Законодательная база, цели, задачи и источники информации аудита учета финансовых результатов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ План
Введение Теоретические аспекты аудита учета финансовых результатов Законодательная база, цели, задачи и источники информации аудита учета финансовых результатов Планирование проверки аудита учета финансовых результатов Организация проверки аудита учета финансовых результатов по существу Заключительный этап аудита учета финансовых результатов Типичные ошибки и нарушения аудита учета финансовых результатов Проведение аудита на примере ОАО «Смоленскэнергоремонт» Заключение Список использованных источников Приложения Введение
С переходом к рыночным отношениям и их развитием аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности - дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования. В этих условиях в нашей стране вводятся в действие правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита, и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства. В этих условиях аудиторы больше внимания должны уделять вопросам планирования и документирования аудита, определению аудиторского риска и существенности возможных ошибок, разработке внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.
С другой стороны, участники экономических отношений, особенно субъекты малого и среднего бизнеса, в условиях непрерывно и быстро изменяющегося правового поля, часто не в состоянии отслеживать все изменения административного, экономического и налогового законодательства, что может быть причиной наложения на них значительных штрафных финансовых санкций. Очевидно поэтому, что они нередко нуждаются в аудиторских и сопутствующих им услугах, как для подтверждения достоверности своей отчетности, так и для решения административных, правовых, налоговых вопросов текущей деятельности. Прибыль является основным обобщающим качественным показателем деятельности предприятия (фирмы) и характеризует конечный финансовый результат, эффективность производства, именно поэтому данная тема является актуальной. Для обобщения информации о конечном финансовом результате ведется счет 99 (Прибыли и убытки). Целью написания данной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по дисциплине «Аудит», а также применение их при решении конкретных задач, развитие навыков самостоятельной работы. Цель исследования предопределило решение следующих задач: 1) Изучить цель, задачи аудиторской проверки учета финансовых результатов; ) Рассмотреть, что является источниками информации для аудита этого участка, и какие процедуры может провести аудитор; ) Проанализировать основные направления проверки и алгоритм ее проведения; ) Рассмотреть ход аудиторской проверки финансовых результатов и выявить все нарушения на примере конкретной организации. Объектом исследования выступает ОАО «Смоленскэнергоремонт». Предметом исследования является аудит финансовых результатов от финансово-экономической деятельности организации.
В курсовой работе была использованы материалы отечественных учебных пособий, периодических изданий, а также нормативных документов из информационно-справочной системы «Консультант Плюс». Теоретические аспекты аудита учета финансовых результатов Законодательная база, цели, задачи и источники информации аудита учета финансовых результатов
Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период. Целью аудита финансовых результатов является установление правильности формирования и раскрытия в бухгалтерской отчетности финансовых результатов деятельности аудируемого лица. Задачи аудита финансовых результатов: оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным учета конечного финансового результата; подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета; проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж; проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов; проверка правильности налогообложения прибыли; проверка и подтверждение отчетности о финансовых результатах. Объектами аудита финансовых результатов в части доходов являются: доходы от обычных видов деятельности: выручка от реализации продукции, работ, услуг; прочие доходы; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты по авансам полученным. Объектами аудита финансовых результатов в части расходов являются: расходы по обычным видам деятельности: материальные, трудовые и прочие затраты, являющиеся составными частями себестоимости продукции, работ, услуг; прочие расходы; расчеты с поставщиками и подрядчиками; расчеты с персоналом по заработной плате. учет основных средств и нематериальных активов; расчеты с бюджетами разных уровней [1, с 320]. Аудит проводится на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и федеральных стандартов аудиторской деятельности. Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие оценочные значения. Федеральный стандарт 7/2011 определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результата анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Источниками информации для сбора аудиторских доказательств по проверке финансовых результатов являются: учредительные документы; приказ об учетной политике; рабочий план счетов; состав доходов и расходов будущих периодов; договоры; регистры бухгалтерского учета по счетам: 90, 91, 99, 84, 50,51,62,60,76,99, 97, 68, 70; первичные документы (Документы, служащие основанием для отражения в учете операций по продаже (оказанию) услуг, по учету затрат на производство (оказание) услуг, для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций, связанных с формированием и использованием финансовых результатов); налоговая декларация. Также при проверке используются письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная от третьих источников: поставщиков, покупателей, налоговых служб и т.д. в соответствии с правилом (стандартом) № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников». К числу прочих аудиторских доказательств, аудитором могут быть использованы результаты предшествующих аудиторских проверок. Основные законодательные и нормативные документы, поверяемые в ходе аудита учета финансовых результатов представлены в таблице 1.
