Практическая культурно-образовательная деятельность музеев
Под образовательной деятельностью музея мы понимаем педагогически организованный процесс интерпретации и трансляции историко-культурного потенциала его собрания, направленный на формирование личности через вхождение в культуру и постижение ее смыслов и ценностей, иными словами образование культурой[20;78]. Образовательная деятельность в музее строится на передаче опыта, аккумулированного в памятниках материальной и духовной культуры. Образовательный процесс приобщает индивида к социально-культурному опыту человечества, что позволяет считать образование способом овладения культурой, то есть процессом совершенствования человека, его культурного роста и развития. Музейный педагог должен владеть методологией и методами взаимодействия с музейной аудиторией, помогая осуществлению акта музейной коммуникации, а представляющей собой передачу культурных значений и смыслов. Целью коммуникации является восприятие музейной информации посетителями, раскрытие информационного и образовательного потенциала музейных предметов и музея в целом[20;79]. Участниками музейной коммуникации является совокупность всех посетителей музея, то есть музейная аудитория. Вне зависимости от категории посетителей в основе образовательного процесса, осуществляемого средствами музейной педагогики, лежит музейная информация, представляющая собойсовокупность сведений о развитии природы, общества и культуры, документированных посредством музейных предметов и представленных в музейной экспозиции. Важным фактором восприятия музейной информации является организованная особым образом музейная среда, изучению которой специалисты уделяют еще недостаточное внимание.
В образовательной деятельности музея мы выделяем магистральные направления, которые тесно связаны с границами и содержанием музейной педагогики. К ним относятся: информирование, обучение, развитие творчества, общение, рекреация [20;80].Сами направления изменчивы, подвижны, зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Например, рекреация в музее часто осуществляется одновременно с удовлетворением потребности в общении или развитием творчества, а информирование иногда бывает невозможно без общения. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой разнообразных музейно-педагогических программ и проектов, создаваемых с учетом психологических, социально-демографических и других характеристик музейной аудитории. Безусловно, музейно-педагогическая деятельность может осуществляться и в других направлениях, причем их выбор предопределяется историческими, социокультурными, идеологическими, а также другими факторами, определяющими развитие музея и культуры в целом. В истории как отечественных, так и зарубежных музеев в различные периоды доминировали одни направления, и отходили на второй план, или были вовсе преданы забвению другие[17;58]. Так, в 1920-е годы большое внимание в работе музеев с посетителями, и особенно с детской аудиторией, уделялось обучению и развитию творчества. В 1970-е годы, в связи с развитием массового туризма и активной посещаемостью музеев, в период так называемого "музейного бума", преобладали такие направления как информирование и досуг. С позиций музейной педагогики первым уровнем освоения музейной информации является информирование, то есть первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций, или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности[17;60]. При первом знакомстве музейный педагог предоставляет посетителю информацию быть тщательно отобранную, не перегруженную фактами и деталями, а также максимально экспрессивную. От качества музейной информации, ее доступности и выразительности, зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудиторией. Информирование включает как традиционные формы (консультации, лекции, обзорные экскурсии), так и самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров (компьютерные гиды для взрослых и детей, информационных станции, интерактивные киоски и специальные информационные зоны, интегрированные в музейную сеть и дающие посетителю возможность работать с мультимедийными базами данных и т.д.).
Следующим качественно новым уровнем освоения музейной информации является обучение, включающее в себя передачу и усвоение конкретных знаний, приобретение умений и навыков[17;60]. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере возможно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует интенсивное внедрение музейно-педагогических обучающих, в том числе и мультимедийных программ, основанных на подлинных музейных предметах. Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию. Обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и уникальностью музейных предметов. Важным аспектом является не только получение знаний, но и закрепление этих знаний на музейных уроках, в учебных мастерских, студиях, кружках и т.д. Высший уровень постижения музейной информации предусматривает развитие творческих возможностей личности и предполагает использование потенциала историко-культурного наследия для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенным из них является возможность "вхождения" в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В музеях это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории, музейного театра, а также в других интерактивных формах.
Установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея или содержанием его коллекций, составляет суть такого направления как общение[17;61]. В пространстве музея оно специфично, поскольку темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея. Музей предоставляет широкие возможности для содержательного, заинтересованного и неформального межличностного общения на основе межкультурной коммуникации. Общение в музее может быть организовано в форме салона, гостиной, встречи, клуба, посиделок и т.д. Современная музейная педагогика еще недостаточно уделяет внимания такому перспективному направлению как рекреация. Оно связано с организацией свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворением потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественного решение экспозиций, состав коллекций, окружающая среда) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм проведения свободного времени. Большая часть рекреационных форм рассчитана на поливозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, бал, концерт, праздник и т.д.), однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр.). Чаще всего данные формы имеют комплексный характер, то есть могут включать в себя элементы других форм. Базовые формы музейно-педагогической деятельности
Формы музейно-педагогической работы являются неотъемлемой составляющей музейной педагогики как учебной дисциплины. Однако в последнее время фиксируется некоторая неопределенность понятийного аппарата музейной педагогики, многочисленные разночтения в попытках идентификации форм музейно-педагогической деятельности. Так, в учебном пособии "Основы музееведения", опубликованном в 2005 г. Российским институтом культурологии и Государственным институтом искусствознания, в качестве базовых форм названы следующие: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), музейный праздник, историческая игра[12;131].
