Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценивание программы ее участниками




 

Участники, как мы уже отмечали, будут, как прави­ло, занимать более благоприятные для наблюдения по-

 

 

зиции, чем антропологи или другие внешние наблюдате­ли новой программы. Они будут воспринимать условия, предшествующие запуску программы, с той же точки зрения, с какой они подходят к данной программе. По­этому их впечатления от программы будут более реле­вантными, прямыми, обоснованными и непосредствен­ными. Вместе взятые, они позволят благодаря своей большей многочисленности усреднить индивидуальные особенности наблюдателей, которые могут преобладать в отчете любого отдельного этнографа.

Хотя в процессе оценивания программы к участни­кам обращаются за изрядным количеством сведений, им редко прямо предлагают оценить программу, высказать суждение о ее адекватности, дать совет по поводу ее продолжения, прекращения, распространения или моди­фикации. Участников просят дать не оценку программ, а, скорее, сведения о них самих и их собственной адек­ватности. Мы теряем, таким образом, множество хорошо обоснованных мнений. Оценки учебных курсов состав­ляют здесь единственное исключение, и их лучшие об­разцы подтверждают компетентность участников как наблюдателей (см. Frey [41]).

Если говорить о программе компенсаторного началь­ного обучения, то многие матери располагают опытом относительно своих старших детей, которых они могут сравнивать с младшими, охваченными программой. Уча­стники эксперимента «Негативный подоходный налог» в Нью-Джерси1имеют за плечами три года жизни в условиях весьма специфической системы денежных суб­сидий по доходу. Они располагают в качестве основания для сравнения, как своим собственным прошлым опы­том, так и одновременными впечатлениями своих столь же неимущих соседей, не охваченных эксперимен­том. Они знают, что участвуют в эксперименте, и долж­ны иметь множество впечатлений по поводу влияний, оказываемых этим экспериментом на их жизнь.

Нам следовало бы попробовать собрать суждения этих участников. В согласии с духом качественного обобщения качественных суждений нам нужно было бы,

_____________________________________________________________________________

1 Подробнее об этой программе см. в статье «Измерение воз­действий, оказываемых запланированным социальным изменением» (с. 345). — Прим. ред.

 

 

вероятно, дать возможность участникам суммировать свои суждения непосредственно в личном общении, вна­чале, по-видимому, в малых группах, имеющих в своем составе протоколиста, а затем на оживленных совеща­ниях групп уполномоченных представителей. Собрания групп могли бы предлагать решения и ставить их на голосование, однако обычным итогом были бы словес­ные формулировки, отражающие неквантифицированное общее согласие.

Следует ли контрольным группам участников встре­чаться с экспериментальными, чтобы дать дополнитель­ное основание для сравнения? Если мы хотим исполь­зовать такие методы оценки, разве в этом случае не же­лательно иметь одновременно смежные альтернативные программы, с тем чтобы их участники на протяжении всего исследования имели возможность в процессе об­щей беседы сравнивать свои впечатления об этих аль­тернативах? Во всяком случае, собрания участников различных альтернативных программ для общего обме­на мнениями можно, по-видимому, считать плодотвор­ным способом получения компетентных качественных сравнений.

В программах компенсаторного начального обучения имеются еще и другие компетентные наблюдатели, чьи оценки остаются незарегистрированными, например учителя, работающие по этим программам, учителя первых классов, сами дети, охваченные программой. В экспериментах с «негативным подоходным налогом» на роль компетентных качественных наблюдателей, вполне достойных того, чтобы их выслушали, претен­дуют и постоянные социальные работники данной об­щины, и интервьюеры, и соседи по дому.

Роберт Вулф [98] предложил пользоваться для вы­работки единого решения процедурами судопроизводст­ва — слушанием сторон с привлечением свидетелей, таких, как причастные к программе родители, учителя и воспитанники, с адвокатами, ведущими перекрестный допрос, и состоящим из экспертов «судом». Он приво­дит один весьма убедительный случай из судебной практики, свидетельствующий о высокой валидности, обеспечиваемой процедурами судопроизводства, особен­но перекрестным допросом, ссылаясь среди прочих и на Левайна [60].

 

 

Однако процедуры обобщения качественных данных не представляются мне чем-то особенно существенным. Групповое мнение, если существует полное согласие, — это упрямый факт, который может быть обнаружен при помощи целого ряда методов. Я думаю, что основные важные данные об оценках программы ее участниками могут быть получены с помощью интервью, состоящего из прямых вопросов об эффекте, который имела про­грамма, и т. п. Ответы на эти вопросы могли бы быть в дальнейшем статистически обобщены. Правда, при этом иногда могут быть упущены из виду некоторые тонкости. Участники могли бы обнаружить их в ходе групповой дискуссии и прийти по их поводу к единому мнению. Столь же часто, однако, во время групповой дискуссии возможно доминирование какого-то одного участника, и тем самым будет утрачено преимущество усреднения, достигаемое при статистическом обоб­щении.

Для институтов и групп, которые будут служить по­стоянными полигонами изменений, вводимых с помощью программ, таких, как, например, система социального обеспечения или школы, Гордон и я [46] предложили, чтобы все группы участников (социальные работники и их клиенты, воспитанники, родители и учителя) за­полняли «годовой отчет по оцениванию программы», ко­торый мог бы играть роль предварительного тестирова­ния и построения временных рядов для квазиэкспери­ментальных оценок изменений.

