Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Яд аспида




 

Есть одна " жертва" Иоанна, о которой наслышаны все от мала до велика. Подробности " убийства Иваном Грозным своего сына" растиражированы в тысячах экземпляров художниками и кинематографистами, писателями и поэтами. …Единственный достоверный факт… - это то, что царевич действительно умер в ноябре 1581 года. Отцом мифа о " сыноубийстве" был высокопоставленный иезуит, папский легат Антоний Поссевин. Ему принадлежит и авторство политической интриги, в результате которой католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции поставить Россию на колени и, воспользовавшись ее тяжелым положением, вынудить Иоанна подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу.

Однако, Царь повел свою дипломатическую игру и сумел использовать Поссевина при заключении мира с Польшей, избежав при этом уступок в религиозном споре с Римом. Хотя историки и представляют Ям-Запольский мирный договор как серьезное поражение России, надо сказать, что стараниями папского легата фактически Польша получила обратно только свой же собственный город Полоцк, отнятый Грозным у Сигизмунда в 1563 году. После заключения мира Иоанн даже отказался обсуждать с Поссевиным вопрос об объединении Церквей - он ведь и не обещал этого. Рим сам, ослепленный своей извечной мечтой о господстве над миром, обманул себя и лишь напрасно " принес в жертву интересы своей польской паствы".

Провал католической авантюры сделал Поссевина личным врагом Иоанна. К тому же, иезуит прибыл в Москву через несколько месяцев после смерти царевича и " ни при каких обстоятельствах не мог быть свидетелем происшествия". Что касается сути самого события, то " смерть наследника престола вызвала недоуменную разноголосицу у современников и споры у историков". Версий смерти царевича было достаточно, но в каждой из них основным доказательством служили слова " быть может", " скорее всего", " вероятно" и " будто бы". …Только один вопрос: с каких это пор можно признать человека виновным в убийстве на основании версии, которую нельзя " ни проверить, ни доказать", даже если она и " похожа на правду"? … [В. Г. Манягин, рассмотрев противоречащие друг другу различные версии убийства сына Святым Благоверным Царем Иоанном Грозным пишет следующее. ]

Пусть каждый решает сам для себя, где истина, автор же присоединяется к мнению митрополита Иоанна Ладожского о голословности и бездоказательности всех версий об убийстве Царем своего сына: " на их достоверность невозможно найти и намека во всей массе дошедших до нас документов и актов, относящихся к тому времени". Но если не было убийства, то как умер царевич? Владыка Иоанн имел на этот счет свое мнение: «предположения о естественной смерти царевича Ивана имеют под собой документальную основу. Еще в 1570 г. болезненный и благочестивый царевич, благоговейно страшась тягот предстоявшего служения, пожаловал в Кирилло-Белозерский монастырь огромный по тем временам вклад - 1000 рублей. Предпочитая мирской славе монашеский подвиг, он сопроводил вклад условием, что сможет, при желании, постричься в монастырь, а в случае смерти его будут поминать. Косвенно свидетельствует о смерти Ивана от болезни и то, что в " доработанной" версии о сыноубийстве смерть его последовала не мгновенно после " рокового удара", а через 4 дня, в Александровской слободе. Эти четыре дня -... время предсмертной болезни царевича».

Царевич Иван умер от болезни, чему сохранились некоторые документальные подтверждения. Жак Маржерет писал: " Ходит слух, что старшего (сына) он (Царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла... и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье ". На примере этой фразы мы можем видеть, как ложная версия, популярная среди иностранцев с " легкой" руки Поссевина, переплетается с правдой о смерти царевича от болезни во время поездки на богомолье. К тому же, продолжительность болезни, исходя из данных Кобрина, можно увеличить до 10 дней, с 9 по 19 ноября 1581 года. Но что это была за болезнь?

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, Царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении Грозного. Ученые обнаружили, что содержание мышьяка, наиболее популярного во все времена яда, примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях Царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.

