Потребности. Классификация потребностей.
Потребности – побуждение к деятельности, которое осознает и переживает человек (нужда в чем-то, недостаток, неудовлетворенность). Потребности для любого человека на земном шаре зависят от: 1. географического места проживания (Сибирь, Африка); 2. статуса личности в стране (президент, с/х работник); 3. экономических факторов. Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А.Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от "низших" материальных до "высших" духовных:
Первые две группы потребностей – физиологические и потребность в безопасности, согласно А.Маслоу, это потребности низшего порядка, последние - высшего. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка. Физиологические потребности в еде, одежде, продолжении рода считаются фундаментальными или базовыми потребностями, но в тот же время и приземлёнными, человека начинают формировать именно социальные потребности. Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др. Известны также потребности, которые возникают в процессе развития цивилизации (современное медицинское обслуживание, транспорт, и т. д.)
За способом удовлетворения потребности разделяют на индивидуальные (одежда, еда, жильё, и т. д.) и коллективные (общественный порядок, безопасность, и т. д.). Существуют потребности первой необходимости (еда, одежда, и т. д.) и изысканные, которые удовлетворяются предметами роскоши (духи, украшения, и т. д.). Стоит отметить, что нельзя чётко определить критерии деления таких потребностей. Так, для одного человека машина может удовлетворять потребность первой необходимости, а для другого быть предметом роскоши. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму - форму интереса.
Мотив – внешнее побуждение к действиям. Понятие " мотив " (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Например, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: 1) самореализация; 2) познавательный интерес; 3) самоутверждение; 4) материальные стимулы (денежное вознаграждение); 5) социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу); 6) идентификация с кумиром. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).
21. Эмоции и чувства. Классификация чувств
Эмоции – реакция человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих явно выраженную субъективную окраску. Главное в эмоциях – лучшее понимание друг друга. Самая старая и распространенная эмоция – удовольствие от удовлетворения органических потребностей и неудовольствие.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. - высшие; - моральные; - практические; - интеллектуальные; - эстетические. Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний. Классификация эмоций и чувств: 1) По влиянию на деятельность бывают: ê стенические; ê астенические. 2) По сложности и содержанию бывают: ê высшие сложные; ê низшие простые. 3) По форме протекания бывают: ê настроение; ê аффекты; ê страсти.
Наиболее распространенная классификациявнутренних чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. Соответственно, различаются чувства интеллектуальные, нравственные, познавательные,религиозные, родительские, эстетические и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|