Мы нуждаемся в опробовании целого ряда таких процедур. Как указано выше, они представляли бы собой методологически независимые перекрестные валидизации количественных результатов. С их помощью можно было бы выявить такие последствия применения программы, которые не предполагались при обследова­нии программы с помощью формальных измерительных средств. Они, по всей вероятности, подтвердили бы основные результаты, полученные по предусмотренным параметрам. В противном случае, как я уже говорил, нам следовало бы принять во внимание возможную ошибочность количественных процедур. Если я допускаю все это, то почему мне все же не хотелось бы, чтобы качественные процедуры применялись без количествен­ных? Потому, что я склонен признавать за количест-

 

 

венными методами, когда они основываются на твер­дом и проверенном качественном знании, возможность выйти за пределы, допускаемые качественным подхо­дом, и выявить тонкости, которые могли бы ускользнуть от качественного подхода.

В данный вопрос можно внести большую ясность, выяснив, какую еще полезную роль могли бы играть участники или наблюдатели из числа сторонников ка­чественного подхода в социальных науках, то есть как критики количественного подхода.

Если бы этнографам или историкам, занятым в про­грамме, а также участникам дискуссионных групп были предъявлены основные результаты и было разрешено их критиковать, мы получили бы ценный способ валидизации. С некоторыми результатами они были бы согласны. С другими не согласились бы и объясня­ли бы их как артефакты, обязанные своим происхож­дением тем аспектам ситуации, которые упущены из виду при количественных измерениях. Может оказаться, что некоторые результаты вызовут у них удивление, но, если они выдержат повторную проверку, они будут признаны валидными и этими наблюдателями. В этих последних случаях количественное знание действительно вышло бы за границы качественного знания.

Прежде чем будет завершен этот анализ, предстоит еще извлечь пользу из опыта наших многолетних иссле­дований суждений человека и их погрешностей. Следует пересмотреть перечни опасностей, угрожающих валидности экспериментов и измерений, сравнивая качествен­ный и количественный подходы по степени подвержен­ности каждой из них. Следует рассмотреть особые опасности, связанные с политикой оценивания — поли­тикой в рамках проекта и политикой, вызванной внеш­ними условиями. Каким образом эти давления влияют на количественное знание, с одной стороны, и качест­венное — с другой?

 

* * *

 

Подведем итоги. Проблема полярности количествен­ного и качественного подходов к исследованию социаль­ного действия остается нерешенной, если считать ее

 

 

решением преимущественное утверждение одного по сравнению с другим. Социальное познание — это в еще большей мере, чем познание физическое, рискованный и гипотетический процесс. При любом подходе всегда остается место для обоснованной критики. Каждый полюс сильнее всего в своей критике другого, но не в непогрешимости своих собственных притязаний на дескриптивное знание.

Постоянно выступая сам как сторонник количествен­ного экспериментального подхода к исследованию дейст­вия, я не могу рекомендовать ни ориентированную на качественный подход социальную науку, ни групповой процесс выработки группового согласия в качестве за­мещений количественного подхода. Но я настоятельно рекомендую оба подхода как необходимые, взаимно до­полняющие средства перекрестной валидизации.

В еще большей мере я стремился к тому, чтобы на­помнить моим коллегам — сторонникам количествен­ного подхода, что в успешных лабораторных науках квантификация строится на всепроникающих качествен­ных знаниях ученого и перепроверяется ими. Условия массового производства, характерные для количествен­ной социальной науки в области оценивания программ, таковы, что это качественное основание может быть в значительной мере утрачено. Если мы хотим оставаться в рамках истинной науки, мы должны восстановить в исследованиях действия эту качественную основу коли­чественного знания.

 

 

ЛИTEPATУPA

 

1. B a k e r F. The changing hospital organizational system. A model for evaluation. Read in General Systems Session of AAAS Annual Meeting. Dallas, Texas, 1968.

2. B a k e r F. General systems theory, research and medical care. — In: S h e l d o n A., B a k e r F., M c L a u g h 1 i n C. P. Systems and Medical Care. Cambridge, The MIT Press, 1970, 1—26.

3. B e c k B. Cooking the welfare stew. — In: R. W. H a b e n-s t e i n (ed.). Pathways to data: Field methods for studying ongoing social organizations. Chicago, Aldine, 1970.

4. B e c k e r H. M., G e e r B., H u g h e s E. C. Making the grade. N. Y., Wiley, 1968.

5. B e c k e r H. W. Sociological work: Method and substance. Chicago, Aldine, 1970.

6. B e n n i s W. G. The case study. J. of Appl. Behav. Science, 1968, 4, 2, 227—231.

 

 

7. B l a c h o w i c z J. A. Systems theory and evolutionary models of the development of science. Philsophy of Science, 1971, 38, 178—199.

8. B 1 a u P. M. The dynamics of bureaucracy. Chicago, Univ. of Chicago Press, 1963.

9. C a m p b e l l D. T. The informant in quantitative research. Amer. J. of Soc., 1955, 60, 339—342.

10. C a m p b e l l D. T. Methodological suggestions from a com­parative psychology of knowledge processes. Inquiry, 1959, 152—182.

