Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. «Быть Удерживающим, спасать весь мир от тайна беззакония»




« Одаренный от природы умом, чуткостью и самыми возвышанными порывами души (как все это и свойственно всем Богопомазанникам), весьма начитанный в Священном Писании, Царь Иоанн Грозный рано был искалечен своеволием и самодурством бояр. (Ворам чужой власти свойственно своеволие и самодурство. ) Царь не любил этих бояр, съехавшихся из отнятых у них княжений в Москву, откуда они хотели править государством в качестве верховного правительственного слоя. «Подобно бесам от юности моей вы поколебали благочестие и Богом данную мне державную властьсебе похитили », - говорил он и выводил измену, которую видел в непризнании вводимого им принципа верховной власти.

Их требованиям породы (ибо они были благородных княжеских кровей) он противопоставил свою теорию управления, основанную на Божественной миссиисвыше, миссии, получившей свою печать (подтверждающую его Богоизбранничество, родословием от Византийских Императоров и церковным Таинством Венчания)на Царство. Он не только стал первым Вселенским Царем … в России, но и являлся основоположником понятия Самодержавия. Он дал учение о целях власти, об ее основах и ее пределах. Он оттенил и Священный характер сана, говоря об отношениях подданных к Царю.

«Если Царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом (а не перед каким-либо человеком, даже если он и патриарх), и Курбский может порицать Иоанна, как человека, - пишет он, - но не может не повиноваться тому, что божественно, - его Царскому сану …» В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал, и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок только перед Царем царей… Своей власти он дает религиозно-нравственное значение. « Тщусь с усердием людей на истину и на свет наставить, да познают единого истинного Бога, в Троице славимого, и от Бога данного им Государя, а от междоусобных браней и строптивого жития да отстанут, коими царства рушатся». И он требует полного повиновения себе, как Царю, поскольку, однако, его повелением не затронута вера ».

«Открывая Стоглавый собор, он обращается с такой речью: «Ныне молю Вас, о богособранный Собор, ради Бога и Пречистой Богородицы и всех Святых трудитесь для непорочной и православной веры, утвердите и изъясните, как предали нам Св. отцы по Божественным правилам… А сам я всегда готов вместе и единодушно с вами исправлять и утверждать православный закон, как наставит нас Дух Святый. Если, по нерадению вашему, окажется какое-либо нарушение Божественных правил, я в том непричастен, и вы дадите ответ перед Богом. Если я буду вам сопротивен, вопреки Божественных правил, вы о том не молчите ; если буду преслушником, воспретите мне без всякого страха, да жива будет моя душа , да непорочен будет православный христианский закон и да славится Пресвятое Имя Отца и Сына и Святого Духа ».

В делах, связанных с вопросами веры, Грозный считал себя связанным правилами Церкви (но не Архиерейскими мнениями). А в земных делах мыслил себя лишь орудием Промыслительной Десницы, ища наставления и руководства в Святительском благословении и молитве (и ревнуя жить, исполняя волю Всемогущего, а не волю какого-либо человека, ибо выше себя на земле никого не видел)… Принадлежа к Церкви, он сам ей подчинялся, признавая за руководство ее нравственные требования и направляя государственное строительство в духе Церкви. Причем подчинялся именно Церкви, Ее канонам и догматам, а не священству, которое, как внешний епископ Церкви, сам вразумлял, ограждая от греха и расхищения.

Образец этот давала ему Византия … И понятие Самодержавия, как власти самодовлеющего идеала, подвига личности, освященного Церковью, рукоположением [в церковный чин внешнего епископа] и таинством миропомазанием, перешло неприкосновенным и в Основные Законы: « Власти Самодержавного Монарха повиноваться не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает » – гласит статья 1-я. Нравственный идеал жертвенного подвига лишь тогда перестанет быть принципом высшей власти, когда Россия перестанет быть православной. Но пока еще живет в сердцах русских Православие, и в Основных Законах есть статья 62: « первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть христианская, православная, восточного исповедания ».