Насколько случайно такое совпадение? К сожалению, о болезни царевича известно только то, что она длилась от 4 до 10 дней. Место смерти наследника - Александрова слобода, расположенная к северу от Москвы. Можно предположить, что, почувствовав себя плохо, царевич выехал в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы там, как видно из приведенного митрополитом Иоанном документа, принять перед смертью монашеский постриг. Понятно, что если он решился отправиться в такой далекий путь, то не лежал без сознания с травмой черепа. В противном случае, царевича постригли бы на месте. Но в дороге наступило ухудшение состояния больного и, доехав до Александровской слободы, наследник окончательно слег и вскоре скончался от " горячки". Смерть наследника престола оказалась исключительно выгодной клану Годуновых. Более того, народная молва обвинила их в смерти царевича. Источником для этих слухов послужила перемена в отношениях между Грозным и Борисом: Царь стал все чаще проявлять к недавнему любимцу недоверие и неприязнь.

Гораздо больше данных о смерти Иоанна. Еще в августе 1582 года А. Поссевин в отчете Венецианской Синьории заявил, что " московскому Государю жить не долго". Такое утверждение тем более странно, что, по словам Карамзина, до зимы 1584 года, то есть еще полтора года после " пророчества" Поссевина у Царя не было заметно ухудшение здоровья. Чем можно объяснить уверенность иезуита в скорой смерти Царя? Только одним - сам папский посол и был виновником кончины Иоанна. К тому же, хотя историки пишут, что Грозный заболел зимой 1584 г., если обратиться к датам, то неточность такого утверждения очевидна. В январе 1584 года Царь лишь увидел на небе комету и пророчески сказал окружающим, что она - предвестница его смерти.

Хронология его болезни такова: весь февраль и начало марта он еще занимается государственными делами. Первое упоминание о " болезни" относится к 10 марта 1584 г., когда был остановлен на пути к Москве литовский посол " в связи с государевым недугом". 16 марта наступило ухудшение, Царь впал в беспамятство, однако, 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта наступила неожиданная развязка - Царь умер. Тело Государя распухло и дурно пахло " из-за разложения крови".

Подводя итог, можно сказать, что Царь болел около 10 дней и перед смертью у него были признаки отравления парами ртути: распухшее тело и дурной запах говорят о дисфункции почек, на которые пары ртути действуют в первую очередь, что и приводит к анурии - прекращению выделений из организма. Теплые ванны способствовали частичному освобождению организма от вредных веществ через поры кожи и после них Царь чувствовал некоторое облегчение. Но это не устраивало тех, кто стремился к его смерти, и, как пишет очевидец событий Д. Горсей, Иоанн был удушен.

Царевич Иван также болел около 10 дней, ухудшение состояния его здоровья тоже наступило неожиданно, в пути, и в его скелете так же обнаружено высокое содержание ртути. В кончине отца и сына чувствуется одна и та же безжалостная рука. О насильственной смерти Грозного сохранилось немало известий.

Летописец XVII века сообщал, что " Царю дали отраву ближние люди ". Дьяк Иван Тимофеев рассказал, что Борис Годунов и Богдан Бельский " преждевременно прекратили жизнь Царя ". Голландец Исаак Масса писал, что Бельский положил яд в Царское лекарство. Горсей так же писал о тайных замыслах Годуновых против Царя. При этом надо иметь в виду, что Поссевин знал о смерти Царя заранее и так был в ней уверен, что посмел сообщить о грядущем событии правительству Венеции. Этот иезуит [находясь в России, узнал, что царевич являлся твердым] … сторонником войны с Польшей " до победного конца" и мог помешать своей бескомпромиссностью планам Поссевина стать " миротворцем" (существуй тогда Нобелевская премия мира - иезуит получил бы ее наверняка) и привести Россию к подножию папского престола. Надо было принимать срочные меры, чтобы наследник не оказал " плохого" влияния на Иоанна и не уговорил Царя продолжить войну. Для папского легата не составило труда договориться с оппозиционно настроенными боярами [мечтающими о Царском престоле], и царевич замолчал навсегда. А затем Поссевин сочинил миф о " сыноубийстве". Грозный умер так же весьма " вовремя" для Рима и Польши: в начале 1584 года Стефан Баторий, с благословения римского престола, стал активно готовиться к новой войне с Москвой. У русских границ опять началась " челночная" дипломатия папских легатов. И через пару месяцев Иоанна не стало. Сходится все: и кто мог, и кому выгодно.

