Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Царь естеством подобен Богу, ибо




он скипетр царствия принимает от Бога

               

В Начале ХVI в. все большее распространение получает признание и идея божественного Происхождения власти Государя. Одним из первых об этом заговорил Иосиф Волоцкий. В своих посланиях к Великому Князю Василию III он постоянно именовал его «Самодержцем», «царем» и «государем всея Рускыя земли». Больше того, Иосиф Волоцкий уподоблял земную миссию русского государя Божиему Промыслу: « Царь ведь естеством подобен вышнему Богу », ибо он « скипетр царствия принял от Бога ». Сигизмунд Герберштейн свидетельствует, что во времена Василия III - самого Великого Князя, его подданные называли «ключником и постельничим Божиим» считали, что «... воля государя есть воля Божия и, что бы ни сделал государь, он делает это по воле Божией ».

В сочинениях пророческо-эсхатологического цикла древнерусские книжники ХV в. выдвинули ряд «идеалов-образов» или формул — « Москва — Новый Царьград », «Москва — Новый град Константина» и, наконец, « Россия, как “Третий Рим” », в которых Московское государство начинает осознаваться как центр, ядро, средоточие правой веры во всем мире.

В основе всех этих формул лежало древнее учение о «странствующих царствах», в христианской традиции восходящее к библейской Книге пророка Даниила (2, 36—45). Согласно пророчеству Даниила, в земной человеческой истории будет четыре царства, наделенных особой Господней Благодатью, но четвертое царство падет под натиском сил антихриста. А затем будет создано вечное царство Божие — «И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2, 44).

Книга пророка Даниила, а также толкования на нее, осуществленные во II — VIII вв. Ипполитом Римским, Ефремом Сирином, Козьмой Индикопловом, Мефодием Патарским, были известны и на Руси. Кроме того, в конце ХV в. в составе Геннадиевской Библии была впервые переведена Третья книга Ездры, в которой также содержались пророчества о конце света и о четырех царствах. Особую же актуальность всем этим библейским пророчествам в конце ХV — начале ХVI в. придавал факт гибели Византийской империи.

Одним из первых, кто применил древние мистические образы «странствующего царства» к настоящему и будущему России, стал игумен псковского Елеазаровского монастыря старец Филофей (ок. 1465—1542), впервые назвавший Россию «Третьим Римом». …Образ «Рима» сближается с другими образами-наименованиями мистического мирового хранилища христианства — «Иерусалим», «Царьград», «Новый град Константина».

…В послании М. Г. Мисюрю Мунехину старец Филофей образ Рима озвучивает как «Ромейское царство» — центральный образ всей религиозно-мистической концепции старца Филофея. «Ромейское царство» - это некое мистическое «неразрушимое» и «недвижимое» христианское царство, носителями которого могут быть различные государства. Содержание «Ромейского царства» связывается старцем Филофеем не с каким-то постоянным царством-государством, а с тем, которое реально охраняет и защищает истинное христианство…

Поэтому, по сути дела, вся христианская история человечества - это история «Ромейского царства» ( как образа Царства Небесного). … «Ромейское царство», имеющее «тот же возраст, что и Христос», появляется с приходом Спасителя на землю, поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т. е. объявил Себя гражданином Римской империи. Таким образом, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ «неразрушимого» и «недвижимого» христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает старец Филофей.

В существовании «Ромейского царства» древнерусский мыслитель выделяет три этапа.

Первый этап — это время существовании единой христианской Церкви, закончившееся с отпадением Западной Церкви от единого христианского тела в середине XI века.

Второй этап «Ромейского царства» связывается уже с Византийской Империей и Православной Церковью. Он завершается Флорентийским собором 1439 г. и падением Византийской империи в 1453 г.

Зато начинается Третий этап — эпоха «Третьего Рима», «последнего царства» из толкований Книги пророка Даниила, конец которого совпадает с концом истории.

Таким образом, «Третий Рим» становится последним воплощением мистического христианского царства. И земным ликом «Третьего Рима» старец Филофей объявляет Московскую Русь, принимающую на себя функцию «Ромейского царства. Старец Филофей придал образу Рима очень своеобразное и даже национальное звучание. Он одним из первых в отечественной религиозно-философской мысли использует сам образ Рима в приложении к Московскому государству. Дело в том, что древнерусским православным мыслителям были ближе образы Царьграда и Иерусалима. Рим же в большей степени ассоциировался с западной, католической, традицией.

Следовательно, через образ «Ромейского царства» старец Филофей объявляет Московскую Русь единственной истинной хранительницей всемирного христианства. И недаром он приводит несуществующие слова апостола Павла: «Рим — весь мир». Для старца Филофея выражение «Рим — весь мир» было очень важно, ибо он связал его с Московской Русью, и, следовательно, это выражение можно было трактовать по-новому: « Московская Русь — весь мир ». Так и возникает знаменитая формула: «Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино Царьство нашего Государя, по пророчьским книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти». В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь возлагается величайшая историческая ответственность — она должна быть теперь единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска и с Запада и с Востока.

Но еще большую ответственность несет Московское государство в религиозно-мистическом смысле: Россия — это единственное в мире христианское царство, которое «удерживает» приход антихриста и является залогом вечности христианства. И недаром старец Филофей не связывает идею «Третьего Рима» только с Москвой, как это произошло позднее («Москва — Третий Рим»). «Третий Рим» — это и всё Русское царство, и Русская Церковь, наследница единой апостольской Церкви первых восьми веков ее существования.

По этой причине так важно ныне православным христианам не впадать в ересь, которая ныне цветет пышным пустоцветом. Помните, на всех богослужениях, вопреки многовековым канонам, вместо Царя-Богопомазанника, избранного Самим Богом при зачатии, предлагается помолиться « за В еликого Г осподина (?!? )и О тца (!?! ) нашего Святейшего» избранника человеков? Старец Филофей выражает надежду, что «Третий Рим» и в самом деле продлится вечно, ведь Господь «долго терпит», и только Он определяет сроки Второго Пришествия. Поэтому в эсхатологических представлениях Филофея наиболее важной кажется не «идея конца мира», а идея «вечного пути» — пути [исповедания правой веры, пути] покаяния и молитвы, подвижничества и исполнения нравственных заповедей.

В послании дьяку Мунехину и перед Великим Князем ставится главная задача — «удержание» в Московском государстве истинного христианского благочестия и правой веры. Тогда и «Третий Рим» как последний этап «Ромейского царства» будет стоять вечно, то есть до срока, установленного Богом, Второго Пришествия Иисуса Христа. … В этом же Послании на основе мистического образа «Третьего Рима» формулируются и конкретные религиозно задачи, стоящие перед русским Государем, — русский Государь обязан принять на себя обязанности вселенского православного Государя.

В этом Послании также усилена идея единства Церкви и светской власти [симфонии], как важнейшего условия созидания «Третьего Рима» на Руси. Светский Государь - это исполнитель высшей, мистической миссии, которую возложил на Русь Сам Господь. По этой-то причине светский Государь царства народа Божьего является по воле Бога уже не только Глава этого богоносного русского народа, но и Глава наследия Божьего. Он, как Богопомазанник, уже является земным Главой земной Церкви. Вот против этого-то и борются всеми силами, которые дает им сатана, еретики. Да, два первых Рима пали в ересь папизма, но третий стоит и будет стоять, ибо четвертому Риму не бывать! ]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...