В классификации музейно-педагогических форм, предложенной музееведом О. А. Ботяковой, выделены два класса: класс элементарных (базовых, простых) форм и класс комплексных форм. К элементарным формам она отнесла экскурсию, лекцию, консультацию, музейное занятие, музейный урок, спектакль, концерт, дефиле (демонстрация моделей одежды), бал, мастер-класс[19;145]. При этом критериями разделения элементарных форм на два типа послужили функции: образовательно-воспитательная и рекреационная. Так, производными от образовательно-воспитательной функции стали лекция, консультация, музейный урок и музейное занятие, а производными от рекреационной функции названы экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал и мастер-класс. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в музейной педагогике позволяет произвести классификацию современных форм музейно-педагогической деятельности, в основе которой лежит критерий использования музейного предмета или музейной экспозиции. Вводимый критерий является чрезвычайно важным при определении музейной формы деятельности и способствует более четкому разграничению музейного или немузейного содержания данной формы работы. Использование вышеназванного критерия позволило разделить музейно-педагогические формы на следующие: 1) базовые формы; 2) синтетические формы; 3) немузейные формы; 4) формы организации аудитории при музее. Базовые формы - это исторически сложившиеся формы: лекция, экскурсия и консультация, в которых музейный предмет или музейная экспозиция являются неотъемлемой частью музейно-педагогического процесса[20;86]. Основной формой музейно-педагогической работы является экскурсия. Экскурсия представляет собой тип ролевого общения, т.к. каждый участник диалога действует в пределах регламента: определенный стиль поведения задан и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта. И, как правило, роли эти выполняются, "играются" охотно. Но одновременно с тем, что экскурсия строится по определенному сценарию, она представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод общается со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение - чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода.
Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся: · по профилю - на исторические, литературные, искусствоведческие, естественно - научные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; в зависимости от места проведения - по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны; · по широте охвата; · по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений; · по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми)[20;88]. Рассмотрим еще одну базовую форму музейно-педагогической деятельности - музейную лекцию, которая представляет собой систематическое, последовательное устное изложение определенной темы с обязательным привлечением музейных предметов в качестве дополнительного источника информации и демонстрационного материала[20;89]. Необходимо отметить, что одними из самых ранних форм культурно-образовательной деятельности, устанавливающих коммуникационные связи между музеем и посетителями, были лекции. По мнению М. Ю. Юхневич, музейные лекции, для чтения которых первоначально приглашались ведущие специалисты в той или иной области знания (лекции по биологии в Политехническом музее в Москве читал К. А. Тимирязев, по физике - А. Г. Столетов и П. П. Лазарев, по воздухоплаванию - Н. Е. Жуковский), во многих музеях стали использоваться раньше других форм. Такие лекции, распространявшие знания и пропагандировавшие новые научные достижения, являлись настоящим событием общественной жизни и собирали большое количество музейных посетителей. В конце XIX - начале XX в. музейные лекции и экскурсии получили распространение как часть системы внешкольного образования. Необходимо подчеркнуть, что музейная лекция является недостаточно эффективной музейной формой, оторванной от музейной экспозиции и не использующей ее потенциал. Тем не менее, как первая культурно-образовательная музейная форма, она является базовой музейной формой. Она выступает как традиционная, статичная, групповая, познавательная форма, хотя поведение аудитории колеблется от активного к пассивному. Как статичная форма музейно-педагогической деятельности лекция послужила основой для создания новых статичных форм музейной работы. Производными от базовой формы лекции являются лекторий, музейный урок, школа в музее, учебный курс, дискуссия, конференция (научные чтения) и др. Что касается беседы как музейно-педагогической формы, то ряд музеев использует эту форму работы, привлекательную присущей ей диалоговой структурой. Участниками этих бесед являются рабочие, учителя, врачи, музыкальные работники в свою очередь помогающие музею в комплектовании музейных предметов. Беседа очень часто применяется для диалога с маленькими посетителями музея. Другая базовая форма, также вполне традиционная для музея, консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода. Но, к сожалению, пока консультант в залах отечественного музея - достаточно редкое явление, тогда как во многих зарубежных с таким специалистом (главным образом - волонтером) посетитель встречается часто[20;83]. Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством "публикации" и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью. Подобные заседания являются традиционными для многих крупных, да и не очень больших музеев. Обычно они проводятся в одно и то же время, часто приурочиваются к юбилейным датам, посвящаются памяти той или иной личности, а иногда - итогам деятельности за год. Примечательно, что на этих сессиях все чаще заслушиваются сообщения об исследованиях в области культурно-образовательной деятельности музея, что еще раз свидетельствует о том, что музейная педагогика обретает научный статус[20;83]. Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности. В клубе (мы не имеем в виду те, которые больше напоминают лекторий) оно выражено наиболее определенно. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации. Деятельностью его руководит, как правило, избранный членами клуба Совет, в который входят научные сотрудники музея. На общих собраниях обсуждаются планы, отчеты приклубных секций и кружков. По тематике и содержанию деятельности клубы очень разнообразны (как разнообразны интересы, которые может инспирировать музей). Наиболее часто встречаются клубы любителей старины, краеведов, знатоков Отечественной войны 1812 года, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров (нумизматов, филателистов, фалеристов). Работа клубов базируется на музейной тематике, в ней широко используются музейные коллекции, наконец, часто она значительно обогащает музейную деятельность[17;64]. В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих - готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов[17;66]. Музейный урок (в специальных классах в музее или в школе) -это традиционный школьный урок с введением предметного ряда из подлинников и новоделов для раскрытия определенной темы. В школе музейный урок может принимать форму урока-игры, а в музее - экскурсии-викторины, экскурсии-исследования. Музейный урок, как форма музейно-педагогической деятельности, показывает свою эффективность, хотя недостаточно распространен в музейной практике. Это связано с проблемами организации таких уроков: заключения договора с администрацией школы о сотрудничестве, решения транспортных проблем с вывозом детей в музей, проблем сохранности вывозимых в школу музейных предметов и др[17;67]. Названия со словом "школа" ("школа в музее", "музейная школа" и др.) появились в музейной практике в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Эта новая музейно-педагогическая форма является и формой организации постоянной аудитории при музее, и перспективной формой освоения основ музейной культуры для детей. Школа в музее - это синтез формы (школьный урок) и музейного содержания (использование музейных предметов или урок в экспозиции) для разновозрастной аудитории, характеризующийся регулярностью, продолжительностью (от месяцев до 2-4 лет), сезонностью (летние школы). Базовая аудитория - дети начальных классов, которые начинают знакомиться с музеем, однако открыты школы и для старшеклассников, и даже для беременных женщин[20;84]. Выявленные материалы об этой форме музейно-педагогической деятельности позволяют выделить следующие школы: 1) школы музейного профиля; 2) школы, возрождающие русские традиции народного образования; 3) школы профессиональной направленности; 4) школы - "ученье с развлеченьем"; 5) школы для взрослых. Музейная школа выступает как новая, перспективная, статико-динамичная, групповая, познавательная форма с достаточной активностью аудитории. Работа школы в музее носит регулярный характер (с определенной периодичностью), формируя, таким образом, мотивированную постоянную аудиторную группу. Традиционно термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства[11;39]. Перейдем теперь к формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести, такую, как встреча с интересным человеком. Актуализации этой формы приходится на 1960-1970-е гг., когда начался процесс высвобождения музея из оков политизации, и одновременно росла посещаемость музеев. Посетителей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью - участником события, знатоком темы, коллекционером[20; 87]. Стремление к подобным публичным формам общения постепенно ослабевало, хотя названная форма - встреча с интересным человеком - остается в арсенале культурно-образовательной деятельности музеев и по-прежнему привлекает людей возможностью непосредственного общения с незаурядной личностью. Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков. Однако музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства. Внедрение музейного праздника в сферу культурно-образовательной деятельности музея обычно относят к 1980-м гг., что позволяет считать его новой формой. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности (что отличало эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с "персонажами" праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению. Наконец, "сам факт проведения праздника... уже представляет собой попытку вернуть к жизни традиционную форму отдыха человека" (Опыт организации музейных праздников, 1988, с. 5). И в этом заключается, быть может, самая большая привлекательность музейного праздника для людей, которые пытаются обрести утраченные традиции проведения праздников - без демонстраций и трибун, с одной стороны, или телевизора и застолья, с другой. Иными словами, благодаря музейному празднику вообще возрождается традиция праздника как одной из форм бытования культурного наследия. Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между "зрительным залом" и "сценой". Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях. Им предшествует большая и дружная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам[20;88]. К празднику как форме, удовлетворяющей потребность людей в рекреации и предполагающей активное включение аудитории в действие, очень близка музейная игра. Она еще в большей степени, чем праздник, является новой для музея формой, ибо ее появление всецело связано с утверждением коммуникативной модели. Историческую игру ни в коей мере нельзя назвать экскурсией (или занятием) с использованием игровой методики, подобные которым проводились и проводятся в наших музеях, где дети не перестают ощущать себя современными школьниками. Особенность исторической игры в том, что она вся построена на ролевом поведении ее участников, дает возможность погружения в прошлое, опыт непосредственного соприкосновения с историческими реалиями. Это делает историческую игру не похожей ни на какую-либо другую форму, что служит основанием для выделения ее в качестве самостоятельной. Она столь же перспективна, сколь и сложна по исполнению, ибо требует многих компонентов: специального пространства, атрибутов (включая костюмы), хорошо подготовленного, обладающего актерскими способностями руководителя, наконец, желания и способности аудитории включиться в игру, принять ее условия. (Недаром историческая игра активно и с большим эффектом используется зарубежными музеями главным образом в работе с детской аудиторией.) И все же есть основания полагать, что утверждение ее относится к близкому будущему наших музеев[20;89].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|