Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смерть преподобномученика корнилия




ИСТОЧНИКИ:

Первоисточником сведений о кончине прпмч. Корнилия является летопись, составленная иеродиаконом Питиримом в XVII веке, то есть, несколько десятилетий спустя после описываемых в ней событий: " …во времена же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего". (" Повесть", с. 10) Как указал мтр. Иоанн (Снычев), эта фраза никак не может служить доказательством того, что прпмч. принял смерть от руки Царя.

Вторым источником является церковная служба преподобномученику. Первая служба была составлена в 1690 г., через 120 лет после кончины святого. А современная служба, в которой сказано о том, что " К безумию склонися Царь грозный и смерти ты предаде; тем же и освятися твоею кровию обитель Псково-Печерская", написана в XX веке в соответствии с устным преданием, и совершается с 1954 г.

Не рассуждая об истинности ее текста, стоит все же рассмотреть несколько документов, дабы не совершить историческую несправедливость.

Из 1-й Псковской летописи известно, что Царь приехал в Псков на первой неделе Великого поста. Пасха в 1570 г. была 26 марта (см. " Псалтирь". Москва, неделя поста длилась с 5 по 12 февраля. Если же верить новгородскому летописцу (ПСРЛ, т. IV, с. 3433-3446, т. III, с. 259-260), то Царь выехал из Новгорода 13 февраля.

После приезда Царя в Пскове " …начаша утреннюю звонити по всему граду, и тогда, слышав князь велии звон, умилился душею и прииде в чювство, и повеле всем воем меча притупити о камень, и не единому бы дерзнути еже во граде убийство сотворити… И срете его игумен Печерский Корнилие со всем освященным собором на площади". Царь же " повеле у Святыя Троица колокол сняти, того же часа паде конь его лутчий по пророчествию святого и поведаша сея царю; он же ужасен вскоре бежал из града. И повеле грабить имение у гражан, кроме церковнаго причту, и стоял на посаде немного и отъиде к Москве". (Псковские летописи. Вып. 1, Москва, 1941, с. 115-116. )

Из летописи видно, что самое большое преступление, которое Царь совершил во Пскове – это снятие колокола. Затем Царь, испугавшись смерти коня, быстро (" вскоре" ) бежит из города, и " немного постояв" на посаде, отъезжает в Москву. Летопись не сообщает о поездке в Псково-Печерский монастырь и об убийстве прпмч. Корнилия. Вместо поездки в монастырь, Царь уезжает в Москву.

Заслуживающим внимания документом служит синодик Царя Иоанна, в котором записано для поминовения имя св. Корнилия. Известно, что Государь записывал для поминовения имена тех, кто был казнен по его решению. Но для поминовения православные христиане записывают также имена тех, чья память им дорога. Так мог поступить и Царь. Кроме того, известно, что в синодик не было занесено имя свт. Филиппа Московского. А ведь его смерть так же приписывают Царю. Из этого видно, что занесение или незанесение в царский синодик не может служить доказательством убийства.

ДАТИРОВКА СМЕРТИ:

Архимандрит Алипий (Воронов), рассматривая этот вопрос (Архимандрит Алипий (Воронов). Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский // Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю 525 лет. Печоры, 1998 г. ) указывает на то, что " в отношении даты кончины преподобного Корнилия мнения историков расходятся".

Академик С. Б. Веселовский согласен с датой 20 февраля 1570 г. Митрополит Евгений датирует кончину игумена Корнилия 1577 годом. М. В. Толстой считает: " можно полагать, что Корнилий умерщвлен в 1577 году. Надпись на гробнице о времени смерти его 20-го февраля 1570 года совершенно ошибочна, так как в этот самый день Корнилий встречал царя во Пскове и был принят им ласково". Историк Н. Карамзин пишет: " Иоанн отсек голову Корнилию… в 1577 году", хотя в другом месте склоняется к 1570 году. Исследователь Н. Серебрянский усомнился даже в месте совершения события: " Следует думать, что мученическая кончина преподобного Корнилия, согласно преданию, произошла не в монастыре, а во Пскове, только не в 1577 году".

