Основы организации бухгалтерского учета
Бухгалтерскому учету как функции управления присущи следующие основы его организации: – нормативное регулирование бухгалтерского учета. Это означает, что государство в лице законодательной и исполнительной власти в соответствующих законах и иных актах законодательства устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерском учете, правила публикации отчетности и осуществляет меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации; – сочетание общих подходов к организации и ведению бухгалтерского учета с инициативой организаций по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самим предприятием (организацией) исходя из особенностей его деятельности и принятой учетной политики; – постоянное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении пользователей бухгалтерской информацией, необходимой им для принятия правильных решений; – динамичность бухгалтерского учета, постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета на основе научной организации труда бухгалтерских работников, оптимизации затрат на ведение бухгалтерского учета; – использование в бухгалтерском учете общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели, принципы программно-целевого управления, научную организацию труда и др. Вообще, под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществление контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.
Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации вычислительных работ, объем и содержание отчетности. Учетный процесс включает следующие этапы: – текущее наблюдение (контроль), измерение и регистрация хозяйственных операций, составляющие в совокупности документирование операций; – систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных документах. Составной частью обоих этапов учетного процесса является осуществление контроля (предварительного, текущего, последующего) за состоянием и использованием ресурсов и готовой продукции, включая проверку достоверности и полноты используемой информации; – составление отчетности, представляющей собой совокупность системы показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период времени; – использование учетной и отчетной информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия и управлении. Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением, или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. При отсутствии бухгалтерской службы бухгалтерский учет и составление отчетности могут производиться аудиторской фирмой или специалистом на договорных началах. Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета являются: – изучение положений, указаний и других регламентирующих положений (документов) по учету и отчетности; – изучение организационных и производственных особенностей организации; – определение объема и характера учетной работы; – установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными подразделениями организации.
Изучение положений и инструкций и других документов по учету и отчетности необходимо для обеспечения научной организации бухгалтерского учета, соблюдения законодательства, соответствия методологии учета в данной организации методологии учета, установленной для всех организаций. Выявление организационных и производственных особенностей работы организации необходимо для определения сведений и сроков, необходимых для обеспечения контроля за хозяйственной деятельностью, для определения содержания внутренней отчетности, объектов учета, форм документов и регистров, порядков их составления, обработки и утверждения, установления документооборота. Знание технологии производства особенно важно при определении наиболее рациональных форм и методов учета затрат на производство продукции. Для определения объема и характера учетной работы составляют перечень всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц и устанавливают норму времени выполнения каждой операции. При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными подразделениями предприятия необходимо решить вопрос о централизации учета. Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее разделить труд между работниками учета, более эффективно использовать учетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации. План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: 1. План документации и документооборота; 2. План инвентаризации; 3. План счетов и их корреспонденция; 4. План отчетности; 5. План технического оформления учета; 6. План организации труда работников бухгалтерии. В плане документации перечисляют документы для учета хозяйственных операций и составляют расчет потребности в бланках. Основой организации первичного учета является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. В графике документооборота определяются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок, либо, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. В плане отчетности указывают: перечень отчетных форм, отчетный период, сроки представления отчетности и т.п. информацию и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ. В плане технического оформления учета дают детальную характеристику формы учета, которая будет применена на данном предприятии, а также указывают, какая вычислительная техника будет использована. В плане организации труда работников бухгалтерии определяют структуру аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дают характеристику каждому работнику, намечают мероприятия по повышению их квалификации, составляют графики учетных работ. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные. Графики составляют в виде таблиц, в которых отмечают сроки выполнения запланированных работ. В соответствии с ФЗ “О бухгалтерском учете” ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|