценки. В конце месяца делается такая же запись по счетам, а сумма отражается "красным сторно"

В процессе реализации (продажи) происходит превращение продуктов труда в денежные средства. При этом реализуется созданный в процессе производства прибавочный продукт.

Основными задачами процесса реализации являются:

− определение полного объема реализации в количественном и в стоимостном выражении;

− выявление фактических результатов от реализации продукции.

На стадии реализации складывается полная (коммерческая) себестоимость продукции, которая отличается от производственной себестоимости на сумму внепроизводственных расходов (расходов на продажу).Учет таких расходов ведется на синтетическом счете "Расходы на продажу". По дебету этого счета собираются:

− расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;

− расходы на транспортировку продукции;

− комиссионные сборы – отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям (посредникам) в соответствии с установленными нормами и договорами;

− прочие расходы по сбыту.

При этом кредитуются счета "Расчетный счет", "Касса” и другие на сумму произведенных расходов. Порядок учета расходов на продажу можно представить следующим образом.

 

Учет расходов на продажу

 

 

В течение отчетного периода по дебету счета "Расходы на продажу" собираются расходы по отгрузке продукции (операции 1-4). С кредита счета "Расходы на продажу" списываются затраты, относящиеся к реализованной продукции (операция 5). Дебетовое сальдо по счету "Расходы на продажу" показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции, отгруженной, но не реализованной в данном месяце.

Учет процесса реализации осуществляется на ряде счетов. По дебету счета "Готовая продукция" отражается фактическая производственная себестоимость готовой продукции. Дебетовое сальдо по счету показывает фактическую производственную себестоимость продукции на складе. По дебету счета "Товары отгруженные" отражается фактическая себестоимость товаров, отгруженных покупателям. При этом кредитуется счет "Готовая продукция". По кредиту счета "Товары отгруженные" отражается фактическая производственная себестоимость реализованной продукции в корреспонденции с дебетом счета "Продажи". Сальдо по дебету счета показывает фактическую себестоимость отгруженной покупателям продукции, платежи за которую еще не поступили.

На счете "Продажи" определяется результат от реализации продукции. По дебету счета отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, а по кредиту – отпускная стоимость реализованной продукции. Сальдо по дебету счета показывает убыток от реализации, сальдо по кредиту счета – прибыль от реализации. Ежемесячно счет закрывается, результат по реализации продукции, работ и услуг списывается на счет "Прибыли и убытки".

Предприятия и организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). НДС – часть чистого дохода общества, поступающая в государственный бюджет в виде установленных отчислений. Все расчеты предприятия с государством по НДС за проданную продукцию отражаются на пассивном счете "Расчеты по налогам и сборам". Начисление суммы налога на добавленную стоимость отражается проводкой: кредит сч. "Расчеты по налогам и сборам" и дебет сч. "Продажи", а перечисление дебет сч. "Расчеты по налогам и сборам" и кредит сч. "Расчетный счет".

На практике используются два варианта учета процесса реализации для целей налогообложения НДС.

I. Учет реализации продукции по моменту оплаты. При этом варианте продукция считается проданной только после поступления денег продавцу. Продукция, отгруженная покупателю, но неоплаченная, учитывается на счете "Товары отгруженные". Учет процесса реализации по моменту оплаты можно представить следующим образом:

Учет процесса реализации по моменту оплаты

 

В конце отчетного периода счет "Продажи" закрывается, т.е. результат от реализации списывается на счет "Прибыли и убытки.

II. Учет реализации продукции по моменту отгрузки. При этом варианте продукция считается реализованной в момент ее отправки покупателю независимо от поступления платежа. На счете "Расчеты с покупателями и заказчиками" отражается долг покупателя за отправленную ему продукцию. Процесс реализации по моменту отгрузки можно представить следующим образом.

 

Учет процесса реализации по моменту отгрузки

 

 

Последовательность совершения операций при втором варианте учета:

1. Выпуск из производства готовой продукции

2. Отгрузка продукции покупателям

3. Задолженность покупателей

4. Собирание расходов на продажу

5. Списание расходов на продажу

6. Начисление НДС

7. Списание общехозяйственных расходов

8. Списание убытков по реализации

9. Списание прибыли по реализации

10. Поступление денег (вместе с НДС)

Счет "Продажи" в конце месяца закрывается, т.е. результат от реализации продукции списывается на счет "Прибыли и убытки".

 

Вопросы для самопроверки.

1.Дайте характеристику оценке и калькуляции.

2.Перечислите основные задачи процессов снабжения, производства и реализации.

3.Как отражается на счетах бухгалтерского учета процесс снабжения?

4.Как отражается на счетах бухгалтерского учета процесс производства?

5.Как отражается на счетах бухгалтерского учета процесс реализации?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...