Можно ли говорить об убийстве Царем святого как о факте, если даже дата и место смерти вызывает споры?

ОПИСАНИЕ УБИЙСТВА:

1 Убиение жезлом. Царь " у самых Святых Врат поразил своим жезлом св. Корнилия". Убит был и ученик его, инок Вассиан Муромцев. Преподобномученику Корнилию было тогда 69 лет.

2 Убиение " орудием мучительским" через раздавливание. Князь А. Курбский рассказывает в своей " Истории о великом князе московском", что прпмч. Корнилий и св. Вассиан Муромцев: " во един день орудием мучительским некакими раздавленные: вкупе и телеса их преподобно-мученически погребены". Курбский относит это событие к 1575 году.

3 Усекновение главы мечом. В рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры (Устрялов Н. Сказания кн. Курбского, изд. 2. СПб, 1842; " Синодик", с. 422; Описание, с. 53) написано, что когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову. Царь на руках донес охладевающее тело преподобного игумена до церкви.

Есть еще вариант печерского предания, повествующий о том, что убитый царем св. Корнилий идет за ним по пятам, держа в руках отрубленную голову и умирает только тогда, когда Грозный раскаивается и начинает молиться.

Таким образом, не только место, но и способ убиения не известен.

ПРИЧИНЫ УБИЙСТВА:

Исследователь П. Н. Михельсон в своем историко-архитектурном очерке " Изборск" (Псков, 1958) говорит, что Грозный " казнил игумена Корнилия, обвиненного в сношениях с крестопреступниками" (с Курбским). Сохранилось три письма Курбского к Псково-Печерским старцам. В первом он благодарит старца Вассиана за присланную книгу, во втором критикует политику Царя, а в третьем пеняет свв. Корнилию и Вассиану за то, что они не прислали ему денег и вообще не поддержали его в антиправительственных устремлениях. (А. Курбский, Сочинения оригинальные, т. 1, РИБ, т. ХХХ1, СПб, 1914, с. 409-410).

Из писем видно, что как только Курбский раскрыл старцам свои истинные намерения – привлечь их к антиправительственной оппозиции – они тут же прекратили поддерживать с ним всякую связь.

Есть так же легенда о том, что Царь заподозрил прпмч. Корнилия в измене из-за постройки вокруг монастыря крепостной стены. Не говоря о явной алогичности подобных измышлений, следует указать на то, что строительство монастыря проходило под полным контролем центральной власти. Стены строились при непосредственном участии царского военачальника Павла Петровича Заболоцкого, специалиста по военнооборонительным сооружениям, впоследствии ставшего иноком Псково-Печерского монастыря Пафнутием. (Н. Андреев. История Псково-Печерского монастыря. )

Есть версия о том, что Царь разгневался на св. Корнилия из-за составленного старцем описания его царствования. Но так как ни самого текста, ни даже его пересказа мы не имеем, то невозможно рассматривать чьи-то поздние домыслы как серьезное историческое свидетельство. Из всего вышесказанного следует, что ни приписываемая св. Корнилию политическая связь с Курбским, которой на самом деле не было, ни " самовольная" постройка игуменом крепостной стены вокруг монастыря, ни появление в свет описания бедствий подданных не могли послужить причиною казни преподобного Корнилия.

ВЫВОД:

Не отрицая ни в коей мере, ни святости, ни мученичества преподобномученика Корнилия, необходимо отметить, что факт его убийства именно Иоанном Грозным, тем более, убийства собственноручного, не является доказанным. По словам митрополита Иоанна (Снычева), на это " нет и намека ни в одном из дошедших до нас письменных свидетельств". (Самодержавие духа. – СПб., Царское дело, 1995, с. 147). Так же игумен Алексий (Просвирин) считает, что " …не существует никаких достоверных свидетельств, подтверждающих, будто царь лично мучил игумена… не может рассматриваться в качестве серьезного церковно-канонического аргумента текст службы, составленный насельниками монастыря уже в наши дни, хотя бы и с самыми благими намерениями". (Игумен Алексий Просвирин. " Царь Иван Васильевич Грозный: Кровавый тиран или " игумен всея Руси"? )

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...