11. C a m p b e l l D. T. Blind variation and selective retention in creative thought as in other knowledge processes. PsychoL Rev., 1960, 67, 380—400.

12. C a m p b e l l D. T. The mutual methodological relevance of anthropology and psychology. — In: F. L. K. H s u (ed.). Psychological anthropology: Approaches to culture and personality. Homewood, I11. Dorsey, 1961, 333—352.

13. C a m p b e l l D. T. Social attitudes and other acquired behavio­ral dispositions. — In: S. K o c h (ed.). Psychology: A study of a science. Vol. VI. N. Y., McGraw-Hill, 1963, 94—172.

14. C a m p b e l l D. T. Distinguishing differences of perception from failures of communication in cross-cultural studies. — In: F. S. C. Northrop, H. H. Livingston (eds.). Cross-cultural understanding: Epistemology in anthropology. N. Y., Harper & Row, 1964, 308—336.

15. C a m p b e l l D. T. Variation and selective retention in socio-cultural evolution. — In:

B a r r i n g e r H. R., B l a n k s t e n G. I., M a c k R. W. (eds.). Social change in developing areas. Cambridge, Mass., Schenkman, 1965.

16. C a m p b e 11 D. T. Pattern matching as an essential in distal knowing. — In: K. R. Hammond (ed.). The psychology of Egon Brunswik. N. Y., Holt, Rinehart & Winston, 1966, 81 — 106.

17. C a m p b e 11 D. T. Reforms as experiments. Amer. Psycholo­gist, 1969a, 24, 409—429.

18. C a m p b e l l D. T. A phenomenology of the other one: Corrigible, hypothetical and critical. — In: T. M i s c h e 1 (ed.). Human action: Conceptual and empirical issues. N. Y., Academic Press, 1969b, 41—69.

19. C a m p b e l l D. T. Natural selection as an epistemological model. — In: N a r o l l R., C o h e n R. (eds.). A handbook of method in cultural anthropology. Garden City, N. Y., Natural History Press, 1970, 51—85.

20. C a m p b e 11 D. T. Methods for the experimenting society. Paper presented to the meeting of the American Psychological Asso­ciation, Washington, D. C., Sept. 1971.

21. Campbell D. T. Herskovits, cultural relativism, and meta-science. — In: M. J. H e r s k o v I t s. Cultural relativism. N. Y., Ran­dom House, 1972, V—XXIII. (Introduction).

22. C a m p b e 11 D. T. Evolutionary epistemology. — In: P. A. S c h i l p p (ed.). The philosophy of Karl Popper. Vol. 14, I & II. The library of living philosophers. La Salle, I11.: Open Court Pub­lishing, 1974, 413—463, Vol. 14-1.

23. C a m p b e l l D. T. «Degrees of Freedom» and the case study Comparative Political Studies, Sept., 1975, 178—193. (См. перевод в данной книге.)

 

 

24. C a m p b e 11 D. T., E r 1 e b a c h e r A. E. How regression artifacts in quasi-experimental evaluations can mistakenly make com­pensatory education look harmful. — In: J. H e l l m u t h (ed.). Com­pensatory education: A national debate. Vol. III. N. Y., Brunner/Mazel, 1970, 185—210.

25. C a m p b e l l D. T., L e V i n e R. A. Field-manual anthropo­logy. — In: R. N a r o l l, R. C o h e n (eds.). A handbook of method in cultural anthropology. Garden City, N. Y., Natural History Press, 1970, 366—387.

26. C a m p b e l l D. T., S t a n l e y J. C. Experimental and quasi-experimental designs for research. Chicago, Rand McNally, 1966. (Cм. перевод в данной книге.)

27. C a m p b e 11 R. The chasm: The life and death of a great experiment in ghetto education. Boston, Houghton Mifflin Co., 1974.

28. C a w s P. The structure of discovery. Science, 1969, 166, 1375—1380.

29. C h e i n I. On evaluating self-surveys. J. of Soc. Iss., 1949, 5, 56-63.

30. C h e i n I. Community self-surveys. Lecture given at Uni­versity of Rochester. Nov. 5, 1956, 23.

31. C h e i n I., C o o k S. W., Harding J. The field of action research. The Arner. Psychologist, 1948 a, 3, 43—50.

32. C h e i n I., C o o k S. W., Harding J. The use of research in social therapy. Human Relations, 1948 b, 1, 497—510.

33. C o o k S. W. The systematic analysis of socially significant events: A strategy for social research. The J. of Soc. Iss., 1962, 18, 66—84.

34. C o o k T. D., C a m p b e l l D. T. The design and conduct of quasi-experiments and true experiments in field settings. — In: M. D. D u n n e t t e (ed.). Handbook of industrial and organizational psychology. Chicago, Rand McNally, 1976.

35. D o u g l a s J. D. The social meanings of suicide. Princeton, Princeton Univ. Press, 1967.

36. D u n c k e r K. Uber induzierte Bewegung. Ein Beitrag zur Theorie optischwahrgenommener Bewegung. Psychologische For-schung, 1929, 12(6), 180—259.

37. E t z i o n i A., L e h m a n E. W. Some dangers in «valid» social measurement. Annals of the Amer. Acad. of Polit. and Soc. Science, 1967, 373, 1—15.