Царь Иоанн Васильевич Грозный созывал Земские Соборы и для законодательства, и для решения высших правительственных вопросов из всех чинов Московского государства. Верховной властью была его Царская Власть, и все права ее вытекали из ее обязанности, миссии, свыше возложенной; права его были ограниченыне правами подданных, а их обязанностями по отношению к Богу. Где верховная власть требует неповиновения Богу, там кончается повиновение ей, ибо она выходит тогда из своей компетенции. Но подданные обязаны содействовать Царю в устройстве государственных и церковных дел, когда он призывает их, и решать их, когда он им приказывает это; самое право [ Богопомазанника ] на это определяется их обязанностью содействовать Царю. (При этом не имеет значения, являются ли подданные мирянами или клириками. )…

Не обязанности граждан определяются правами (как при демократии), а права их определяются их обязанностями перед Богом, а значит перед Царем (так при православной монархии). В первом случае воля народа в принципе ничем не ограничена… Во втором случае Самодержавный носитель власти признает себя подчиненным высшей силе Промысла Божьего, и народ подчиняется ему, как Помазаннику Божьему, как орудию Его Промысла. Те, кто не смиряется перед такою властью, не понимает ее и не повинуется [не зависимо от чина и сана: мирянин или монах, князь или Архиерей] – лишь «безводныя облака, носимыя ветром, ропотники ничем недовольные, поступающие по своим похотям, обещающие другим свободу, а сами – рабы тления». В апостольском учении политическое своеволие есть проявление общего своеволия, вытекающего из непонимания главной цели жизни. Апостол освещает принцип власти как службу, Богом указанную, и кладет границы для повиновения Кесарю в необходимости воздавать Божие Богу. Понятие христианской власти, как подвига служения, совершенно неотделимо от христианского учения и миросозерцания. »

Первый русский Богопомазанник – Святой Благоверный Царь Иоанн IV Грозный отчетливо понимал всю тяжесть своей ответственности пред Богом своего Царского служения. Это лучше всего подтверждает герб Отечества, в создании которого Святой Царь принимал самое непосредственное участие и которым увековечил средствами геральдики свое понимание учения Церкви о Царской Власти и свою верность в служении Богу. В геральдике любого государства отражаются в символической форме основные особенности этого государства, а главный символ его занимает центральное место в его гербе.

Существенной особенностью русской геральдики является то, что в ней главенствующую роль играла символика духовности, ибо в ней всегда отражались иконописные традиции богоносного русского народа. Так вот, именно во времена царствования Царя Иоанна Грозного был создан герб, который брался за основу всеми последующими русскими Богопомазанниками, ибо в нем в иконописной форме изображена харизма русских Богопомазанников со своим богоносным русском народом: быть Удерживающим, спасать весь мир от тайна беззакония, ибо она и во времена апостола Павла была уже в действии (2Фесс. 2, 7). А в последние времена: спасти мир от врагов Божьих, положив их в подножие ног Иисуса Христа (12, 36).

«И при отце, и при дяде Иоанна IV Васильевича изображения сакрального двуглавого символа и поражающего змия конного копейщика существовали порознь, хотя и на одной печати. В начале 1560-х гг. первый русский Царь произвел своеобразную реформу официальной сфрагистики, в результате которой образовался устойчивый тип особой государственной печати. “Того же году февраля в 3 день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а среди его инърог”.

…Двуглавый орел стал основной фигурой государственных печатей всех царствований XVI-XVII вв., занимая и лицевую, и оборотную стороны. Он помещался в центре концентрических кругов, образованных начертанием полного титула царствующего российского Самодержца. Но важнейшей особенностью государственной печати 1562 года, явившей миру окончательную композиционную модель существующего по сей день герба России, оказалось помещение московской великокняжеской эмблемы на груди двуглавого орла.

Произошло не просто механическое воссоединение двух сторон печатей Иоанна III, Василия III и первых лет царствования самого Иоанна IV Васильевича - завершился очередной этап автономного становления и развития отечественной геральдики. …Единая комплексная фигура, состоящая из коронованного двуглавого орла и картуша с московским великокняжеским гербом, приобрела собственное оригинальное значение, качественно отличающееся от отдельно взятых и механически суммированных значений этих объединенных символов. Данное смысловое свойство новообразованного герба позволяет увидеть в его ставшей классической композиции отражение русской иконописной традиции, абсолютно независимой от западноевропейского геральдического опыта.