И, наконец, последний довод в пользу вышеизложенной версии - девиз иезуитов: " Цель оправдывает средства".

10. «Аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче Святы суть»

Сегодня широко известна фреска с изображением Благоверного Царя Иоанна IV из Грановитой палаты Московского Кремля. Однако кроме нее существует еще несколько изображений XVI-XVII вв., на которых мы можем увидеть этого Государя. Первой и ключевой в этом ряду является икона “Благословенно воинство Небесного Царя” (позднее название “Церковь воинствующая”) находящаяся в настоящее время в экспозиции Государственной Третьяковской Галереи.

Икона создавалась для Успенского собора Московского Кремля. Вскоре после венчания на царство (1547 г. ) по заказу Царя было выполнено и установлено В Успенском соборе Царское молебнов место (1551 г. ). Некогда подобное молебнов место находилось в главном соборе Византийской империи - Святой Софии в Константинополе. На него восходил Император после свершения над ним Таинства Миропомазания при Священном венчании на царство. Икона составляла с Царским местом единый идеологический и культурный комплекс. Расположенная вблизи Царского места, она во время Богослужения всегда была доступна взору первого Русского Царя — Помазанника Божиего. Однако она служила не для “вспоминания” о величайшей победе Государя, а для постоянного, ежедневного напоминания Помазаннику Божиему о его обязанности перед Церковью Христовой и народом Божиим: защищать чистоту Православной веры, служить защитником православных во всем мире. [защищать и веру Православную и православных христиан от всех еретиков и расхитителей, даже если на них Архиерейские облачения! ]

Без сомнения, образ Царя идеализирован и в нем присутствуют черты его предков и предтечей в служении Церкви Христовой, в том числе и черты Св. Царя Константина, и Святого равноапостольного кн. Владимира, и Владимира Мономаха. Это сходство органично вытекает из идеи, согласно которой “православный Государь был призван внести в тьму и хаос языческой казанской земли Священный миропорядок”. Так же, как несли его Царь Константин — в Римскую Империю, Св. кн. Владимир — в языческую Русь. То идеальное, что сопутствует этому служению, наложило свой отпечаток на изображение всех Святых правителей. …

Крест в руке делает еще более вероятным идентификацию этой фигуры как Иоанна IV. То, что крест имеет значение не исповедания веры, а инсигнации Царской Власти, заменяющей скипетр на вышеописанных изображениях московских князей XIV-XV вв., лишь подтверждает возможность того, что эта иконописная традиция была сохранена и при написании данного изображения.          

Кроме того, мы, знаем, что, отправляясь в Казанский поход, Иоанн приказал утвердить на Царском знамени с Нерукотворенным Спасом крест, «иже бе у прародителя... достохвального великого князя Димитрия на Дону». После взятия Казани Государь сам водрузил Крест Христов над покоренным городом и, “обойдя по стенам с хоругвями и иконами, поСвятил ПреСвятой Троице бывшую столицу царства Казанского. Едва ли современник-иконописец мог пройти мимо такого факта. И нет ничего странного в том, что он (а надо помнить, что весьма вероятно и то, что эскиз был составлен рукой самого свт. Макария) отразил этот факт в “художественном” описании Казанского похода — иконе “Благословенно воинство Небесного Царя”.