38. E v e r h a r t R. B. Problems of doing fieldwork in educational evaluation. Human Organization, 1975, 34, 205—215.

39. F e y e r a b e n d P. K. Against method: Outline of an anar­chistic theory of knowledge. — In: R a d n e r M., W I n o k u r S. Ana­lyses of theories and methods of physics and psychology. Vol. IV, Minnesota Studies in the Philosophy of Science. Minneapolis, Univ. of Minnesota Press, 1970, 17—130.

40. F r e e m a n H. E., S h e r w o o d C. C. Social policy and so­cial research. Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1970.

41. F r e y P. W. Student ratings of teaching: validity of several rating factors. Science, 1973, 182, 83—85.

42. G a r f i n k e l H. «Good» organizational reasons for «bad» clinic records. — In: Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, Prentice Hall,1967, 186—207.

 

 

43. G i l b e r t N., S p e c h t H. The model cities program: A com­parative analysis of participating cities process, product, performance, and prediction. U. S. Government Printing Office, Washington, 1973.

44. G 1 a s e r B. G., S t r a u s s A. L. The discovery of grounded theory: Strategies for qualitative research. Chicago Aldine, 1967.

45. G o o d m a n N. Fact, fiction, and forecast. Cambridge, Har­vard Univ. Press, 1955.

46. G o r d o n A. C., C a m p b e l l D. T., et al. Recommended accounting procedures for the evaluation of improvements in the deli­very of state social services. Duplicated manuscript, 1971, North­western University.

47. G r e e n s t o n e J. D., P e t e r s o n P. E. Race and authority in urban politics: Community participation and the war on poverty. N. Y., Russell Sage Foundation, 1973.

48. G u t t e n t a g M. Models and methods in evaluation research. J. for the Theory of Soc. Beh., 1971, 1, 75—95.

49. G u t t e n t a g M. Evaluation of social intervention programs. Annals of the N. Y. Academy of Sciences, 1973, 218, 3—13.

50. H a n s o n N. R. Patterns of discovery. Cambridge, Univ. Press, 1958.

51. Harding J. Community self-surveys: A form of combating discrimination. — Congress Weekly: A Review of Jewish Interests. 1948, March 5.

52. J a s t r o w J. Fact and fable in psychology. Boston, Houghton Mifflin, 1900.

53. J o n e s R. W. Principles of biological regulation: An intro­duction to feedback systems. N. Y., Academic Press, 1973.

54. K a p l a n M., et al. The model cities program: A comparative analysis of city response patterns and their relation to future urban policy. U. S. Government Printing Office, Washington, D. C., 1973.

55. K i t s u s e J. K., C i c o u r e 1 A. V. A note on the uses of official statistics. Social Problems, 1963, 11, 131 — 139.

56. K o r d i g C. R. The justification of scientific change. N. Y., Humanities Press, 1971.

57. К у н T. Сруктура научных революций. M., 1977.

58. K u h n T. S. Logic of discovery or psychology of research? & Relections on my critics. — In: I. L a k a t o s, A. M u s g r a v e (eds.). Criticism and the growth of knowledge. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1970, p. 1—23, 231—278.

59. L a k a t o s I. Falsification and the methodology of scientific research programmes. — In:

L a k a t o s I., M u s g r a v e A. (eds.), Criticism and the growth of knowledge. Cambridge Univ. Press, 1970.

60. L e v i n e M. Scientific method and the adversary model: Some preliminary thoughts. Amer. Psychologist, 1974, 29 (9), 661—677.

61. L e w i n K. Action research and minority problems. J. of Soc. Issues, 1946, 2, 34—46. Reprinted in: L e w i n K. Resolving social conflicts, N. Y., Harper, 1948.

62. L e w i n K. Frontiers in group dynamics, Part II—B. Human Relations, 1947, 1, 147—153; reprinted as «Feedback problems in social diagnosis and action». — In: B u c k l e y W. (ed.). Modern Systems Research for the Behavioral Scientist. Chicago, Aldine, 1968, 441— 444.

63. L i p p i t t R., R a d k e M. New trends in the investigation of prejudice. The Annals of the Amer. Acad. of Polit. and Soc. Science, 1946, 244, March.

 

 

64. M a r r o w A. J. The practical theorist: The life and work of Kurt Lewin. N. Y., Basic Books, Inc., 1969.

65. M o r r i s s e y W. R. Nixon anti-crime plan undermines crime statistics. Justice Magazine, 1972, 1, 8 —11, 14.

66. M u r c h i s o n C. (ed.) Handbook of Child Psychology. Worchester, Mass., Clark Univ. Press, 1931.

67. N e 1 s o n H., G i a n n o 11 a F. J. Research methodology in alternative education settings: The met plan. Minneapolis, Minnesota, Aries Corporation, 1974 a.

68. N e l s o n H., G i a n n o t t a F. J. (Draft) MET interim report on southeast alternatives ESP project, vol. 1, Minneapolis, Aries Corp., 1974b.

69. N e 1 s o n H., R e y n o l d s J., F r e n c h L. R., G i a n ­n o t t a F. J. (Draft) MET interim report on southeast alternatives ESP project, vol. IIA; vol. IIB, Minneapolis, Aries Corp., 1974.

