Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты музейной педагогики




ВВЕДЕНИЕ

Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин, а в школьной практике - учебных предметов. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.

Поэтому, во многих школах уже существуют школьные музеи. Ещё большее количество школ создают или хотят создать их в целях содействия гражданскому, патриотическому воспитанию школьников, формирования у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями. Старшее поколение - родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки - ученые, военные, деятели культуры и искусства и др. - оставили след в истории своей большой или малой родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, порой виртуальное общение с ними.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность - основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

§ Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,

§ Гармонизация развития творческой личности,

§ Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

§ Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев - суть новой образовательной парадигмы XXI века.

Развитие современного музея как коммуникационной системы в конце XX - начале XXI в. привело к введению в музейную практику значительного количества как новых музейно-педагогических форм, так и модернизированных традиционных форм. Такое разнообразие форм музейно-педагогической деятельности вполне соответствует современным требованиям развития инновационных музейных технологий, нацеленных на повышение роли аудитории в музейно-педагогическом процессе, когда посетитель музея становится "главным лицом", вступающим в диалог и отстаивающим свое мнение в музейной экспозиции. В связи с этим главной проблемой становится организация музейно-коммуникационного взаимодействия, позволяющего влиять на формирование музейной культуры посетителя. Особая роль в этом процессе отводится выбору и применению наиболее эффективных форм музейно-педагогической деятельности.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы проанализировать основные формы музейно-педагогической деятельности, так как их действительно много. Одни формы работы на современном этапе утратили свою эффективность, другие наоборот зарекомендовали себя как наиболее успешные. Поэтому важно разобраться в их многообразии и использовать в современном педагогическом процессе наиболее эффективные.

Цель данного исследования: проанализировать основные формы музейно-педагогической деятельности, используемые в современном образовательном процессе.

Для этого достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

·   Изучить сущность дисциплины "музейная педагогика";

·   Обратиться к истории возникновения музейной педагогики;

·   Проанализировать основные формы музейно-педагогической деятельности;

·   Выявить наиболее эффективные и перспективные формы музейно-педагогической работы.

В данном исследовании был использован методаналитического и теоретического анализа научных публикаций по данному вопросу, а также с педагогической литературы.

Теоретическая основа исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМИРУЮЩАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Теоретические аспекты музейной педагогики

 

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: " Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями"[13;76].

Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: " Музейная педагогика - есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения[7;23]. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования". Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.

Объект музейной педагогики - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

·   Музейный предмет - прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности "брать в руки", "рассматривать", манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет[20;36].

·   Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой - как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура[20;36].

·   Музейная коммуникация - такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

·   позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

·   позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

·   позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

·   Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

·   Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

·   Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

·   Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

·   Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

·   Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

·   Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики[20;37].

Таким образом, музейная педагогика - это самостоятельная учебная дисциплина, со своими задачами и целями и категориальным аппаратом.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...