Нелишне упомянуть здесь и о том, что на иконе XVII века “Святой Благоверный царевич Димитрий, угличский и московский чудотворец”, сын Иоанна Грозного изображен с точно таким же крестом... Во всяком случае, крест в Царских руках еще больше подтверждает версию о том, что это изображение Иоанна Грозного. … Еще одна деталь императорской одежды обращает на себя внимание. Это “лорос” — лента, одеваемая поверх далматика и перекинутая через руку царственной фигуры наподобие ораря иподиакона. Такая же лента изображалась и на иконах Святых — византийских Императоров…

Иоанн Грозный так же воспринимался Императором не только его подданными, но и подданными некоторых других государств. С точки зрения Вселенской Православной Церкви … он и был Императором единственной на земле православной Империи. Таким образом, Царь Иоанн имел все права на лорос. … И еще одна цитата: “…в Византии существовала традиция создавать портреты Императора в память о какой-либо его победе. Такие изображения окружали фигурами Святых воинов. Так, на миниатюре из Псалтири Василия II Император представлен принимающим копье - оружие победы - из рук Михаила Архангела. Рядом с ним - Святые воины Георгий, Димитрий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Прокопий, Меркурий. Сопроводительный текст объясняет, что они «сражались заодно» с Царем Василием II как его други»“. Если вспомнить, какое значение имела Казанская победа для всего Русского государства, какую роль сыграл в ней Царь Иоанн и о том, что эта победа стала поводом для написания иконы, то нет ничего странного, что добрая, византийская традиция была возрождена на русской земле. …

Следующее по времени прижизненное изображение Царя Иоанна Грозного, которое сохранилось до наших дней — это фреска “Митрополит Макарий и Иоанн Грозный” в алтарной части Успенского собора Свияжского Успенского ПреСвятой Богородицы мужского монастыря. Время написания фрески определено точно: 1558 год. В 1899 году фреска были реставрирована…

Фреску цареборцам удалить из церковного употребления намного сложнее, нежели икону на доске или на холсте. [Послушники цареборцев в Архиерейских облачениях уже рьяно замазывают древние фрески, которые являются кроме всего прочего культурно-историческими ценностями!!! ]

Государь изображен с молитвенно поднятыми руками, с обращенным к небу лицом. На голове у него Царский венец в виде короны, напоминающий корону, в которой обычно изображают Св. Царя Давида. Иоанн Васильевич одет в алый плащ, застегнутый на правом плече и длинное перетянутое в поясе платье блекло-голубого цвета с широкой светлой каймой внизу. По левому бедру спускается золотистая лента, напоминающая лорос. Волосы рыжего цвета и черты лица напоминают о царственном всаднике с иконы “Благословенно воинство Небесного Царя ”.

Возвращаясь к упомянутой вначале фреске Царя Иоанна IV из Грановитой палаты Московского Кремля … необходимо отметить, что она может оказаться намного старше, чем считалось до сих пор. Грановитая палата была расписана в конце XVI в . , во время царствования сына Иоанна Грозного, Царя Феодора Иоанновича (1584—1598). Реставрировавший ее росписи во второй половине XVII века иконописец Симон Ушаков оставил их описание: “Царь Феодор Иоаннович сидит на златом Царском месте на престоле, на главе его венец Царский с крестом без опушки (подобный венцу Царя на иконе “Благословенно воинство Небесного Царя” - В. М. ), весь каменьем украшен; исподняя риза его порфиры Царская златая, поверх порфиры положена по плечам холодная одежда с рукавами, застегнута об одну пуговицу; по той одежде по плечам лежит диадима с дробницами; около шеи ожерелье жемчужное с каменьями; через диадиму по плечам лежит цепь, а на цепи на переди крест; обе руки распростерты прямо, в правой руке держит скипетр, а в левой державное яблоко. С правую сторону подле места его Царского стоит правитель Борис Годунов в шапке мурманке; на нем одежда верхняя с рукавами, златая, на опашку, а исподняя златая же, долгая; а подле него стоят бояре в шапках и в колпаках, верхния на них одежды на опашку Над ними палата, а за палатою видать соборную церковь. И по другую сторону Царского места также стоят бояре и над ними палата”.