70. P o i n c a r é H. Mathematical creation. — In: P o i n c a r é H. The foundations of science. N. Y., Science Press, 1913.

71. P o l a n y i M. Personal knowledge. London, Routledge & Kegan Paul, 1958.

72. P o p p e r K. R. The logic of scientific discovery. N. Y., Basic Books, 1959.

73. P o p p e r K. R. Conjectures and refutations. N. Y., Basic Books, 1963.

74. P o p p e r K. R. Objective knowledge: An evolutionary appro­ach. Oxford, Clarendon, 1972.

75. Q u i n e W. V. From a logical point of view. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1953.

76. Q u i n e W. V. Ontological relativity. N. Y., Columbia Univ. Press, 1969.

77. R a s e r J. R., C a m p b e 11 D. T., C h a d w i c k R. W. Gaming and simulation for developing theory relevant to international rela­tions. — In: A. R a p p o p o r t (ed.). General Systems: Yearbook of the Society for General Systems Research, Ann Arbor, Mich. 1970, 15,183—204.

78. R i d g e w a y V. Dysfunctional consequences of performance measures. Administrative Science Quarterly, 1956, 1, 240—247.

79. S a 1 a s i n S. Experimentation revisited: A conversation with Donald T. Campbell. Evaluation. 1973, 1, 7—13.

80. S c h u 1 b e r g H. C., B a k e r F. Program evaluation models and the implementation of research findings. Amer. J. of Public Health, 1968, 58, 1248—1255 (reprinted in: S c h u 1 b e r g, S h e l d o n, B a k e r, 1969, p. 562—572).

81. Schulberg E. H., Sheldon A., Baker F. Introduc­tion. — In: Program Evaluation in the health fields. N. Y., Behavioral Publications, 1969, p. 3—28.

82. S e g a 1 1 M. H., C a m p b e 1 1 D. T., H e r s k o v i t s M. J. The influence of culture on visual perception. Indianapolis, Ind., Bobbs-Merrill, 1966.

83. S e 1 1 t i z C. The use of survey methods in a citizens campaign against discrimination. Human Organization, 1956, 14,19—25.

84. S e 1 1 i t z C., Cook S. W. Can research in social science be both socially useful and scientifically meaningful? Amer. Soc. Rev., 1948, 13,454—459.

 

 

85. S e i d m a n D., C o u z e n s M. Crime statistics and the great American anticrime crusade: Police misreporting of crime and political pressures. Paper presented at the meeting of the American Political Science Association, Washington, C. D., Sept. 1972.

86. S h e l d o n A., B a k e r F., M c L a u g h l i n C. P. (eds.). Systems and Medical Care. Cambridge, The MIT Press, 1970, 1—26.

87. S h i m o n y A. Scientific inference. — In: R. C o 1 o d n y (ed.). Pittsburgh studies in the philosophy of science. Vol. IV. Pitts­burgh, Univ. of Pittsburgh Press, 1970, 79—172.

88. S t e w a r t V. M. Tests of the «carpentered world» hypothesis by race and environment in America and Zambia. Intern. J. of Psychol., 1973, 8, 83—94.

89. T o 1 m a n E. C. Purposive behavior in animals and men. N. Y., The Century Co., 1932.

90. T o u 1 m i n S. E. Foresight and understanding: An inquiry into the aims of science. Bloomington. Indiana Univ. Press, 1961.

91. T o u l m i n S. E. Human understanding. Vol. I. The evolution of collective understanding. Princeton, Princeton Univ. Press, 1972.

92. T w i g g R. Downgrading of crimes verified in Baltimore. Justice Magazine, 1972, 1, 15, 18.

93. V i d i c h A., B e n s m a n J. The validity of field data. Human Organization, 1954, 13(1), 20—27.

94. W e i s s R. S., R e i n M. The evaluation of broad-aim programs: Experimental design, its difficulties, and an alternative. Admin, Science Quart., 1970, 15, 97—109.

95. W e r n e r O., Campbell D. T. Translating, working through interpreters, and the problem of decentering. — In: R. Naroll, R. Cohen (eds.). A handbook of method in cultural anthropology. Garden City, N. Y., Natural History Press, 1970, 398—420.

96. W i t t g e n s t e i n L. Philosophical investigations. N. Y., Macmillan, 1953.

97. W o 1 c o t t H. F. The man in the principal's office: An ethnography. N. Y., Holt, Rinehart and Winston, 1973.

98. W o l f R. L. The application of select legal concepts to educational evaluation. Ph. D. Diss. Univ. of Illinois at Urbana-Chamnaign, 1974.