Отдельно взятый коронованный двуглавый орел в русской редакции конца XV – начала XVI в. символизировал огосударствленное вселенское православие во главе с Царемисполнителем Воли Божией. » Обратим внимание, что Царь в " русской редакции" – это не исполнитель своей воли, ничем не ограниченной, но исполнитель Воли Бога. Помещение герба Московского великокняжеского рода на груди орла явилось буквальным графическим воплощением религиозно-философской модели “ Москва – Третий Рим ”.

В иконографии образа Богородицы Знамение (др. -русск. - чудо, пророческий знак), лежит разгадка появления московского гербового картуша на груди не менее значимой гербовой фигуры. …[Иконографический тип образа Богоматери] Знамение основывается на зримом символизме христианского догмата. Он означает неизреченное нисхождение на землю Господа и воплощение Его от Приснодевы и Духа Святого. Самостоятельность Священного образа Иисуса Христа во младенчестве подчеркнута изображением Его внутри особой символической фигуры – круга славы. Но вместе с тем Младенец составляет сокровенную сущность Богородицы, отчего круг славы располагается на Ее груди, в области сердца. Недаром и в западноевропейской геральдике щиты небольшого размера с наиболее значимой символикой, расположенные в центре основного гербового щита, получили название Herzschilde сердцевые щиты. Смысловое единство Herzschild и щита на груди Священной царственной птицы позволяет и его называть сердцевым – вместилищем важнейшей эмблемы. » (Истоки русской геральдики. Стр. 108-109). «На обратной стороне печати 1562 г. Иоанна IV Васильевича грудь двуглавого орла также накрыта картушем, как и на лицевой стороне, но вместо ездеца-копейщика в нем изображен “инрог” – единорог. …

Иоанн Васильевич полагал исполнение Помазанником Божиим своих обязанностей служением Господу, в коем различал четыре формы: отшельничество, монашество, Священническую власть и Царское правление. Следует здесь напомнить, что в православном миросозерцании страх Божий напрямую ассоциировался с одним из возможных путей спасения, отчего служение Господу в форме Царского правления представлялась Иоанну Васильевичу в “страхе, и запрещении, и обуздании, и конечнейшем запрещении по безумию злейших человек лукавых”. Мистическая суть Царской Власти как разновидности иноческого подвига виделась Грозному не столько в свете отшельнического учения Нила Сорского (к чему старалась подвигнуть его " Избранная рада" [лукаво желая украсть у него Царскую Власть]), сколько согласно древнему Киево-Печерскому уставу. Для спасения души следовало истязать плоть, а под " плотью" Руси Царь понимал всех людей ее, спасение которых вверено было ему Господом и осуществлять его он должен был страхом Божиим.

По сути, вся программа действий Иоанна Васильевича сводилась к тому, чтобы страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит спасти их души ». (Истоки русской геральдики. Стр. 120-122). Святой Царь совершенно справедливо понимал под плотью соборной личности Руси всех вверенных ему Богом людей, а главой этой соборной личности являлся он сам. Текст Священного Писания указует нам именно так понимать Богопомазанника и народ Божий: И пришли все колена Израилевы к Царю Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы — кости твои и плоть твоя (2Цар. 5, 1).

Все колена Израилевы – это весь народ Божий. И если Царь – это верховный правитель, вождь, повелитель, властитель народа Божьего, отец народа, разум народа, глава соборной личности народа, то кости и плоть Царя – это сам народ, соборная личность народа. Свою устремленность исполнять Волю Бога в чистоте сердца Своего, как меча и слова Божия, Царь Иоанн Васильевич Грозный выразил через символ единорога, поместив его в Своей государственной печати.

Единорог, как символ свирепой чистоты, есть « образ возвышенный и воинственный, как сам идеал богоданной власти русского Самодержца. …Благородная чистота единорога приличествовала не только Царскому гербу, но и Царскому оружию. В последних битвах за Ливонию в русском войске появились пушки с единорогом на стволах, первая из которых была в 1577 г. отлита знаменитым мастером Андреем Чоховым. С тех пор возник обычай, существовавший до XVIII-XIX вв., называть артиллерийские орудия " инрогами" или " единорогами" ». (Истоки русской геральдики. Стр. 123-124).