Есть все основания полагать, что фреска Благоверного и христолюбивого Царя Иоанна Грозного была написана в то же время, что и остальные фрески Грановитой палаты — в конце XVI века, а в 1882 г. только заново обновлена в Царствование Государя Императора Александра III, известного своей приверженностью к русской старине и твердым правлением на страх врагам России. О времени создания фрески свидетельствует и ее стиль. Государь Иоанн Васильевич одет в характерное для написанных в XVI веке великокняжеских изображений длинное платье с поясом и вертикальной каймой по центру. Нимб вокруг головы Царя так же не может считаться поздней “фантазией” палехских мастеров. Например, в Архангельском соборе Московского Кремля все портреты князей из династии Рюриковичей написаны с нимбами вокруг головы, несмотря на то, что никто из них (кроме Святого Благоверного князя Александра Невского) не был канонизирован Церковью ко времени создания росписи.

В то же время, портреты Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, стоявшие в Архангельском соборе вплоть до 30-х гг. XIX века, были написаны без нимбов. Это свидетельствует о том, что нимбы на изображениях династии Рюриковичей не могли быть дописаны во время реставрации росписи в 1652-1666 гг., так как тогда, скорее всего, нимбы появились бы и на изображениях первых Царей из династии Романовых. Этого не случилось, но мастера, возобновлявшие росписи, сохранили нимбы в портретах Рюриковичей. Тем более, ни у кого из иконописцев XIX века не могла возникнуть мысль о написании изображения Государя Иоанна IV с нимбом. Для этого был необходим или приказ Императора, или наличие древнего образца, подлежащего возобновлению.

Изображение нимба на Царском портрете из Грановитой палаты, как и изображения нимбов на княжеских портретах из Архангельского собора, были именно признаком Святости, несмотря на то, что далеко не все из представленных на фресках князей были канонизированы. То есть церковное почитание этих угодников Божиих было распространено не во всех землях Московского царства. Изображенные с нимбом князья относились к разряду почитаемых усопших, или Святопочивших, местночтимых в столице их княжества *. “Образ Святого князя ступень за ступенью формирует и Степенная книга. Идеальный правитель - это тот, кто как государственный муж «благоразумным велемудрием преудобен, во бранех же храбр и мужествен... вся православные догматы по Бозе трудолюбно утверждая... на Святость и на украшение Богом дарованные им державы », а в личной жизни «сам тщашеся угодная Богу сотворити», «многие Святыя церкви поставляя и честная монастыри устрояя», так что через личный подвиг князя «вера христианская... сугубо распространяшеся».

Именно верность Православию является главным основанием для прославления Государя как Святого, а из русских князей никто никогда «ни смутися... ни соблазнися о истинном законе христианском» поэтому многие из князей « аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче Святы суть » - так Степенная книга объясняет то обстоятельство, что даже не канонизированных официально Церковью князей сочли возможным представить в росписи собора. Степенная книга и образы Архангельского собора формируют представление об идеальном правителе из рода праведных, который и после смерти продолжает оказывать помощь потомкам, ограждая их небесным заступничеством. Центральная идея эпохи - прославление Православия через Святость Государей... “.

Таким образом, древнерусская традиция с одной стороны, и Церковь в лице составителя Степенной книги, митрополита Афанасия с другой, признают почитание князей, как местночтимых Святых без общецерковной канонизации. Такое почитание угодников Божьих без соборного прославления, а тем более без санкции правящего Архиерея города Москвы – патриарха, абсолютно не противоречит православной традиции. В католичестве же Святого нельзя почитать без разрешения " наместника Бога на земле" – папы римского.

