Методические рекомендации (материалы)
Для преподавателей
Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер и читаются по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. Лекционный материал отражает основные вопросы дисциплины и позволяет выполнить тестовые задания. Практические занятия проводятся в учебных группах по наиболее узловым и сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа правовых явлений. Занятия проходят в учебных группах по всем темам курса. На них отрабатывается умение проведения юридического анализа конкретных ситуаций, возникающих в ходе осуществления деятельности по доказыванию. Деловые игры должны помочь студентам уяснить содержание деятельности по доказыванию, способы разрешения проблемных ситуаций, приобрести первичные навыки собирания, проверки и оценки доказательств по уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам и т.д. Контрольные работы выполняются студентами с целью привития практических навыков. Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала – проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами, практическими занятиями и деловыми играми. К проведению занятий наряду с профессорско-преподавательским составом привлекаются известные ученые-юристы и крупные специалисты – работники правоохранительных и иных органов. Текущий контроль полученных студентами знаний включает:
• индивидуальные (а в отдельных случаях и групповые) собеседования; • тестирование; • контрольные письменные работы; • выполнение программных заданий, в том числе и на базе компьютерной техники. Итоговым контролем является экзамен после прохождения всего курса, цель которого – проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в повседневной работе правоохранительных органов по доказыванию определенных обстоятельств. Основная форма изучения дисциплины – самостоятельная работа студентов с использованием рекомендованной литературы и нормативных источников, методических указаний и консультаций на протяжении всего периода изучения курса. В случае интенсивной добросовестной работы студентов допускается досрочная сдача экзамена. Возможно также освобождение отдельных студентов от сдачи экзамена с выставлением высшего балла на основе рейтинговой оценки знаний, умений и навыков, показанных в процессе обучения. Это делается с целью стимулирования студентов к добросовестной подготовке к занятиям и стремлению получить высокие оценки на всех занятиях. В ходе преподавания применяется комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных ситуаций, использование компьютерных программ. Практические занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок в ходе доказывания. Успешному их проведению способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов. Необходимо, в первую очередь, ознакомиться с заданием к практическому занятию, определить примерный объем работы по подготовке к нему, выделить вопросы, упражнения и задачи, ответить на которые или решить их без предварительной подготовки не представляется возможным, а также ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Этот перечень может быть дополнен преподавателем, из него могут быть исключены отдельные источники с учетом изменений в законодательстве, принятия новых правовых актов и выхода в свет новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует, однако, иметь в виду, что в библиотеке вуза могут отсутствовать отдельные рекомендуемые источники.
При ответе на вопросы и решении задач следует ориентировать студентов внимательно читать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы в его защиту, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. При сомнении в правильности ответов можно давать возможность посоветоваться с другими студентами или обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе студентов или по инициативе преподавателя могут проводиться групповые консультации. При подготовке к занятиям можно пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства можно использовать и на занятиях для лучшего, закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссии не исключают стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, решения Пленума Верховного Суда РФ, решения судов по конкретным вопросам, литературные источники.
За устные и письменные ответы студентам выставляются оценки по пятибалльной или иной системе. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения отмечая положительные и отрицательные моменты.
Методические указания студентам К изучению курса Дисциплина «Доказывание в правоприменительной деятельности» изучается студентами на первом курсе в течение одного семестра, что позволяет подготовиться к более углубленному изучению других профилирующих юридических дисциплин. Изучая данную дисциплину, следует иметь в виду, что возможны изменения и дополнения процессуального законодательства, регламентирующего деятельность субъектов доказывания. В связи с этим студентам надлежит внимательно следить за изменениями законов и подзаконных актов, обращаясь к таким источникам, как «Российская газета», «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция». Следует также обращать внимание и на журнал «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации». Помещенные в нем постановления Пленума Верховного суда РФ направлены на единообразное и правильное применение процессуального законодательства, что, несомненно, поможет в более углубленном изучении данной дисциплины. Курс состоит из общей и особенной частей, поделенных на двадцать шесть тем. При изучении курса «Доказывание в правоприменительной деятельности» в целом следует использовать учебники и учебные пособия, которые помогут в освоении теоретических вопросов. Рекомендуется использовать только такие учебники и учебные пособия, которые основаны на новом законодательном материале. Необходимо также обращаться к дополнительной литературе научного характера, для более полного представления о дискуссионных, проблемных вопросах доказывания по уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|