Таким образом Господь увековечил память о правоверии и благочестии Святого Царя Иоанна не только в российском государственном гербе, но в народной памяти о военных победах, которые добывались и " единорогами". «Весьма характерно, что единорог на время Смуты покинул печати Царя избранного человеками Василия Шуйского и царевичей самозванных и появился в государственной символике России только при Михаиле Федоровиче Романове. Видимо, никто из выдвинутых Смутой правителей России не решался осенять себя символом свирепой чистоты, который многими воспринимался личным гербом Иоанна Грозного. » Только законного, природного Царя Богопомазанника символ свирепой чистотыне обжигает!

Вся полнота симфоническая звучания догмата Царской Власти графически представлена в Большой государственной печати Царя Иоанна Грозного 1577 года. На ней «помещены двуглавые орлы, иконография которых полностью совпадает с печатью 1562 года, за исключением одного: здесь орлы увенчаны одной-единственной короной с венчающим ее православным крестом вместо двух небольших коронок, парящих над головами царственных птиц на всех более ранних печатях. …Соединение Царского венца с восьмиконечным православным крестом превращало его в символ емкий и конкретный – такая корона могла означать только власть вселенского православного Царя, Самодержавие которого соединило в себе светскую и церковную сферы власти. Подчиненная роль русских митрополитов при Иоанне Грозном получила соответствующее отражение в Большой государственной печати – впервые с конца XV в. Обе орлиные головы оказались лишенными корон, все значение которых обратилось в корону Царскую. » (Истоки русской геральдики. Стр. 132-133).

Итак, иконография государственного герба уже при первом русском Богопомазаннике отражала претворение учения Церкви о Царской Власти в реалии российской действительности.

В Большой государственной печати, кроме того, « над короной православного Царя помещен самостоятельный медальон – тринадцатый в охватывающем орла кольце. Крест на “Голгофе” с орудиями Страстей Господних и “адамовой головой” у его основания окружен надписью: “Древо даруетъ древнее достояние”. …Дохристианское значение креста на горе с прямоугольными уступами соответствовало понятию “ центр земли ”, “ пуп мира ”. Христианство же привнесло в архаичную символику собственное содержание, объявив сакральным центром гору Голгофу (греч. “череп”) под Иерусалимомместо распятия на Животворящем Кресте Иисуса Христа.

Сосредоточение всего объема Самодержавной власти в руках православного Царя, распространение этой власти за существующие границы Государства и ее религиозно-мистический аспект превращали Животворящий Крест, “древо живоносное” в символ вселенской миссии Москвы – Третьего Рима. Центр истинной веры, всего христианского мира переместился на Русь, становясь ее неотъемлемым достоинством (можно было бы добавить – и ее Голгофой [ на которую вознесен русский Царь-Богопомазанник ]). В утверждении этого принципа и заключалась суть всей политики Иоанна Грозного [основоположника Царского служения на Руси]. Эта идея и составила содержание девиза в его государственном гербе. » (Истоки русской геральдики. Стр. 133-135).

Мы видим, что « окончательно идея русского Самодержца как истинного Помазанника Божия, единственно способного спасти " изрушившийся", лишенный истинной веры мир, утвердилась при Иоанне Грозном. Именно принявший первый титул Царя Иоанн IV Васильевич осознал себя богоизбранным Государем, обязанным спасти мир, и все деяния его были пронизаны этой идеей». Власть же вселенского Царя ограничивается Голгофским Крестом, который есть образ Самого Иисуса Христа.

Таким образом, со времен Святого Благоверного великомученика Царя Иоанна Грозного всему православному миру ясно, что симфонию светской и церковной сфер властей обеспечивает вселенский Царь-Богопомазанник, а значит, что православное звучание симфонии властей заключено в православном вселенском Царе, главе народа Божьего. Кратко эта мысль звучит так: симфония властей священства и царства есть власть Царя-Богопомазанника, Удерживающего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...