Почитание местночтимых Святых без общецерковной канонизации тем более относится и к православным Царям — Помазанникам (Христам) Божиим. Согласно византийскому ритуалу венчания на Царство, после совершения обряда миропомазания Царь торжественно провозглашался Святым. Именно совершение данного ритуала, сообщавшего Императору Святость, давало ему право быть изображенным, как и подобает Святому, с нимбом вокруг головы. На всех дошедших до нас портретах, как византийские Императоры, так и сербские короли, начиная со Стефана Первовенчанного, представлены с нимбами, независимо от того, прижизненным или посмертным было изображение.

Митрополит Иоанн (Снычев) пишет: “Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским Государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания ”. (Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа, СПб., 1995, с. 141). …Как первый Помазанник Божий на русском престоле Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый Святой Благоверный Царь. Тем более, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона. Это почитание и отражают нимбы на нескольких известных ныне изображениях Государя. До 1917 года на гробницу Иоанна Васильевича в Московском Кремле приходили простые русские люди просить Царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судьей. Например, о распространенном почитании Святого Царя Иоанна Грозного пишет в своей книге “Московский придворный Архангельский Собор” протоиерей Н. Извеков в 1916 г. так: “ У гробницы его, по усердиюмногих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников”.

Но точно также служились панихиды и над могилкой блаженной Ксении Петербургской, а со всенародным почитанием этой Святой боролись христоборческие власти. Как ни прискорбно, но приходится констатировать аналогичность действий богоборческих властей в советский период с заявлениями и действиями Архиереев-цареборцев ныне на их сборище в октябре 2004 года. И советские власти " спасали" народ от тьмы и мракобесия суеверия попов, и Архиереи " спасают" народ от " тлетворного" влияния " мракобесов и раскольников", которые «желают сохранить свою веру неизменною и согласною с верой отцов» (так говорится о народе Божьем в послании восточных патриархов 1848 года).

Одним из многих документальным свидетельством почитания Царя Иоанна IV Васильевича Грозного] … являются опубликованные газетой “Русский Вестник” “Святцы Коряжемского монастыря” (1624 г. ), в которых на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: “В той же день обретение Святаго телеси великомученика Царя Иванна. Церковный историк проф. Е. Голубинский (который без особого восторга относился к личности Государя Иоанна Васильевича) в своем труде “История канонизации Святых в Русской Церкви” признает, что речь идет о мощах именно Царя Иоанна Грозного, а также отмечает почитание его в лике местночтимых Святых, почитание которых прекратилось по какой-либо причине.

Видимо, в конце XVI века было создано еще одно изображение Царя Иоанна IV с нимбом — “Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Дмитрием перед иконой Владимирской Божией Матери”. На иконе Государь предстоит образу Владимирской Божией Матери в той же молитвенной позе, что и на фреске Свияжского монастыря. На голове у него многоступенчатая корона [как бы много корон – корона Царя царей, то есть императорская корона], напоминающая “Казанскую шапку” - корону Царства Казанского, одежда тоже типична для княжеских изображений XVI века: плащ, застегнутый на правом плече, длинное платье с вертикальной каймой. Имеется и знак императорского достоинства, как и на иконе “Благословенно воинство Небесного Царя” - лорос, перекинутый через левую руку. Вокруг головы — нимб. Черты лица схожи с изображениями иконы из ГТГ и фрески из Свияжска, но здесь Царь выглядит намного старше.

В Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря, построенном при Великом князе Иоанне III в 1491 г. сохранилась еще одна фреска Государя, на которой он изображен с нимбом. Над правым плечом фигуры имеется надпись “Цръ”, над левым — “Iω аин”. Плащ с растительным орнаментом застегнут у шеи, длинное платье перехвачено поясом и разделено вертикальной каймой.

На голове — шапка в самоцветах, с меховой опушкой. Вся одежда украшена драгоценными камнями по вороту и кайме. Фреска … датируется XVII веком, т. к. зодчие Дмитрий Телегин, Никифор Кологривов, Иван Акинфов и Григорий Копыла разобрали и полностью переложили Спасо-Преображенский собор монастыря в 1649 г.

