Теоретические аспекты музейной педагогики
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин, а в школьной практике - учебных предметов. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности. Поэтому, во многих школах уже существуют школьные музеи. Ещё большее количество школ создают или хотят создать их в целях содействия гражданскому, патриотическому воспитанию школьников, формирования у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями. Старшее поколение - родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки - ученые, военные, деятели культуры и искусства и др. - оставили след в истории своей большой или малой родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, порой виртуальное общение с ними. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность - основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи: § Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, § Гармонизация развития творческой личности, § Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; § Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев - суть новой образовательной парадигмы XXI века. Развитие современного музея как коммуникационной системы в конце XX - начале XXI в. привело к введению в музейную практику значительного количества как новых музейно-педагогических форм, так и модернизированных традиционных форм. Такое разнообразие форм музейно-педагогической деятельности вполне соответствует современным требованиям развития инновационных музейных технологий, нацеленных на повышение роли аудитории в музейно-педагогическом процессе, когда посетитель музея становится "главным лицом", вступающим в диалог и отстаивающим свое мнение в музейной экспозиции. В связи с этим главной проблемой становится организация музейно-коммуникационного взаимодействия, позволяющего влиять на формирование музейной культуры посетителя. Особая роль в этом процессе отводится выбору и применению наиболее эффективных форм музейно-педагогической деятельности.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы проанализировать основные формы музейно-педагогической деятельности, так как их действительно много. Одни формы работы на современном этапе утратили свою эффективность, другие наоборот зарекомендовали себя как наиболее успешные. Поэтому важно разобраться в их многообразии и использовать в современном педагогическом процессе наиболее эффективные. Цель данного исследования: проанализировать основные формы музейно-педагогической деятельности, используемые в современном образовательном процессе. Для этого достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи: · Изучить сущность дисциплины "музейная педагогика"; · Обратиться к истории возникновения музейной педагогики; · Проанализировать основные формы музейно-педагогической деятельности; · Выявить наиболее эффективные и перспективные формы музейно-педагогической работы. В данном исследовании был использован методаналитического и теоретического анализа научных публикаций по данному вопросу, а также с педагогической литературы. Теоретическая основа исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМИРУЮЩАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Теоретические аспекты музейной педагогики
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: " Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями"[13;76]. Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: " Музейная педагогика - есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения[7;23]. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования". Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач. Объект музейной педагогики - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются: · Музейный предмет - прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности "брать в руки", "рассматривать", манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет[20;36]. · Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой - как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура[20;36].
· Музейная коммуникация - такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции: · позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов; · позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы; · позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации. Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. Задачи музейной педагогики: · Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы; · Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; · Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; · Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; · Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; · Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; · Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики[20;37]. Таким образом, музейная педагогика - это самостоятельная учебная дисциплина, со своими задачами и целями и категориальным аппаратом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|