Таблица 1- Нормативно-правовое регулирование аудита финансовых результатов
Планирование проверки аудита учета финансовых результатов
До начала проведения аудита аудиторская организация должна в полной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется в соответствии с положениями федеральных правил стандартов аудиторской деятельности (ФПСАД) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой отчетности». аудит учет финансовый результат Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, заключается в понимании следующих проблем: - отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица; характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики; цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности; основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения; система внутреннего контроля. Приобретение знаний о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным динамичным процессом сбора, обновления и анализа информации на всех стадиях аудита. Аудиторские процедуры, осуществляемые с целью приобретения знаний о деятельности аудируемого лица, относятся к процедурам оценки рисков, потому что определенная информация, полученная путем выполнения таких процедур, может быть использована аудитором в качестве аудиторских доказательств при оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, выполняя процедуры оценки рисков, аудитор может получить аудиторские доказательства в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытия информации и связанных с ними предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также об операционной эффективности средств контроля, даже если такие аудиторские процедуры не были специально запланированы в качестве процедур проверки по существу или тестов средств контроля. Аудитор имеет право также запланировать выполнение процедур проверки по существу или тестов средств контроля параллельно с процедурами оценки рисков, если посчитает такой подход эффективным. Аудитор должен выполнять следующие процедуры оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля: запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица; аналитические процедуры; наблюдение и инспектирование. Несмотря на то, что большая часть информации, которую аудитор получает путем запросов, может быть получена от руководства аудируемого лица и тех, кто отвечает за составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, запросы, направленные сотрудникам аудируемого лица, в частности производственному персоналу, внутренним аудиторам и другим сотрудникам с различными административными функциями, могут быть полезными в обеспечении аудитора различными точками зрения при выявлении рисков существенного искажения информации. Для того, чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, аудитор должен продумать вопрос о том, какие именно документы следует получить и насколько они необходимы для пополнения его знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта. Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников: а) официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях; б) статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты; в) нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта; д) разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта. е) запросы третьим лицам; ж) консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды; з) учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур; м) результаты работы с привлеченными специалистами - экспертами; о) использование знаний, накопленных из предыдущего опыта аудитора; п) материалы налоговых проверок и судебных процессов Определяя сотрудников аудируемого лица, которым могут быть направлены запросы, а также количество таких запросов, аудитор учитывает, какого рода информация может быть получена, чтобы помочь аудитору выявить риски существенного искажения информации. Далее, на этапе планирования аудитор должен оценить систему внутреннего учета и внутреннего контроля аудируемого лица, а также аудиторский риск, состоящий из трех составляющих: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. Также аудитор должен рассчитать уровень существенности с целью определить предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности и связать уровень существенности с риском для того, чтобы спланировать необходимые процедуры контроля [12, с 34]. Система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Под системой внутреннего контроля аудита будем понимать совокупность следующих элементов: ) контрольной среды; ) системы бухгалтерского учета; ) процедур контроля. Оценка СВК производится в 3 этапа: на первом производится исследование контрольной среды, которое осуществляется исходя из необходимости во внутреннем аудите, фактическом существовании специальных подразделений, осуществляющих внутренний контроль, а также из показателей уровня корпоративной культуры; оценка системы бухгалтерского учета основана на оценке адекватности учетной политики и ее соответствия показателям бухгалтерской финансовой отчетности; оценка процедур контроля основана на исследовании порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и может быть скорректирована посредством сбора аудиторских доказательств о проведении дополнительных процедур (например - ревизии, внутреннего аудита). Агрегировав показатели оценки компонентов системы внутреннего контроля можно оценить принимаемый риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Под аудиторским риском понимается вероятность выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Мультипликативная модель аудиторского риска будет рассчитана по формуле:
АР = ВХР х РК х РН (1)
где АР -аудиторский риск; ВХР - внутрихозяйственный риск; РСК - риск средств контроля; РН - риск необнаружения. После проведения и документирования всех необходимых процедур аудиторской организацией составляется общий план и программа аудиторской проверки. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация (аудитор) должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных выше аналитических процедур. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, для того чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита может меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также их причины следует подробно документировать. В общем плане организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть: реальные трудозатраты; расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита. Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|