Во второй половине 80-х гг. XVII века собор был заново расписан при Государях Иоанне V и Петре I. А 5 августа 1689 г. собор был вновь освящен. Еще раз фрески Спасо-Преображенского собора были возобновлены в 1837 г. Кроме изображения Царя Иоанна, на фресках собора были написаны все русские Государи от Св. Великой княгини Ольги до Царя Алексея Михайловича, все Цари Израильские и греческие мудрецы, подобно тому, как они были изображены на фресках Благовещенского собора в XVI веке. Это позволяет предположить, что время создания этих фресок, в том числе, и изображения Царя Иоанна IV, относится к XVI веку. Конечно, последовавшие в XVII веке капитальные реконструкции монастыря многое изменяли, однако можно считать, что идентификация фрески, как изображения Царя Иоанна Грозного, не подлежит сомнению. Необходимо отметить, что Новоспасский монастырь являлся родовой усыпальницей семейства Романовых. Это произошло по воле Патриарха Филарета, родного племянника Иоанна Грозного по его первой супруге, Благоверной Царице Анастасии.

Император Петр I, при котором произошла наиболее радикальная реставрация фресок монастыря, был известным почитателем Царя Иоанна Грозного, считал себя его продолжателем в деле завоевания Прибалтики и неоднократно это подчеркивал. Во время торжеств после заключения мира со Швецией (1721 г. ) герцог Голштинский (будущий зять Петра I) построил триумфальные ворота, на которых с одной стороны был изображен Петр Великий в триумфе, а с другой - Царь Иоанн Васильевич. Это вызвало неодобрение знатной публики. Но Императору это изображение так понравилось, что он обнял герцога, поцеловал и публично сказал: “Эта выдумка и это изображение самые лучшие изо всех иллюминаций, какие только я во всей Москве видел. Ваша светлость представили тут собственные мои мысли. Этот Государь (указал на Царя Иоанна Васильевича ) — мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном”. (Петр Великий: Государственные деятели России глазами современников. — М., 1993. - с. 355- 356).

После смерти первого Всероссийского Императора Петра Великого была совершенно утеряна память о Святости и почитаемости русских Благоверных князей, о сакральном значении Православных Царей, и тем более, о Святости и почитаемости первого русского Царя — Помазанника Божиего, о котором знатные боярские роды сохранили самые негативные впечатления. Созданный Карамзиным (членом масонской ложи с 18 лет) образ Царя Иоанна IV — “тирана и душегуба” — овладел умами “передовых” людей расхристанного общества на многие десятилетия. Именно в этих боярских родах Святой Царь Иоанн IV Грозный изводил крамолу и измену. Эти негативные впечатления показывают, что в этих родах измена гнездилась до времен Совдепии.

С 25 октября 1917 года Господь руками безбожников и христоборцев очень эффективно стал производить истребления врагов Веры, Царя и Отечества. Как отмечалось выше, Император Петр Великий тех, кто относился к Царю Иоанну Васильевичу Грозному как к тирану, называл глупцами. Мы можем только добавить к этому, что у этих несчастных людишек кроме глупости (это отсутствие ума, которого Господь им не даровал от рождения или отъял позднее за ненадобностью, и это их беда), имеется огромная гордыня (это уже есть смертный грех, и это их вина пред Богом! ), а как следствие этого греха – отсутствие Духа Христова. Кроме того, за хулу на Богопомазанника эти глупцы сами себя отлучили от Церкви, попав под анафему.

Только с воцарением воистину русского Императора Александра III Миротворца, который усмирил нападки сил, враждебных Православию и России, вновь стала возрождаться подлинная Православная Государственность, симфония священства и царства. Тогда-то, в 1882 г., и был обновлен образ Царя Иоанна IV в Грановитой палате Московского Кремля. С восшествием на престол Царя-Мученика искупителя Николая II была начата работа по подготовке общецерковного прославления Государя Иоанна Грозного. Об этом сохранились документы в отделе рукописей ГБЛ. Революция прервала этот процесс…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...