 

 

 

«СТЕПЕНИ СВОБОДЫ»

И ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ 1

 

Преобладающим способом исследования в антропо­логии, сравнительной политической науке и сравнитель­ной социологии остается интенсивное изучение отдель­ной иноземной культуры человеком извне, для которого она является единственной глубоко познанной чужерод­ной культурой. Подобные исследования могут быть выполнены специалистами в области социальных наук или «любителями» (такими, как миссионеры, дипло­маты, журналисты, бизнесмены, легионеры или ту­ристы). Наблюдения и досуг могут побудить их запи­сать свои впечатления о чужеродной для них культуре. Даже если эти наблюдатели-любители не ведут запи­сей, они оказывают сильное влияние на аккультурацию социального исследователя в чужой культуре или на его приспособление к этой культуре как экспатрианта (Kidder [18]). Другим сходным жанром являются опи­сания своей собственной страны, сделанные во время или после длительного пребывания в какой-нибудь другой стране. Так, например, Кениата в 1938 г. опи­сал Кикуйю2, находясь в Англии в качестве ученика Малиновского. Подобное знание, записанное или неза­писанное, я буду обозначать как «обыденное знание» в сравнительных социальных науках. Если мы и добьемся какой-нибудь значимой количественной кор­реляции для 100 наций, то только благодаря тому, что на каждом шагу будем опираться на такого рода зна­ния, но не потому, что нам удастся заменить его

_____________________________________________________________________________

1 C a m p b e l l D. T. «Degrees of Freedom» and the Case Study. — «Comparative Political Studies», 1975, vol. 8, № 2, p. 178—193. © 1975 Sage Publications, Inc.

2 Кикуйю — народ, живущий в центральной части Кении.

 

 

какой-то «научной» количественной методологией. Коли­чественное обобщение на материале многих наций в деталях будет вступать в противоречие с подобным на­туралистическим наблюдением отдельных случаев, но только потому, что мы примем на веру гораздо более значительное число таких же наблюдений (Campbell [5]).

Нельзя сказать, что такое обыденное натуралисти­ческое наблюдение является объективным, надежным или беспристрастным. Но это все, чем мы располагаем. Это единственный путь к знаниям, сколько бы ни жда­ло нас на нем помех, оплошностей и пристрастных суждений. Мы должны отдавать себе отчет в его сла­бостях, но в то же время и доверять ему, если мы со­бираемся вообще оставаться в рамках сравнительной (или монокультурной) социальной науки. Я вернусь к упомянутым пристрастным суждениям позднее, а сна­чала хотел бы попытаться внести коррективы в неко­торые из моих собственных недостаточно сдержанных замечаний в адрес метода исследования отдельных случаев. Карикатурное изображение этого подхода — изучения отдельных случаев (то, что я ранее имел в ви­ду) — включает наблюдателя, который отмечает какую-то одну поразительную особенность той или иной куль­туры, после чего приступает к перебору всех прочих различий по всем другим переменным в поисках какого-либо объяснения. К его услугам почти все каузальные понятия его родного языка, которые он использует. То, что он найдет «объяснение», которое кажется вполне удовлетворительным, становится неизбежным, посколь­ку им полностью утрачены «степени свободы». (Как если бы он пытался совместить две точки наблюдения посредством формулы, содержащей тысячу подходящих обозначений, тогда как в хорошей науке следует иметь в нашей формуле меньше обозначений, чем наши дан­ные содержат точек.)

Эта ориентация получила отражение в работе Кэмпбелла и Стэнли [10] 1, после чего многие рассматривали межкультурное сравнение как слабую форму квази­экспериментального плана (см., например, Lijphart [23, с. 683—685]; Boesch, Eckensberger [3]).

_____________________________________________________________________________

1 См. перевод этой работы в данной книге (с. 34—191).

 

 

Мое сугубо отрицательное отношение к изучению отдельных случаев — или же, на самом деле, к сравне­нию двух ареалов — нашло свое выражение и в напи­санной мною главе в книге, вышедшей под редакцией Шу (см. Campbell [8]):

«Неинтерпретируемость сравнений двух, и только двух, естественных случаев. Принимая во внимание важность критики Малиновским1интерпретации Эдипова конфликта в терминах любви — ревности, непростительно, что его наблюдения больше не повторялись. Как бы основательны ни были его полевые исследования дру­гих проблем, опубликованные им данные по этому во­просу на самом деле весьма скудны. Он ссылается на данные, связанные с явным содержанием сновидений... тогда как мы нуждаемся в значительных выборках де­тально записанных сновидений мальчиков, девочек, мужчин и женщин.

Но, несмотря на острую потребность в верификации и обобщении данных Малиновского относительно внутри­семейных установок в изучавшемся им племени на острове Тробриан, ценность такого повторения для проверки гипотезы Фрейда невелика. Нам, заинтересо­ванным в использовании такого рода данных скорее для изображения процесса, чем для исчерпывающего описания отдельных случаев, нужно принять следующее правило:

Никакое сравнение отдельно взятой пары естествен­ных объектов не может быть интерпретировано. Имеет­ся множество параметров, по которым Тробриан и Вена различаются между собой и которые могли бы лечь в основу потенциальных конкурентных объяснений, и мы никоим образом не можем исключить их. При сравнении подобной пары требование ceteris paribus 2 неприемлемо. Но нет нужды отказываться от дальней­шего сбора данных. Как аванкулярная 3, так и евро­пейская традиция столь широко распространены по

_____________________________________________________________________________________

1 Автор имеет в виду работу известного культурантрополога Б. Малиновского: Malinovsky B. Sex and Repression in Savage Society. London, Humanities Press, 1927. — Прим. ред.

2При прочих равных условиях (лат.).

3 То есть традиция, основанная на соблюдении семейно-родового правила, согласно которому мальчик воспитывается дядей, а не отцом. — Прим. перев.

 

 

всему миру, что, если бы нашей целью была проверка теорий Эдипова комплекса, мы могли бы набрать для сравнения дюжину пар родо-племенных общин из самых разных культурных ареалов, различающихся между собой по одному признаку, а именно по тому, кто из мужчин воспитывает и наставляет мальчика, но сход­ных, насколько возможно, в иных отношениях. Предпо­ложим, что сновидения, рассказанные мальчиками, про-демонстрировали ожидавшиеся различия в каждой паре; в таком случае, чем больше оказалось у нас таких пар, тем меньше осталось бы приемлемых кон­курентных гипотез и, таким образом, тем надежнее было бы наше подтверждение» (Campbell [8, с. 344— 345]).

И далее: «Рассмотренная в этом свете, проблема «лаборатории» актуальных международных отношений состоит в том, что мы имеем здесь слишком малое число действующих лиц, слишком мало событий, слиш­ком мало «повторных демонстраций», в которых под­дающиеся классификации как сопоставимые группы действующих лиц вступают во взаимодействие с срав­нимых исходных позиций, и еще слишком много реле­вантных теоретических соображений. Число степеней свободы для последующих суждений, для проверки теории на материале данных, которые к ней привели, гораздо меньше, чем для пред сказаний (это обстоятель­ство получило известное отражение в различении одно­стороннего и двустороннего критерия значимости). Для очерков, написанных с позиций качественного подхода знающим политологом или историком, эти проблемы столь же реальны и чреваты опасностями, как и для специалиста по мультивариативной статистике. Быть может, довести эту проблему до сознания последнего легче (хотя, впрочем, часто довольно трудно, когда он утверждает, что описывает всю генеральную совокуп­ность), потому что заботится об экспликации перемен­ных, тогда как ученый-гуманитарий располагает не­эксплицированным, но очень большим числом возмож­ных «соображений», которые он связывает — или мог бы связать — с тем или иным случаем. (Это скорее, чем признаки, используемые при распознавании образа, со­ставляет суть проблем, связанных с «понимающим» подходом, один из источников его удовлетворительности

 

 

в конкретных случаях и его неудовлетворительности как процесса испытания реальности» (Raser et al. [29, с. 186-187]).

Хотя вполне вероятно, что многие исследования от­дельных случаев, дающие или предполагающие какие-то интерпретации и объяснения или соотносящие эти слу­чаи с теорией, обладают этими недостатками, теперь мне, пожалуй, ясно, что не все они таковы и не обязательно должны быть таковыми и что я недооценил один из главных источников дисциплинированности (иначе го­воря, степеней свободы, если я настаиваю на использо­вании этого статистического понятия для аналогичной проблемы в нестатистических ситуациях). В исследова­нии отдельных случаев, проведенном «бдительным» со­циальным исследователем, хорошо знакомым с мест­ными условиями, теория, которую он использует для объяснения основного различия, порождает также пред­сказания и ожидания относительно десятков других аспектов данной культуры, и он не принимает теорию до тех пор, пока большинство этих последних тоже не получит подтверждения. Он в каком-то смысле прове­ряет теорию с помощью степеней свободы, образуемых многочисленными импликациями, характерными для любой единичной теории. Этот процесс представляет собой один из видов сопоставления образов (pattern matching) (Campbell [6], Raser [28]), при котором рассматриваются многочисленные аспекты данного об­раза, требуемые теорией, чтобы совместить их с на­блюдениями социального исследователя относительно местных условий.

Опыт социальных исследователей подтверждает это. Даже в качественном исследовании отдельных случаев добросовестный социальный исследователь часто не находит объяснения, которое представлялось бы удов­летворительным. Подобный результат был бы невозмо­жен, если бы карикатурное изображение исследования отдельных случаев, каким оно выглядит в приведенных цитатах, было бы верным: вместо этого мы имели бы избыток субъективно приемлемых объяснений. Хотя у меня и нет сомнений, что у людей существует статисти­чески значимая склонность к заключениям в отсутствие определенности, когда налицо, по существу, одни только случайные данные (Campbell [9]) (у животных

 

 

нечто аналогичное было продемонстрировано Толменом и Кречевским [34], а также Б. Ф. Скиннером в его исследовании предрасположенности у голубей), эта склонность не может быть доминирующей, посколь­ку как биологическая, так и социальная эволюция ограничили бы такое легковерие в пользу мутантов с более тонкой различительной способностью. Иначе го­воря, механизмы нашего обыденного знания должны были в конечном счете обладать адаптивной ценностью по крайней мере в той экологической нише, в которой они складывались.

Беккер (личное сообщение, см. также Becker [2, с. 39—62, 25—38]) уверяет, что социальный иссле­дователь, предпринимающий интенсивное изучение от­дельных случаев путем включенного наблюдения или, используя для знакомства с ситуацией какие-либо дру­гие качественные подходы, связанные с обыденным знанием, в конце концов, обнаруживает ошибочность своих первоначальных представлений и теорий. Если это так, то это важный факт, и он заслуживает систе­матического подтверждения. Если это так, то это озна­чает, что интенсивное сравнительно-культурное исследо­вание отдельных случаев подчиняется известной дис­циплине и обладает способностью отвергать теорию, что отрицалось в моем карикатурном изображении этого метода.

Нейролл [26], один из главных сторонников квантификации в области антропологии, располагает мощным средством контроля за качеством количественных дан­ных, определяя «качество» этнографа. Примечательно, что критерии качества связаны не с использованием этнографом тех или иных специальных средств коли­чественных социальных наук (таких, как процедуры случайных выборок, планы и наборы структурированных интервью, психологические тесты и т. д.), а, скорее, с высоким уровнем качественного знакомства с описы­ваемой культурой, определяемым, например, длитель­ностью проживания в данном ареале и знанием мест­ного языка.

Проиллюстрировать принцип дисциплинированности и степеней свободы, связанных с многочисленными теоретическими импликациями, возможно, поможет наложение некоторых непосредственных личных наблю-

 

 

дений, сделанных на ранних стадиях одного знаменитого исследования отдельных случаев. Осенью 1940 г. я был в Беркли участником семинара «Культура и личность». Этим семинаром руководили А. Л. Крёбер и Э. Г. Эриксон, и он был посвящен изучению индейцев племени юрок в Северной Калифорнии, среди которых Эриксон проводил в то время исследование. На основе этих материалов Эриксон [13] в конце концов написал свой классический труд «Описание индейцев юрок» [13]. Крёбер изучал это племя примерно лет за 20 до этого и вдохновил Эриксона на дальнейшее его исследование. Отправляясь к индейцам юрок, Крёбер взял с собой Эриксона и познакомил его со своими оставши­мися в живых друзьями, бывшими 20 лет назад его информантами. Крёбер открыл семинар описанием индейцев юрок. Это описание содержало не только сведения об их географическом положении, экономике, включенности в культурный ареал, социальной организации, физических артефактах и т. п., но и утверждение, что они представляют собой типичное воплощение структуры анального характера по Фрейду. Я вспоминаю, как он кратко обрисовал эту структуру и индейцев юрок с помощью длинной цепочки аллитераций, исполь­зуя прилагательные, начинающиеся на «п»: что-то вроде «прижимистый», «педантичный», «пуританский», «по­дозрительный», «придирчивый», «параноидный» и т. д., хотя деталей я не помню. Во всяком случае, Крёбер приготовил сцену для ортодоксальных, не допускающих сомнений упражнений в психоаналитической антропо­логии. Крёбер сам подвергался психоанализу и прово­дил психоанализ в течение нескольких лет, с 1918 по 1922 г., в Сан-Франциско (см. Т. Kroeber [21]). Его верность антропологической приверженности фактам, очевидно, была сильнее его преданности теории Фрей­да, что видно из знаменитых обзоров Крёбера в книге «Тотэм и табу» (А. КгоеЬег [19, 20]), но в данном слу­чае он придерживался ортодоксальной фрейдистской ориентации. Несомненно, он вдохновил Эриксона на по­сещение индейцев юрок, поскольку был уверен, что они представляют собой некий идеальный тип во фрейдов­ской типологии культур и характеров.

Эриксон был в то время вполне ортодоксальным

 

 

фрейдистом. Он разработал психоаналитическую этно­графию индейцев племени сиу [14], у которых удлинен­ный период кормления грудью, сопровождаемый запре­щением кусать материнскую грудь, приводил к компен­саторной орально-дентальной фиксации, выражавшейся в язвительном юморе и нервной привычке кусать палки, соломинки и ногти. Он творчески разработал теорию детского развития Фрейда, создав свою детализирован­ную типологию форм и зон либидональной фиксации в детском возрасте [12, с. 44—92], но она была всего лишь ортодоксальной разработкой, хотя и отличавшей­ся известной оригинальностью. Если бы в качественном исследовании случаев в рамках отдельно взятой сово­купности культурных условий дисциплина степеней сво­боды отсутствовала в той же мере, что и в моих кари­катурных представлениях, то в этом случае оротодоксальный фрейдовский анальный синдром был бы, ко­нечно, подтвержден. Но этого не произошло. Ни в настоящих, ни в прошлых приемах обучения детей племени юрок навыкам ухода за собой Эриксон не смог найти ничего такого, что должно было бы вызы­вать анальную фиксацию какого бы то ни было типа. Это яркий пример исследования отдельных случаев, под­рывающего авторитет теории, если воспользоваться тер­минами, предложенными в анализе Лиджфарта [23], однако это опровержение оказывается значительно бо­лее действенным, чем то, которое он допускает, поскольку он тоже игнорирует дисциплинированность, проистекающую из богатства релевантных деталей.

Эриксон не только отказался (по крайней мере, в случае с индейцами юрок) от гипотезы об анальном типе характера, он выдвинул другую гипотезу и про­верил ее на материале этого племени. Из бесчисленных альтернатив, которые приходили ему на ум в качестве возможных решений загадок, связанных с данным ма­териалом, большинство оказывались по той или иной причине несостоятельными. Я подчеркиваю эту фразу, поскольку в ней, как мне кажется, кратко выражено представление о пользе многочисленных импликаций, многочисленных наблюдений («по той или иной при­чине») в концептуальной сфере некоей многочисленной совокупности импликаций любой конкретной теории: степеней свободы на основе многочисленных имплика-

 

 

ций. Та единственная теория, на которой он, в конечном счете, остановился, б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...